Транспортные карты: Проблемы и решения

20.08.2012 
Количество показов: 8819
Как и всякое новое, расчет за проезд в автобусах транспортными картами у части населения вызывает некоторые трудности, которые выливаются в многочисленные жалобы – в мэрию, в банк, в диспетчерскую.
Но лишь часть этих жалоб обоснована, все остальное – от недостаточного информирования населения, так считают те, кто активно участвовал во внедрении электронного расчета на пассажирском транспорте в городе Якутске. И хотя в прессе опубликовано предостаточно разъяснений, мы снова решили проанализировать возникающие проблемы, способы их решения и рассказать о некоторых планах в сфере электронной платы.

Транспортная карта принимается для оплаты проезда на автобусах городского и пригородного сообщения. При этом с карты списывается сумма, соответствующая тарифу, установленному на данном виде транспорта. Стоимость транспортной карты с нулевым балансом составляет 70 рублей. Стоимость проезда по транспортной карте на городском общественном транспорте составляет 15 рублей.

Подключение льготы к социальной карте составляет 326 рублей (стоимость бумажного проездного), а проезд по ней осуществляется бесплатно.

КАРТА ЕСТЬ – ОПЛАТЫ НЕТ

Наибольшее возмущение у некоторых пассажиров вызывает тот факт, что при попытке расчета транспортной картой безналичной оплаты не происходит, и водитель или кондуктор требует оплатить проезд наличными деньгами. В чем причина?

Карта не активирована

Подключение льготы и ее продление на очередной месяц происходит в течение 3-х дней. Поэтому подключение льготы и ее продление нужно делать заранее, а не в день, с которого вы решили осуществлять поездки. Активировать карту необходимо первый раз, затем активация происходит автоматически при наличии на счете абонента суммы в размере не менее 326 рублей на начало расчетного периода (месяца). Позаботиться об этом необходимо заранее.

Что делать?
Оплатить проезд наличными деньгами по тарифу 16 рублей. Если с момента активации карты прошло более трех дней, обратитесь в банк для выяснения обстоятельств.

На счету нет средств

Если на терминале высвечивается «недостаточно средств», значит, сумма, зачисленная на карту, уже истрачена.

Что делать?
Оплатить проезд по тарифу 16 рублей и пополнить счет в любом из терминалов или кассах банка.

Терминал не принимает оплату с данной карты

В программе заложена возможность рассчитаться по карте в каждом конкретном автобусе только один раз за рейс во избежание двойного взимания платы. В конце каждого рейса водитель/кондуктор обязан сделать выгрузку данных. После этой выгрузки карта к оплате принимается повторно, если, к примеру, вам в один день доведется проехать на одном автобусе дважды.

Что делать?
Производится выгрузка данных и принимается электронная оплата. В противном случае пассажир имеет право на бесплатный проезд, так как электронная оплата не была произведена по вине водителя/кондуктора.

Терминал не работает

Если по каким-то причинам терминал в автобусе не принимает оплату по причине неисправности, держатель карты имеет право на бесплатный проезд, так как электронная оплата не была произведена не по вине пассажира.

Что делать?
Если водитель/кондуктор протестует против бесплатного проезда, напомните ему о своих правах или обратитесь с жалобой в Центральную диспетчерскую службу по номеру 42-48-14

Карта не принадлежит предъявителю

Льготная транспортная карта именная с фотографией, и действует только на предъявителя. Если для льготной оплаты проезда вы воспользуетесь чужой картой, водители или кондуктор к оплате ее не примут

Что делать?
Не пользоваться чужими именными картами. Оплатить проезд по тарифу 16 рублей

Подключение льготы на карту делается в любом офисе и кассе Алмазэргиэнбанка

БЕЗНАЛИЧНЫЙ РАСЧЕТ: КОМУ ЭТО ВЫГОДНО?

Внедрение безналичной электронной оплаты проезда в общественном транспорте в этом году проводится особенно интенсивно, и в дальнейшем будут создаваться все условия для того, чтобы максимально большее количество пассажиров общественного транспорта перешло на безналичный расчет. Кому это нужно?
  • Автопредпринимателям для учета пассажиропотока, вычисления доходной и налоговой базы, для ведения прозрачного бизнеса.
  • Государство получает информацию в части регулирования тарифной политики и определения налоговой базы, а так же для прозрачности выделения средств на перевозку льготных категорий.
  • Безналичный расчет, развитие электронных денег укладывается в концепцию Министерство финансов – уход от теневых оборотов.
  • Удобство для пассажиров: нет необходимости иметь при себе оригиналы важных документов – льготникам, а так же выдавать наличные деньги детям, ученикам младших классов.
Если на карту поступает пенсия или ЕДВ, то не нужно специально приходить в банк для продления действия льготы, достаточно оставить 326р. при получении сумм пенсии или ЕДВ в банкоматах или кассах банка.

ТИПЫ КАРТ

В настоящее время в Якутске можно оплатить проезд на безналичной основе, используя три типа карт.

Транспортная карта действует по принципу «электронный кошелек». Максимальная «вместимость» этого кошелька – 15 000 рублей. Стоимость карты – 70 рублей. Положенные на карту деньги можно использовать только для оплаты проезда. Обналичить деньги с транспортной карты невозможно. Если деньги не потрачены, то они сохраняются на карте.
- Школьная социальная именная карта для учеников с 1 по 4 класс включительно, которая дает право бесплатного проезда в общественном транспорте в период с 1 сентября по 31 мая. Проезд по такой карте должен быть зафиксирован терминалом. Во время летних каникул такая карта действует как обычная транспортная карта со стоимостью проезда 15 рублей. При расчете транспортной картой школьнику необходимо иметь при себе школьную справку с фотографией. При отсутствии карты проезд должен оплачиваться по полной стоимости.
Школьная транспортная карта стоит 50 рублей. Для удобства родителей подача заявок на школьную транспортную карту производится через школы. На данный момент АКБ «Алмазэргиэнбанк» передал в школы уже более 9 200 школьных транспортных карт. В случае, если школьник потеряет карту, необходимо будет обратиться в банк по адресу: ул. Ленина, 1, каб.243 для ее восстановления. Стоимость восстановления карты – 50 рублей. Тем, кто еще не обзавелся школьной картой, необходимо до 1 сентября подать заявку в школу.
- Социальная карта может быть одновременно транспортной, если к ней подключена соответствующая льгота на проезд. Карта имеет неограниченное число поездок в течение календарного месяца и принимается на автобусах городского и пригородного сообщения. При «оплате» проезда электронной картой никаких денег со счета не списывается, просто фиксируется факт вашего проезда в данном автобусе в данный период времени. Действие льготы продлевается на очередной месяц за те же 326 рублей.

Если в течение всего календарного месяца вы не произвели ни одной оплаты проезда по социальной карте до 5 числа следующего месяца, 326 рублей вернутся на счет карты. Если вы проехали по карте хоть один раз за месяц, то считается, что вы воспользовались льготой.

С 16 апреля и до конца учебного года, т.е. по 31 мая 2012 г. школьники начальных классов (с первого по четвертый класс включительно) ездили в городских автобусах бесплатно при наличии школьной транспортной карты. В этот период расходы по перевозке детей взяли на себя автопредприниматели. А с нового учебного года – с 1 сентября, согласно распоряжению Главы города Айсена Николаева, на территории городского округа вводится бесплатный проезд для учащихся младших классов за счет муниципалитета. Школьная карта действует 7 дней в неделю и в каникулы. Количество проездов не ограничено.

КТО СЧИТАЕТСЯ ЛЬГОТНИКОМ?

Пользоваться льготным проездом имеет право 16 категорий льготников, в настоящее время льготный проезд по социальной карте получают ветераны труда, держатели социальных карт. Пока федеральные льготники продолжают ездить по бумажным проездным.

В дальнейшем могут быть рассмотрены льготные условия проезда в общественном транспорте студентов, детей из многодетных и малообеспеченных семей, корпоративные карты, например, для госструктур или предприятий и другие. В настоящее время Якутск – один из немногих городов, где ветераны ВОВ имеют 100% льготу на оплату проезда в любом общественном транспорте.

Рассматривается возможность в дальнейшем выпускать зарплатные карты банка со специальным чипом, позволяющим пользоваться ею как транспортной картой.

ЧТО ДЕЛАТЬ ПРИ УТЕРЕ КАРТЫ?

В случае, если утеряна любая карта, то необходимо первым делом звонить в банк по телефону 8 800 100 34 22 и блокировать карту, чтобы ею не воспользовались, и средства на ней были потрачены.

Транспортная карта, в случае утери не восстанавливается, а приобретается новая, средства на утерянной карте переносятся с утерянной карты на новую.

В случае, если утеряна школьная карта, то необходимо также заблокировать ее и подать заявление в банк на восстановление, стоимость восстановления - 50 рублей

В случае утери социальной карты также необходимо защитить средства на ней, позвонив в банк и попросив ее заблокировать. Карта восстанавливается бесплатно в банке.

При утере или порче карты неизрасходованные средства можно будут перенести на новую карту. Для этого нужно приобрести новую карту и обратиться с чеком в Центр обслуживания (тел. 444-011).

ЗАЧЕМ МЕНЯТЬ БУМАЖНЫЙ ПРОЕЗДНОЙ НА КАРТУ?

Менять обычный бумажный проездной на электронный имеет смысл по нескольким причинам:
  • во-первых, держателю карты не нужно носить с собой оригиналы документов, удостоверяющих личность и право льготного проезда;
  • во-вторых, исключается возможность передачи права льготного проезда третьим лицам;
  • в-третьих, справедливое распределение гарантированных бюджетных средств между перевозчиками по фактическому количеству оказанных услуг;
  • в-четвертых, каждый льготный пассажир, который проехал в автобусе и «расплатился картой» для каждого конкретного водителя является таким же плательщиком, как и все прочие, что исключает в дальнейшем повод нерадивым автобусников ворчать на «бесплатников», оставлять их на остановках, проезжать мимо, что, к сожалению, иногда случалось.
Всего имеют право на льготный проезд в городе Якутске 45 тысяч жителей, но пользуется этими льготами лишь треть – 15 тысяч человек.

КАК И ГДЕ ПОЛУЧИТЬ КАРТУ

В силу технологических особенностей, купить транспортную карту возможно только в офисах банка.
Пополнить транспортную карту и школьную транспортную карту теперь можно через терминалы самообслуживания Алмазэргиэнбанка, которых уже более 30-ти , и в более чем 15 кассах банка.

ПАМЯТКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

Последовательность действий для пополнения транспортной карты:
1) На главном экране выбираем картинку «Транспортная карта».
2) На заставке «транспортная карта» выбираем «пополнение».
3) Кладем карту в специальную нишу, обозначенную на терминале желтой поверхностью с надписью «транспортная карта», и выберите «продолжить».
4) Терминал выведет на экран номер вашей карты и остаток денежных средств на карте. Далее вы можете выбрать действие «пополнить» или «вернуться назад»
5) Если вы выбрали «пополнить», вставляйте купюры по одной в купюроприемник терминала. Транспортная карта должна оставаться в желтой нише.
6) Введя в купюроприемник терминала купюры на желаемую сумму (сумма принятых купюр терминалом отражается на экране), согласитесь с суммой пополнения.
7) Информация о платеже будет записана на вашу транспортную карту, терминал напечатает чек о пополнении транспортной карты.
8) Заберите транспортную карту с терминала.

Узнать остаток средств на транспортной карте можно в терминалах при пополнении карты или в кассах банка или при расчете через терминал по приему оплаты в автобусе.

ДОТОШНЫЙ МОНИТОРИНГ

Ни одна поездка «по карте» не проходит бесследно, даже если карта не сработала по какой-то причине в Центральной диспетчерской службе на Ленина, 7 ведется мониторинг всех электронных платежей. Система позволяет проверить, когда и как расплатились транспортной картой и по какой причине могла быть не принята оплата. Стоит ввести номер карты в компьютер системного администратора, и на экране высветятся все операции, когда-либо проведенные с данной картой, а так же можно посмотреть баланс карты на каждую проведенную транзакцию. К примеру, держатель карты с номером хххх 10 июля пытался оплатить проезд картой, но на его счету оставалось всего 5 рублей, электронная оплата не принята. Или держатель социальной карты уууу 3 июля подал кондуктору карту, но та оказалась не активированной, естественно, в автобусе случился скандал и немедленно поступила жалоба... Все операции с каждой картой записываются с точностью до секунды. Такая информация необходима для качественной работы центра обслуживания, ведь у держателей карт появляются претензии по причине малой осведомленности о тонкостях работы системы.

Кроме того, система позволяет быстро и точно сделать разнообразные аналитические отчеты, посмотреть данные о предпринимателях, осуществляющих перевозки, позволяет вести прозрачную финансовую отчетность.

ЧТО ЗНАЧИТ РУБЛЬ ДЛЯ ПАСАЖИРА?

Почему ГКЦ РЭК РС(Я) при утверждении ныне существующих тарифов на городские транспортные перевозки допустил разницу в размере 1 рубль для наличной и безналичной оплаты проезда? Дело в том, что до настоящего времени предприниматели от перевозок не могли предоставить точную доходную базу, согласно которой можно было бы вычислить экономически обоснованный тариф для населения. Поэтому ежегодно возникали жаркие дискуссии по поводу повышения или не повышения тарифа на проезд в автобусе. Бросили эту затею и федеральные органы власти, заменив метод начисления налога на доходы перевозчиков лицензированием с твердой ставкой налогообложения.

Одним из способов решения проблемы явился перевод расчетов в транспорте на безналичный расчет. Но как уговорить пассажиров перейти на новый для Якутска способ оплаты проезда в автобусе? Исходя из опыта других городов, регионов и даже стран, было решено ввести дифференцированный тариф для разных способов оплаты. Однако, несмотря на то, что каждый раз при повышении тарифа на один рубль в год пассажиры рвали и метали, в этот раз ради экономии 1 рубля они не пошли массово приобретать транспортные карты. Подавляющее большинство пассажиров все еще предпочитает рассчитываться с водителем по-старинке – звонкими монетками и хрустящими бумажками. Для того, чтобы полностью перейти на безналичную оплату на транспорте более развитым странам потребовалось гораздо больше времени. И хотя сейчас представители перевозчиков уверяют нас в том, что безналичный расчет и прозрачность дохода выгодны им самим, ни один водитель автобуса от наличных денег не откажется.

Между тем, в других регионах и даже странах давно перешли на «оптовую торговлю» поездками, когда оптом явно дешевле. Так, по последним данным, в Москве «розничная» цена поездки в метро стоит 28 рублей, а вот по «оптовому проездному» на 60 поездок одна обойдется лишь около 19 рублей. Ради такой разницы, конечно, купишь проездной! В Барселоне (Испания) проезд в автобусе за наличные будет стоить 2,5 евро, а по безналичной транспортной карте – всего 90 евроцентов. В Сеуле продают не весь проезд целиком, а остановками, а в соседнем от нас Нерюнгри стоимость проезда в автобусе зашкаливает по нашим меркам – 23 рубля за раз и никаких альтернатив в виде проездных и транспортных карт.

Из этого следует вывод, что в скором времени и у нас будут активно вводить дифференцированную стоимость тарифа. Для тех, кто пользуется часто – дешевле, для «случайных пассажиров» - дороже. Таким образом, максимальное число постоянных пассажиров будет просто вынужденно приобрести транспортные карты и приложения для безналичного расчета, но за счет средней стоимости не будет потери доходной части транспортных предприятий.

ОПЛАТА ПРИ ВХОДЕ

В скором времени оплату за проезд должны будут производить при входе – того требуют правила пассажирских перевозок. Но это не значит, что пассажира не пустят в автобус, если он не вынет из кармана оперативно карту или деньги. Оплатить проезд будет необходимо в течение одной остановки, иначе пассажир становится безбилетным, и, попавшись контролеру, ему придется оплатить штраф в размере от 50 рублей. Таким образом, в интересах пассажира будет потребовать билет, являющийся бланком строгой отчетности вроде кассового чека и «по-совместительству» договором оказания услуги. По выданным билетам будет проводиться мониторинг пассажиропотока. Билеты уже закуплены.

По всем вопросам и с жалобами вы можете обращаться в Центральную диспетчерскую службу пр.Ленина, 7, телефон 42-48-14, или позвонив в Алмазэргиэнбанк по телефону 34-22-22 или по бесплатному многоканальному номеру 8-800-100-34-22,.

За помощь в подготовке материала автор благодарит директора ООО «Центральная диспетчерская служба» Андрея Шарыгина, системного администратора диспетчерской Бориса Диданова, директора НП «Союз-Авто» Сергея Максимова, начальника управления пластиковых карт «Алмазэргиэнбанка» Николая Бутакова и пресс-секретаря «Алмазэгиэнбанка» Екатерину Кривогорницыну.
Количество показов: 8819
Выпуск:  № 64 от 17.08.2012 г.
Комментарии