«Теплоэнергия»: что делать с долгами и должниками?

03.06.2016 
Количество показов: 1680
Треть всего жилфонда Якутска, а это 900 тысяч квадратных метров, отапливается муниципальным предприятием – МУП «Теплоэнергия».
Платежи от населения, проживающего на этих площадях, составляют 65 процентов доходов муниципального унитарного предприятия. Между тем долги населения за поставленные жилищно-коммунальные услуги – за теплые батареи, за холодную и горячую воду – составляют порядка 200 миллионов рублей. А коммунальщикам еще надо готовиться к очередной зиме, чинить оборудование,  платить людям зарплату… 
Как собираются работать с долгами населения? Как поступать с неплательщиками? Что надо сделать, чтобы потребители начали наконец платить? Об этом наш разговор с руководителем МУП «Теплоэнергия» Максимом Трофимовым. 

- Максим Макарович, как сложились долги населения перед вашим предприятием?    
- Мы отапливаем деревянный жилфонд – двухэтажки, частный сектор. И это накладывает свои особенности. Во-первых, это очень большие тепловые потери. Тут дело не в теплотрассах, а в ветхости отапливаемого жилфонда. 
Вторая особенность и проблема в нашей работе – повышенный, сверхнормативный  разбор теплоносителя, попросту, когда люди забирают воду из системы для своих нужд. Можно понять, когда люди хотят жить лучше, то они не виноваты, что живут в жилых домах, спроектированных и построенных в середине прошлого века, еще и с печным отоплением. Централизованное горячее водоснабжение предусмотрено не во всех домах, поэтому жители сами его «устраивают» в своих квартирах, сливая воду из радиаторов системы отопления. Повышенный разбор теплоносителя также увеличивает наши потери.
К сожалению, эти неконтролируемые потери мы никому предъявить не можем. Поэтому для себя решили: будем ставить приборы учета в таких жилых домах, при этом расчеты будем проводить в соответствии с действующими нормативными актами. Закон на нашей стороне.
- А можно как-то запретить это делать?
- Запретами занимаются надзорные органы. Неуправляемые сливы  теплоносителя разбалансируют систему теплоснабжения, в результате чего страдают соседи по дому, двору, улице, кварталу. Мы работаем на основе договора и правил технической эксплуатации. Проводим регулировку работы тепловой сети. Выявляем недобросовестных потребителей, актируем, выставляем к оплате. Потребитель имеет возможность заключить договор и по специальному тарифу пользоваться горячим водоснабжением из системы отопления, тем самым он способствует нормализации теплоснабжения своего дома.

«Часть УК оказались недобросовестными…»
- Третья особенность нашей работы – низкие сборы платежей населения за поставленные жилищно-коммунальные услуги, ЖКУ. Эту проблему можно разделить на несколько частей. 
Первая и основная – то, что коммунальные платежи напрямую мы не собирали, а через управляющие компании. Часть УК оказалась недобросовестной в части передачи ресурсоснабжающим предприятиям денег, собранных с жильцов.  
Когда начинаем разбираться с должником, то выясняется, что многие оплачивали через УК. А до нас эти деньги не дошли.    
Мы провели совместную работу с УК, и теперь большинство потребителей оплачивают напрямую нам. 
- У нас сохраняются деловые отношения с УК «Губинский», «Прометей», «СеверСтрой», «Солидарность», УК «Теплоэнергия», «Северный дом» и др., всего 25 УК и ТСЖ. С вводом системы «Дом-Онлайн» прозрачность платежей увеличилась. Надеюсь, серьезные управляющие компании, упомянутые выше, в скором времени подключатся к этой системе. Это будет весомый вклад в систему стабилизации расчетов за ресурсы.
А работу с недобросовестными УК мы продолжим, вплоть до введения процедуры банкротства. Например, «Эко-Дом» и ТСЖ «Геолог» на стадии наблюдения.

«Низкие сборы и максимальный объем работы – весна и лето»
По итогам I квартала текущего года собираемость платежей всех потребителей составила 73 процента. При этом если 65 процентов наших доходов составляют платежи населения, то оставшиеся 35 процентов – это предприятия и организации. Они оплачивают почти 100 процентов. За 2015 год сбор платежей составил 92 процента, план на 2016 – 95.  
Самые тяжелые месяцы, когда люди меньше всего платят за «коммуналку» – весна и лето. Население считает, раз на улице тепло и отключили отопление, то и оплачивать можно осенью, но этого не хотелось бы, так как на этот период приходится весь объем работы по капитальному и текущему ремонту. Поэтому мы убеждаем людей и делаем все возможное, чтобы они оплачивали стабильно и своевременно, то есть ежемесячно.  
Нами проведена инвентаризация задолженности, кто и сколько нам должен, но не вся задолженность может быть взыскана. По некоторым долгам вышел срок исковой давности, свыше 3 лет. Среди должников есть предприятия-банкроты. Проводится претенциозно-исковая работа. Мы идем навстречу потребителям, предлагаем рассрочку от 3 до 6 месяцев. 

«Теплоэнергия»-онлайн
- Что собираетесь предпринять в первую очередь для населения?   
- Потребители обеспечивают нас работой, они - наши заказчики. Везде, где принимают деньги, человек может осуществить оплату наших услуг. 
За жилищно-коммунальные услуги МУП «Теплоэнергия» можно заплатить через терминалы Сбербанка, «Сбербанк-Онлайн»; в кассах «Энергосбыта»; «Почта России» или через новую систему «ЯПК-платежи» Якутской процессинговой компании. Для граждан никаких комиссионных сборов нет, все комиссии мы берем на себя. 
Открыты дополнительные пункты по работе с потребителями: по ул. Ф. Попова, 21 (бывший магазин «Манчары») и в «Алмазэргиэнбанке» на пр. Ленина, 10. В них можно заключить договор, оформить перерасчет, получить консультацию.  Также на пр. Ленина, 10 действует касса по приему платежей.
Кроме того, работают выездные кассы в Мархе и Табаге. 

«Центральное отопление – это выгодно»
- Максим Макарович, город постепенно освобождается от деревянного жилфонда,  новые жилые дома проектируются и строятся с автономным отоплением. В этом плане какие перспективы у муниципального предприятия? Не станет ли меньше работы?
- Что касается сноса деревянного жилфонда, то здесь есть пример Лермонтова, 200, где идет снос, построены новые дома, и их мы подключаем к центральному отоплению. В планах – поселок Газовиков. Поэтому программа сноса аварийного и ветхого жилья для нас имеет большое значение. С подключением новых жилых домов, новостроек экономика нашего предприятия многократно улучшается. 
Что касается центрального отопления, то для многоквартирных жилых домов оно намного выгоднее, чем автономное газовое. Во-первых, стоимость такого сложного оборудования, во-вторых, через несколько лет эксплуатации его обязательно надо менять. С крышными автономными котельными неизбежны проблемы в будущем, поскольку ремонтировать и обновлять их жильцы должны за свой счет. Так что центральное отопление для населения более выгодно.  
В будущем в зоне теплоснабжения МУП «Теплоэнергия» в соответствии с инвестиционной программой предприятия появляется возможность модернизации оборудования котельных, подключения уже введенных и новых объектов.   


Граждане, оформляйте субсидии, заключайте договоры!
- Надо признать, что люди, проживающие, как правило, в ветхом и аварийном жилье, не имеют достаточных доходов, чтобы своевременно оплачивать ЖКУ. Эту проблему они могут решить через Агентство субсидий РС(Я). Здесь возможно, что потребители сами не доходят до агентства. Отмечу, что для нас это существенный момент. 
Люди должны понимать: если коммунальные услуги в их платежах занимают свыше 15 процентов от семейного дохода или дохода одного человека, то они вправе пользоваться субсидией. И они должны этим правом пользоваться. За них это никто не сделает. Надо просто собрать необходимые документы, подойти в Агентство субсидий РС(Я) и оформить субсидию. В этом нет ничего зазорного. 
Еще один момент по теме оплаты – неудобство, когда люди из Мархи или Табаги приезжали, приходили и оплачивали в кассе предприятия по адресу Автодорожная, 1/3, что, согласитесь, не очень удобно. 

Количество показов: 1680
Выпуск:  №21 (2547) от 3 июня 2016 г.