"Карты не принимаем"

09.07.2011 
Количество показов: 397
Водители частных автобусов предпочитают брать наличкой.
На прошлой неделе все СМИ оповестили горожан, что проезд на автобусе повысится до 16 рублей, а также вводится новая система безналичной оплаты проезда. Как оказалось, легче сказать, чем сделать. Водители частных автобусов с удовольствием повысили цены, а вот применять терминалы пока не торопятся…

Хитрость обернулась бесплатным проездом?

6 июля обладатели транспортных карт с возмущением увидели, что многие водители отказываются принимать карты и требуют плату наличными. Оказалось, что в погоне за каждым пассажирским рублем автобусники отключили и попрятали терминалы в недоступные для пассажиров места, либо вовсе не взяли их в дорогу – все равно, мол, прятать.

В этот же день в Интернет-СМИ появилась информация, что на самом деле терминалы в частных автобусах будут работать только с 9 июля. Эту информацию опровергла начальник Управления предпринимательства, промышленной политики и транспорта Екатерина Полякова.

– Если пассажир предъявил транспортную карту, а водитель отказался ее принимать, мотивируя это тем, что нет терминала или он не работает, то пассажир может не платить за проезд. В данном случае это проблемы самого водителя.

По ее словам, они ведут мониторинг тех автобусов, которые не используют терминалы, чтобы принять к ним определенные санкции. Таким образом, хитрость водителей, которые надеялись взимать с пассажиров повышенную плату, обернулась против них самих. Ситуация дошла до комичного, пассажиры предъявляли карточки, водители отказывались их принимать, соответственно некоторые горожане умудрились ездить на автобусе совершенно бесплатно.

«Карты не принимаем»

Также соблюдением новых правил заинтересовался Госкомцен. Если учесть, что ГКЦ-РЭК РС (Я) позволил поднять автобусникам цены только при условии наличии оборудования (терминалов) автоматизированной системы учета и безналичной оплаты проезда, то можно представить их негодование, когда они узнали, что водители не пользуются терминалами и отказываются принимать карточки.

В первый же день начала официального действия новых условий оплаты в общественном транспорте 6 июля, специалисты ГКЦ-РЭК РС(Я) провели мониторинг по правильности применения приказа. В результате проверки выяснилось, что ни в одном из 13 проверенных автобусов нельзя было расплатиться картой оплаты по сниженному тарифу. Таким образом, автобусники не имели права взимать с пассажиров повышенную плату независимо от того, имеют ли они карточку или нет.

Сговор водителей

По словам заместителя руководителя Управления регулирования потребительских цен, сводного и контрольно-правового обеспечения Веры Власовой, здесь можно говорить о сговоре водителей городского общественного транспорта, так как нарушители пестрят разнообразием маршрутов – 4, 6, 8, 13, 16, 17, 20, 25 – это те, которых успели проверить, и можно сделать определенный вывод.

Что же грозит нарушителям? ГКЦ-РЭК РС(Я) может применить к водителям проверенных автобусов штрафные санкции. Однако никто не был готов к диверсии перевозчиков, поэтому на сегодняшний день сложно представить, как будут развиваться события. Будут ли внесены изменения в приказ по внедрению терминалов с ужесточением ответственности, или автобусники проявят долю благоразумия, чтобы не ссориться с РЭКом, который регулирует их тарифы?

Скорее всего, о конкретных мерах мы узнаем позже, так как председатель Госкомцен республики находится в командировке в Первопрестольной. Между тем самыми честными и законопослушными оказались кондукторы муниципальных пригородных маршрутов. Они имели при себе терминалы оплаты и были готовы принимать сниженную оплату по карточкам.

Зачем вообще нужны терминалы?

Если окунуться немного в историю вопроса, то одним из сдерживающих факторов повышения цен на проезд в общественном транспорте еще в начале года стало отсутствие достоверной информации по фактическим доходам перевозчиков. Все-де они прибедняются, и правду никто не скажет. И именно введение безналичной системы расчета за проезд могло прояснить реальную картину их доходов, или хотя бы приблизить ее к реальной. Чтобы уже от фактических цифр Госкомцен мог производить расчеты и регулировать цены на проезд. Если бы предположения о сверхдоходах перевозчиков подтвердились, мы, горожане, могли бы надолго забыть о всяких повышениях.

Именно для этого автобусникам было выдано разрешение на повышение цены на проезд на рубль наличкой, чтобы стимулировать горожан покупать карты оплаты для безналичного расчета – хоть на рубль, все ж дешевле. То есть фактически-то цены на проезд не поднялись, просто для этого следует перейти на безналичку. Теперь именно от горожан зависит, насколько серьезно они готовы отнестись к эксперименту городских властей, ведь сделано все это для нашего же блага.
Количество показов: 397
Выпуск:  Выпуск № 51 от 08.07.2011 г.
Комментарии