Дорогая бумажка

29.10.2011 
Количество показов: 331
Что скрывается за цифрами в платежке по квартплате?
Странно, что мы готовы отстаивать каждый рубль сдачи, который нам недодадут в магазине и при этом безропотно оплачиваем коммунальные счета. А все потому, что в них написаны вроде понятные вещи: это – за воду, это – за отопление, вот это – за вывоз мусора. Но постойте? Неужели управляющая компания работает исключительно из любви к населению? Мы раздобыли три финансовых счета трех управляющих компаний на разные дома, но ни в одном из них нигде не упоминается о том, сколько именно из наших коммунальных денег управляющая компания оставляет себе на содержание и где заложена их прибыль?

Антиэкономия

Так как всем известно, что содержание управляющей компании не бесплатно и прибыль она имеет в любом случае, мы решили разобраться, на что живет УК. Финансовый счет коммунальных платежей делится на две части: коммунальные и жилищные услуги. Считается, что суммы, перечисленные жильцами в УК за поставку таких ресурсов, как отопление, холодное и горячее водоснабжение, канализацию, электроэнергию и газ сразу в полном объеме направляются в ресурсоснабжающую организацию, так как тарифы на эти услуги рассчитывает РЭК и оплата производится по нормативам – ни убавить, ни прибавить. Однако в свете последних событий с Федеральным законом об энергосбережении управляющие компании нашли лазейку, как заработать и на этом.

Оказывается, многие жители нашего города и не подозревают, что живут некоторое время в режиме энергосбережения, то есть по общедомовым приборам учета тепла и водоснабжения. Так как фактическое потребление обычно бывает ниже нормативного (от 10 до 40%), то на этой разнице УК может зарабатывать приличные деньги с каждого обманутого дома. То есть жильцам выставляется счет по нормативу, а поставщикам оплачивается по счетчикам.

По закону общедомовой прибор учета может быть установлен при согласии собственников – по протоколу общего очного или заочного голосования. В Якутске практикуется установка приборов учета как за счет собственников, так и за счет УК. Если прибор учета вам установила компания за свой счет, то она вправе сначала вернуть себе затраченные средства за счет возникшей экономии, затем лишь начинать делать перерасчеты. В этом случае прибор учета является собственностью жильцов с момента полного возмещения. Второй вариант – УК устанавливает прибор учета (с согласия собственников опять же) полностью за свой счет, и не требует возмещения за него, то есть предоставляет как бонус. В этом случае принадлежность прибора учета необходимо определить тем же протоколом. В Якутске нередки случаи, когда при смене УК или способа управления предыдущая забрала свои приборы учета с собой. И третий способ установки, предусмотренный ФЗ-261, это установка приборов учета за счет собственников с возмещением в рассрочку. В этом случае собственники сразу получают экономию, а рассчитываются за прибор отдельной строкой в квитанции. В конечном итоге собственники, оплачивающие по квитанциям УК, все равно должны начать экономить. Однако описанный выше случай обмана чаще вытекает из второго способа, когда УК устанавливает прибор учета без протокола согласия собственников (или по поддельному), а разницу кладет в карман, не оповещая жильцов о наличии приборов. Чтобы узнать точно, имеются ли в вашем доме приборы учета и на каких основаниях, вы должны затребовать у УК годовой отчет.

Я сам обманываться рад…

Теперь рассмотрим квитанции на жилищные услуги. Все деньги, которые поступают в УК по жилищным услугам, попадают в полное распоряжение компаний. Даже если в квитанции написано, что «вывоз мусора - 1,97», а «уборка двора - 1,7», это не значит, что все собранные средства по этим статьям без всякого пересчета передаются мусоровозам и дворникам. Так, например, в доме общей площадью 3592,8 кв. метров (5-этажный трехподъездный дом индивидуальной планировки) за услуги мусоровоза собирается каждый месяц 7 077,8 рублей. В соседнем доме общей площадью 2715,5 кв. метров (4-этажный КПД) собирается по тому же тарифу 5 349,5 рублей. В этих домах примерно одинаковое количество квартир и жильцов, и мусорят они теоретически тоже одинаково. И хотя по закону (Жилищный кодекс РФ) вывоз мусора считается содержанием имущества и рассчитывается по квадратным метрам собственности, вывозится мусор все равно по фактическому наполнению.

Как должно быть? При расчете тарифа УК должна принять во внимание среднегодовой фактический вывоз в каждом определенном доме, а затем «раскидать» его по месяцам и метрам. Но на практике этого никогда не делается. То же и с дворниками. И в том, и в другом доме придомовая площадь одинаковая. Если следовать логике, то за уборку новостройки дворник должен получать 6 100 рублей, а КПД - 4 600. Но на практике УК нанимает одного дворника для уборки нескольких домов, зачастую в ущерб качеству платит ему за все 10-12 тысяч. И последний появляется на работе раз в неделю. Но даже если дворник уволится совсем, вам все равно будут приходить счета за его услуги – в карман УК.

Самая загадочная часть в наших квитанциях – это техобслуживание. В квитанции новостройки не стали распинаться и написали «содержание общего имущества» на сумму 19 рублей с каждого из 3600 квадратных метров. В месяц это 68 000 рублей. В КПД берут дешевле (другая УК) – всего 18,2, то есть в месяц 49,4 тысячи (включая вывоз мусора и работу дворников). Что должны делать УК на 13 оставшихся рублей после затрат на мусор и дворников? На самом деле много чего: производить мелкий ремонт в подъездах – ремонт и укрепление дверей, окон, замену разбитых стекол, подготовку дома к сезонной эксплуатации (ремонт, регулировка и испытание систем отопления), укрепление водосточных труб и колен, замену прохудившихся частей труб и заделку свищей (течей), замену выключателей и лампочек, проведение техосмотров и мелкий ремонт в системах вентиляции, электрики, аварийное обслуживание, устранение засоров внутренних систем канализации, ремонт кровли, даже травить тараканов и мышей. Все эти работы обязательны. Но часто ли в новостройках текут трубы и протекают кровли? Много ли мышей потравили УК за все время существования кэпэдешек? Как часто вам на самом деле вкручивают новые лампочки и меняют выключатели? Промывка систем отопления вообще производится один раз в год в лучшем случае, а в обычном – не производится совсем, если с прошлого года там все в порядке.

Вот и получается, что управляющей компании вовсе необязательно закладывать отдельной строкой в квитанции содержание своего директора, бухгалтера, диспетчера, служебного авто и аренду помещения. Равно как и не закладывается сюда после всех скандалов кассовый сбор (который в расчетах все равно присутствует – так пункт оплаты содержать надо). И, конечно же, прибыль бизнесменов-коммунальщиков. Все эти расходы кроются в наших отсутствующих дворниках, уборщицах подъездов, месяцами разбитых лампочках и нелатаных трубах.

Откуда цифры

Выше мы указали расценки на вывоз мусора и дворников, но откуда они взялись? Ведь на самом деле, то есть по закону, жильцы ежегодно должны сами собираться, обсуждать и устанавливать свои жилищные тарифы. Все проще простого. На практике собственники квартир совершенно инертны, и им безразлично, по какой квитанции платить и каких услуг ждать от УК. Они не собираются ни на какие собрания и не подписывают никаких бумаг или подписывают любые, какие предъявят. Так по каким же тарифам мы живем?

Ежегодно комитет экономики (КЭПиЦ) мэрии рассчитывает перечень услуг и тарифы на содержание муниципального жилья. Вот именно там мы взяли весь перечень необходимых жилищных услуг и их расценки. Но почему по ним живут все прочие? Просто потому, что когда жильцы не собираются на собрание и не утверждают никаких тарифов, УК просто берет за основу тарифы муниципалитета. Но по закону в вышеописанном случае безразличия жильцов тарифы должны остаться прошлогодними.

Так как же сделать правильно?

Во-первых, запросить отчет у управляющей компании за текущий год и при помощи жильцов-экономистов тщательно в нем разобраться (аудит), подтверждая или не подтверждая оказанные услуги согласно прейскуранту. Перечень работ по управлению фондом должен быть перечислен в договоре на управление с данной УК. УК должна подтвердить свои затраты на те или иные услуги, а также необходимый их объем (например, сколько рейсов мусоровозов в год необходимо вашему дому для поддержания санточек в чистоте). В результате этих расчетов должны быть выведены такие жилищные тарифы, которые будут объективным показателем качества обслуживания дома по необходимым услугам. Так, к примеру, новый дом или дом после качественного капремонта менее всего нуждается в латании дыр, труб и крыш, и расходы на техобслуживание здесь могут быть значительно сокращены. В старом же доме, давно не видевшем капремонта, расходы на латание могут быть немного увеличены или остаться прежними, но не на бумаге, а на деле.

И чтобы в дальнейшем не жить с УК в состоянии перманентного обмана, по договору с управляющей организацией жильцы должны учесть то, что УК не работает бесплатно, и отдельной строкой для полной прозрачности заложить средства на управление домом. То же – с кассовым сбором. Кассовый сбор законен, если о его введении жильцы заранее договорились и внесли его в тариф. Стоит заметить, что если собственники не захотят работать с УК по-честному, то есть заложить в тарифы содержание сотрудников компании и кассовый сбор, то УК может отказаться от обслуживания дома, и другая компания станет действовать по прежнему принципу: не обслуживать, но содержать себя.
Количество показов: 331
Выпуск:  Выпуск № 83 от 28.10.2011 г.
Комментарии