Кредитная подоплека

14.02.2010 
Количество показов: 305
Сейчас, наверное, каждый потребитель знает, что за восстановлением своих нарушенных прав надо обращаться непосредственно к их нарушителю или в суд.
Но не все так просто с банковскими услугами, если быть точнее, с кредитами. Обычно мы обращаемся за такой услугой в банк, когда у нас имеется для этого насущная необходимость. В этот момент больше всего боимся получить отказ. Может быть, именно поэтому на рынке банковских кредитных услуг царит некая полутьма. Заемщики, боясь не сойтись с банком в интересах, подписывают любые бумаги, дабы получить желаемое в долг. И лишь немногие рискнули обратиться за защитой своих прав.

На вопросы «ЭС» ответила ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора по РС (Я) Анна Панова.

- В каких банках Якутска проводились проверки и есть ли среди них добросовестные кредиторы?
- В 2009 году Управлением Роспотребнадзора по РС (Я) был проведен ряд плановых контрольно-надзорных мероприятий в отношении банков, расположенных на территории республики. В ходе данных мероприятий выявлены нарушения законодательства о защите прав потребителей. Также административные дела были возбуждены по заявлениям граждан. Основные нарушения во всех проверенных банках – это нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о финансовой услуге и включение в договор условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами. По данным фактам были возбуждены дела об административных правонарушениях, и банки как юридические лица привлечены к административной ответственности.

- Обладатели каких кредитов более уязвимы – мелких потребительских или крупных, ипотечных?
- В общем, нарушения прав потребителей при выдаче мелких потребительских кредитов и так называемых ипотечных практически идентичны. Однако при заключении кредитного договора на приобретение жилья банки зачастую включают условие о необходимости страховании жизни и здоровья заемщика, что противоречит действующему законодательству и возлагает на потребителя бремя несения дополнительных расходов на страхование.

- Как распознать незаконные условия в договоре и что делать, если другого договора не предлагают?
- Потребителю до заключения кредитного договора необходимо детально изучать его условия и, прежде всего, обращать внимание на следующее:
  • допустимость одностороннего изменения банком условий договора, в том числе изменение процентной ставки и размера пени после заключения договора без согласия заемщика;
  • допустимость одностороннего расторжения банком договора во внесудебном порядке вследствие наступления событий, не установленных ГК РФ в качестве законных оснований получения соответствующего права (ст.310, п. 2 ст. 450 ГК РФ);
  • установление штрафных санкций за реализацию заемщиком установленного кредитным договором права на досрочное возвращение займа (то есть за надлежащее исполнение условий договора);
  • установление штрафных санкций за просрочку внесения очередного платежа, если договором предусмотрено погашение займа по частям, поскольку законом установлена за это иная форма ответственности – право займодавца потребовать сумму займа с причитающимися процентами досрочно (ст. 811 ГК РФ);
  • ограничение права потребителя на самостоятельный выбор места предъявления иска;
  • включение в договор условий о взимании платы за открытие и ведение ссудного счета (то есть, платы за неоказанные услуги).
Потребитель должен знать, что договор – это соглашение сторон. И в случае несогласия с тем или иным условием необходимо до заключения договора составить в письменной форме и представить в банк свои возражения и предложения по договору.

- Каким образом можно добиться восстановления своих прав, каков алгоритм действий?
- Все зависит от того, какие именно права нарушены. Так, в компетенцию Роспотребнадзора входит привлечение к административной ответственности виновных лиц за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об исполнителе и об оказываемой услуге, а также за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя. Взыскание же с банков в пользу потребителей сумм комиссий и иных платежей, взимаемых неправомерно, осуществляется исключительно в судебном порядке. Однако прежде чем обращаться в суд, потребителю необходимо обратиться с соответствующим требованием непосредственно к банку.

- Можно ли вернуть свои деньги по ранее заключенным договорам и (или) уже по выплаченным кредитам?
- Да, можно, в случае, если банки добровольно удовлетворят требования потребителя после предъявления им претензии, либо в судебном порядке. При этом следует иметь в виду, что общий срок исковой давности (срок для защиты нарушенного права по иску), установленный Гражданским кодексом РФ, составляет три года.

- Что грозит тем заемщикам, которые рискнут судиться с банками?
- Статьей 4 ФЗ «О кредитных историях», определяющей содержание кредитной истории, в отношении субъекта кредитной истории (заемщика) и в отношении обязательства не предусмотрено обязательное включение информации о наличии судебных тяжб между банком и заемщиком. Кроме того, удовлетворение судом законных требований потребителя не должно влиять на его дальнейшие правоотношения с банкомответчиком либо с иными банками.
- За 2009 год в Управление Роспотребнадзора по РС (Я) поступило 41 обращение в связи с нарушениями прав граждан и их законных интересов кредитными организациями в сфере оказания финансовых услуг. Из них 10 – по телефону «горячей линии».

Количество обращений по сравнению с 2008 годом увеличилось на 70%. Заявления граждан поступали в отношении ОАО «РИА», ОАО «Далькомбанк», ОАО «Хоум Кредит Банк», ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк», Сберегательного банка РФ, ЗАО «ВТБ 24», ЗАО «Банк Русский Стандарт», ООО КБ «Ренессанс Капитал», АКБ «Сир».
Количество показов: 305
Выпуск:  Выпуск "Эхо столицы" № 11 (1824) от 12.02.2010 г.
Комментарии