Где перерасчет за тепло?

05.12.2015 
Количество показов: 1945
Большинство из нас привыкли платить за коммунальные услуги по выставленным счетам, а при недопоставке каких-либо услуг ворчать у себя на кухне. И, несмотря на широкое информирование населения по вопросам ЖКХ, многие до сих пор не знают, что нам должны возмещаться излишки затраты, например, за тепло.
Мэрия контролирует экономию
Установка общедомовых приборов учета на энергоресурсы проводится в рамках Федерального закона № 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». До 1 июля 2012 года собственники жилья в многоквартирных домах должны были установить общедомовые приборы учета за счет собственных средств. Однако не все своевременно сделали это.  С 1 июля 2012 года установка общедомовых приборов учета возложена на ресурсоснабжающие организации.  В 2013 и 2014 году при поддержке регионального бюджета были установлены общедомовые приборы учета тепловой энергии, холодного и горячего водоснабжения на всех многоквартирных домах, где имелась техническая возможность их установки.
После завершения этапа установки в логике начать расчеты по этим приборам и при наличии экономии делать перерасчеты населению. Для контроля расчетов по ОДПУ   Окружная администрация организовала работу по дистанционной передаче данных на сервер программного комплекса по начислению платежей за ЖКУ. Подрядная организация Окружной администрации обеспечивает услуги по подключению и информационно-технологическое обслуживание ОДПУ, а также производит автоматизированный сбор показаний приборов учета энергоресурсов с общедомовых приборов учета по автоматизированной системе технологического и коммерческого учета производства и потребления энергетических ресурсов и воды на территории городского округа «город Якутск» (далее-АСТКУ).
Положение, регламент информационного взаимодействия участников АСТКУ производства и потребления энергетических ресурсов и воды на территории городского округа «город Якутск»  и протокол межсерверного взаимодействия утверждены Постановлением Окружной администрации города Якутска №133п от 19.05.15г. 

Дом.Онлайн
АСТКУ позволяет: проводить автоматизированный сбор показаний приборов учета энергоресурсов; выявлять нештатные ситуации (утечки, порывы, нарушение режима и т.д) и своевременно оповещать об этом потребителя; вести учет для систем снабжения: газа, горячей воды, холодной воды, пара, тепла, электроэнергии; формировать отчеты для ресурсоснабжающих организаций; выполнять сравнение потребления с договорной (нормативной) нагрузкой или потреблением за прошлые периоды; сводить баланс потребления по дому; работать с различными моделями приборов учета энергоресурсов (свыше 200 моделей).
АСТКУ обеспечивает ретрансляцию данных в программный продукт «Дом.Онлайн» (ЕИААС ЖКУ), что позволяет проконтролировать расчеты по показаниям приборов учета.
Кому достается вся экономия?
По анализу показаний передаваемых по системе АСТКУ представители Окружной администрации отметили, что в большинстве домов, оснащенных приборами учета, согласно статистике прошлого года, фактическое потребление теплоэнергии было ниже норматива. «В городе стоят уже приборы учета теплоэнергии в 854 домах, и в большинстве домов после их установки отмечается экономия. То есть фактическое потребление тепла и горячей воды, как правило, меньше, чем нормативное».
 «Нам хотелось, чтобы населению наконец-то начали делать перерасчеты.  И тогда следующим этапом люди принимают меры по энергосбережению и регулированию энергопотребления - и экономят еще больше. Это именно тот эффект, которого хочет добиться Окружная администрация».
Выборочный анализ, проведенный специалистами  МКУ «Расчетно-биллинговый центр»  в домах, где установлены  общедомовые приборы учета, показал: фактический объем теплопотребления в значительной части домов ниже нормативного уровня на 10 - 30%.
Но почему никаких перерасчетов не видит население? А причина в том, что ресурсники и управляющие компании не заинтересованы в этом. Каковы же их истинные интересы. 

Никому не выгодно, кроме жителей
Ресурсникам выгодно производить расчеты по нормативу и полностью получить все причитающиеся субсидии. А если предъявлять по показаниям приборов учета, то и денежек будет на 10-30% меньше. Поэтому они всячески препятствуют и не допускают приборы учета в эксплуатацию. Их даже не смущает, что за деньги регионального бюджета они сами устанавливали эти приборы учета. Поэтому для них требование Окружной администрации о дистанционной передаче данных «нож в сердце».
Управляющие компании как будто на стороне жителей. Но для них эта возня с приборами учета лишняя трата денег и времени. Почему? Во-первых, деньги за коммунальные ресурсы должны полностью уходить ресурсникам. Зачем их экономить? Пусть население платит по нормативу, а мы их перечислим ресурсникам и все. Забыли. Это мнение честных компаний. У нечестных логика другая. Просто собирать деньги за ресурсы по нормативу и перечислять сколько захотят. А может, и совсем не перечислять. Поэтому у честных и нечестных заинтересованности нет. Да еще головная боль – обслуживать, менять, если сломались, контролировать недопоставки, делать, не дай бог, перерасчеты, дистанционно передавать данные  в Окружную администрацию. Зачем. Просто установили за счет бюджета и забыли. 
Из всего вышесказанного следует, что пострадали   собственники и бюджет.
Поэтому собственникам жилых и нежилых помещений надо потребовать от  управляющих организаций производить расчеты с ресурсниками по общедомовым приборам учета. Для этого им следует проводить общие собрания с постановкой на голосование вопроса об установке коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов, их допуске в эксплуатацию и расчетов по ним. На ежегодных годовых собраниях, которые УК обязаны организовывать и проводить, собственники должны требовать оснащения дома приборами учета, а затем полностью контролировать правильность расчетов по ним. Ведь тепло для якутян – на сегодняшний день самая весомая статья расходов в плате за ЖКУ, и даже небольшая экономия и перерасчет за год могут существенно сказаться на семейном бюджете.
Количество показов: 1945
Выпуск:  №139 (2513) от 4 декабря 2015 г.