В Якутске открылась «школа ЖКХ»

22.03.2018 
Количество показов: 41
В Общественной палате города принято решение объединить общес­твенный совет по ЖКХ с отраслевым комитетом Палаты и создать общественную структуру ЖКХ-Контроль. «В России уже такие создаются, и довольно активно», - поясняет Сергей Синяев, управляющий одним из самых продвинутых ТСЖ столицы.
Сергей Синяев:
- Одна из серьезных проблем в сфере коммунального обслуживания домов – обоюдная неграмотность сторон – как жильца, так порой и самой УК, и непонимание своих прав и обязанностей в полной мере. Главное в работе УК - алгоритм взаимодействия с людьми. Каждая УК должна отчитаться перед людьми, сделать перерасчет по отоплению (корректировка), выработать план работы на следующий год, утвердить смету расходов, определить приоритеты по видам работ. Обязанность жильцов – принимать активное участие в управлении своим домом, ведь ответственность собственников прописана в Жилищном кодексе. Но, наверное, самое главное - своевременное внесение платежей – это ведь основа всего обслуживания. С постоянными долгами даже самая лучшая УК не сможет обеспечить качество работ на 100 %.

- Люди довольно часто бывают недовольны своим бытовым комфортом, даже если исправно платят. Коммунальная война между УК и жильцом, и между самими управляющими компаниями продолжается.
- За свои деньги жильцы хотят лучшего, и, конечно, они могут выбирать, - закон позволяет. Причем в Якутске механизм перехода из одной УК в другую работает лучше, чем во многих других городах. Здесь лучше развита конкуренция, и порой лучший сервис предоставляют небольшие современные компании, чем крупные, которые в большом не видят мелкого, а именно из таких мелочей и вырастает качество. Кто-то привыкает к среднему обслуживанию, а кто-то имеет возможность сравнивать, понимает, что за те же деньги можно иметь лучшее, и инициирует переходы в другие УК при полном непонимании соседей. К сожалению, у нас нет объективной информации, кто работает лучше. Есть какие-то рейтинги, но они основаны на информации, далекой от реальной картины работы УК. Поэтому главным источником является «сарафанное радио».

- Разве не Жилинспекция должна следить за качеством работы УК?
- Задача Жилнадзора – надзирать, предписывать и наказывать. На этом их полномочия и желание менять ситуацию заканчиваются. Именно поэтому города создают общественные объединения «ЖКХ-Контроль». У нас другой подход. Выезжаем по жалобам жителей и разъясняем УК их обязанности, жителям - их права. Если ничего не меняется, тогда, конечно, в действие вступают традиционные методы воздействия – через Жилнадзор. И если и это не помогает, то смена УК (УО).
Администрация Якутска в лице Департамента ЖКХ и СЭГХ нашли и отобрали 13 общественников, имеющих опыт и знания, которые готовы заниматься этим контролем. 
В настоящее время от имени общественной палаты я курирую несколько УК и больше десятка ТСЖ. Само кураторство получилось неожиданным. Они обращались за советами, консультациями, в итоге сейчас мы очень тесно общаемся.

- Можете нарисовать портрет управляющего домом в Якутске?
- Председатели ТСЖ, как правило, женщины. Чего они хотят? Если образно, то «повесить занавески». Они работают так, что их работу видно визуально, создают видимый комфорт и уют. А если председатель – мужчина, то он занимается инженерными системами, приводит в порядок то, что обычно скрыто от наших глаз. К сожалению, сами жители тоже оценивают «заботу» УК или ТСЖ по видимым изменениям, видят только эти самые «занавески», а гнилые трубы и провода всегда скрыты от глаз. Вот я и стараюсь показать реальные приоритеты. Сначала делаем инженерку, которая позволит экономить, а на средства от экономии «вешаем занавески». Хотя, если честно, дома разные. У них мысли разные, идеи разные. В каждом отдельном случае - как исключение из правил.

- Сейчас популярнее самостоятельное управление или услуги УК?
- Товарищество товариществу рознь. Заметил, что нередко создают ТСЖ и становятся председателями те, кто нравится бабушкам или самые скандальные, которые считают, что могут сделать лучше. Правда, их запал быстро проходит, и они всегда находят виноватых в том, что домом-то управлять действительно нелегко. Либо это пенсионеры, которым заняться нечем, и они склонны снизить свои расходы за ЖКУ, либо хронические должники, заинтересованные за счет создания ТСЖ погасить собственные долги. Им кажется, что никто ничего не делает, а только их обдирает. В конечном итоге они «сдуваются», и остаются ТСЖ только на бумаге, управление отдают в руки УК. То есть среди председателей ТСЖ немного настоящих профессионалов, готовых серьезно управлять домом, применяя технологии. Думаю, скоро необходимость в ТСЖ совсем отпадет, или они трансформируются в абсолютно иную форму, потому что везде будут стоять датчики и сложные системы, делающие всю работу, а значит, информационные технологии, автоматизация позволят управлять домами через гаджеты. 

- Так мы подошли к вопросу применения современных технологий в управлении домами.
- Сейчас у нас только начинают внедрять систему «Умный дом», где заложен алгоритм работы системы, а технологии шагнули далеко вперед, и уже существует система «Интеллектуальный дом», которая сама решает, когда и что нужно делать. Начиная с домофона и заканчивая отоплением. Долго рассказывать, как это работает. Суть в том, что жильцы сами пока не готовы, чтобы за ними следили таким образом, хотя оборудование уже позволяет. Например, если в помещении никого нет, регистры сами снижают температуру нагрева помещения. Действительно, зачем «топить по полной» и платить соответственно, если никого в помещении нет? Например, сотрудники здания ушли на целых 14 часов по домам или на выходные, на каникулы, в отпуск. Зачем поддерживать в кабинете комфортные 20-22 градуса, когда хватит и 15? Или жилец самостоятельно на пульте управления устанавливает необходимую температуру в помещении в свое отсутствие. Все данные пишутся в программе, и в конечном итоге счет будет выставлен автоматически. Сейчас эти технологии пришли уже в Якутск и проходят тестирование. Мы работаем над тем, чтобы было как в современном такси: после вызова сантехника или заказа иной услуги приходит смска: к вам направлен сантехник Иванов. Время ожидания – 15 минут.

- Наверняка это очень дорогое оборудование, и небольшие УК не потянут.
- Наоборот, маленькие УК больше настроены на подобные перемены и экономию, а большие УК, к сожалению, консервативны и неповоротливы, да им это особо и не нужно. Им бы хоть с тем, что есть, управиться.
 
- Может, новые технологии стоит внедрять сразу на уровне города?
- Мы наметили ряд интересных путей к этому, в рамках Года новаторства создано несколько программ, в том числе «Комфортный город». Уже давно продвигаемся в направлении к переходу к интеллектуальным системам, пока большого успеха не достигли, но оболочку создаем. В качестве пилотного проекта был выбран Октябрьский округ, правда, сейчас вносятся коррективы и будут включены отдельные дома и дворы с других округов.

- Осталось достучаться до жителей?
- Давайте сделаем это через вашу газету. Готовы принимать от ваших читателей вопросы, касающиеся ЖКХ, и отвечать на них в рамках своих компетенций.


Сергей Викторович – общественник «не для галочки». Ежедневно в своей работе сталкиваясь с различными сложностями этой непростой отрасли, вот уже много лет он пытается влиять на решение проблем ЖКХ в различных комитетах и палатах, где его голос может быть услышан. Так, Синяев одновременно является членом общественной палаты Якутска, общественных советов при РЭКе и МинЖКХ РС(Я), член правления Фонда капитального ремонта РС(Я), член межотраслевого совета по контролю за монополиями при главе РС(Я), член общественного совета по исполнению программ «Комфортный город», куда вошли представители самых разных отраслей.
Количество показов: 41
Выпуск:  №10 (2639) от 15.03.2018 г.
Комментарии