Тупики самоуправления

02.08.2015 
Количество показов: 1582
         Большинство россиян  давно являются собственниками жилья. Тем не менее, за 20 лет жилищной приватизации в сознании наших граждан почти ничего не изменилось. Мало прибавилось у собственников юридических знаний своих прав и обязанностей, несмотря на огромное количество проводимой разъяснительной работы в СМИ и Интернете.

      В Якутске в большинстве  МКД отсутствует фактическое самоуправление общим имуществом, то есть всем тем, что находится в доме, помимо квартир. Сами собственники не проявляют  активность в управлении своим домом, а ведь проблемы ЖКХ  отлагательств не прощают.

С 2013 года в многоквартирных домах стали создаваться  Советы домов ( ст. 161.1 ЖК РФ), которые наделены полномочиями осуществлять контроль за оказанием услуг и выполнением работ по управлению МКД, содержанию и ремонту общего имущества, за качеством предоставляемых коммунальных услуг и др. Но далеко не во всех МКД такие советы избраны. Увы, ни сами собственники, ни УК, ни управы округов собрания по выбору Совета дома не проводят. Собственники дома считают, что им это не нужно, а УК не нужен еще один активный контроль за качественным предоставлением услуг.

    Также  статья 161.1 ЖК РФ гласит, что если в течение календарного года  Совет дома не избран, то орган местного самоуправления в трехмесячный срок должен созвать общее собрание собственников помещений и избрать Совет дома, в том числе председателя Совета данного дома или поставить вопрос о создании в доме ТСЖ. 

Общее собрание и Совет МКД являются органом управления домом и контроля за управляющей компанией

Большая проблема провести общее собрание для принятия необходимых решений, собственники не считают нужным выходить на собрание, они равнодушны  ко всему, что происходит в их домах, а одна из главных причин – много квартир сдается в аренду. И мы часто сталкиваемся с тем, что арендатор «вдруг» не знает номера телефона собственника, или где его найти.

Собственники сами не хотят участвовать в управлении своим домом!  Сложившуюся  ситуацию надо менять. Жилищное законодательство в части управления МКД необходимо переосмыслить. Общее  собрание и Советы появились в ЖК РФ в 2011 г. (подчеркиваю в Жилищном кодексе) после того, как собственники протестовали против искусственного создания ТСЖ органами исполнительной власти (такие случаи были по всей России). Законодатель пошел на уступки и создал демократическую структуру в форме общих собраний и Советов, до этого в МКД были старосты. В результате конкретные собственники перестали нести ответственность за свои МКД, охотно делегируя свои полномочия «в никуда». Вот что действительно произошло, и это следует решительно менять.

              Демократические методы должны сочетаться с экономическими. Например, неучастие в собрании должно квалифицироваться как фактический отказ от управления долей в общем имуществе. То есть как нарушение норм демократии и правил экономики. Воспрепятствовать такому нарушению можно и штрафом, и сокращением кворума собрания на число нарушителей. Штраф явится экономическим стимулом для соблюдения интересов всех собственников; сокращение  кворума собрания – стимулом для соблюдения принципов, без которых не бывает демократии.  Полагаю, что только реальными и энергичными мерами можно продвигаться сейчас в сложном деле воспитания настоящих собственников своего дома.      


Председатель Комитета ЖКХ при ТПП                                                                                 

Л. Медведева.

 

Количество показов: 1582
Выпуск:  №85 (2459) от 31 июля 2015 г.