Краеугольные тарифы

25.01.2010 
Количество показов: 480
Ежегодное повышение цен и тарифов на все и вся, мягко говоря, многих не устраивает.
И если в ряде случаев мы бессильны что-либо сделать против утвержденных цифр, то в вопросах регулирования цен на жилищные услуги можно побороться за свое.

Однако и цены, и качество предоставляемых услуг, и даже возможность выбора имеют свои довольно острые углы, которые необходимо учесть при реализации своего права на комфортное проживание. В борьбе за рубли следует помнить, что первейшей задачей каждого собственника является не только комфортное проживание, но и сохранение своего имущества, которые мы передаем на обслуживание Управляющим компаниям или ТСЖ.

Тарифная пассивность

Львиную долю жалоб населения в Управление Роспотребнадзора, в отдел писем муниципалитета и прочие структуры, а также в редакции газет, составляют жалобы на качество оказания жилищно-коммунальных услуг, где говорится о тоннах мусора и озерах фекалий, расположенных во дворах Якутска.

При этом все управляющие компании города в голос твердят, что их вина в этом ничтожна – в квартплату заложены некорректные нормативы по некорректным же ценам, вот и результат. Мол, жители сами виноваты, что гонятся за низкими тарифами. Нельзя не отметить, что тарифы именно на жилищные услуги, исходя из степени желаемой комфортности, действительно, имеют право, и даже – обязаны устанавливать сами собственники многоквартирных домов. Но часто ли мы пользуемся этим правом?

Большая проблема УК и ТСЖ при определении жилищных тарифов и нормативов на очередной год – пассивность самих собственников. Зачастую их просто невозможно собрать и, тем более, попытаться 51% из собравшихся привести к единому знаменателю, то есть – к цифрам, определяющим качество услуг. Может быть, именно поэтому многие УК и ТСЖ попадают в суд за мошеннические действия – самовольное установление тарифов на очередной календарный год. Можно ли по-другому?

КЭПиЦ: Стоимость определяет собственник

Специалисты в лице городского Комитета экономики, прогнозирования и ценообразования, в свою очередь, производят расчет по жилищным услугам на основе периодичности оказания услуг и действующих тарифов для муниципальных метров и тех, кто не определился с выбором управляющей компании.

Дмитрий Костромин, председатель КЭПиЦ:
- Со вступлением в силу Жилищного кодекса в 2005 году многие принципы ценообразования в системе ЖКХ поменялись кардинально. Если, например, раньше за жилищные услуги начисляли плату с количества зарегистрированных (прописанных) жильцов, то постепенно, согласно новому закону, в части жилищных услуг перешли на расчет с квадратного метра площади собственности.

Впервые в 2009 году, согласно Жилищному кодексу, где предусмотрено взимание платы за жилищные услуги соответственно доли собственности в общем имуществе, в соответствие был приведен последний пункт, касающийся вывоза бытовых отходов. Однако, по итогам года стало ясно, что установленный тариф недостаточен, так как накопление мусора было превышающим предусмотренную норму, поэтому для расчетов на 2010 год с учетом всех факторов рост тарифа по сравнению с минувшим годом составил 3% для благоустроенного фонда, 60% для ч/б фонда и 24.9% для полностью неблагоустроенных домов.

Так же мы рассчитали обоснование повышения тарифа на техобслуживание жилого фонда. В этот пункт входят такие мероприятия, как текущий ремонт и обслуживание общего имущества – здания, подъездов, кровли, электропроводки, всех труб и задвижек – водоснабжения, водоотведения и отопления, обязательная ежегодная промывка системы отопления и прочие работы, такие, как ремонт и замена стекол, дверей. Учитывая, что с каждым годом износ домов увеличивается все больше и собираемых средств для полноценного обслуживания явно недостаточно, тариф на эту услугу повысили до 19.2%.

- Значит, такой тариф будет действовать для всех горожан?
- Согласно кодексу, стоимость данных услуг определяется на общем собрании собственников жилья на очередной год. Органы местного самоуправления устанавливают тарифы на жилищные услуги ТОЛЬКО для управления тем жилым фондом, где сами собственники способ управления еще не избрали. Так же данные тарифы будут действовать для тех собственников, которые не приняли решения об установлении размера платы.

При этом мы руководствуемся нормативами, установленными САНПИНами в далекие советские годы либо фактическому потреблению (которое не всегда можно точно определить), но эти меры не настолько эффективны, чтобы брать с них пример, они не являются мерами повышения комфортабельности обслуживания, а только самым необходимым минимумом.

Комфортность нашего проживания сегодня напрямую зависит от того, сколько мы готовы за это платить. При этом, конечно, совсем не платить и не пользоваться теми или иными услугами тоже нельзя. Существуют законодательные нормативы, которые предусматривают необходимые действия по содержанию многоквартирных домов. Поэтому суммы и проценты повышения цены за жилищные услуги не могут быть догмой для всех и зависят исключительно от решения собрания собственников, которые могут по своему желанию включить такие дополнительные услуги, как озеленение придомовой территории, ремонт детских площадок, консьержи и прочие. В тарифах, рассчитанных нами, всего этого нет.

ДИВТ: Подождем , посмотрим

Владимир Гриценко, директор МУ ДИВТ:
- К нам стекается большая часть информации по жилищным тарифам, установленным разными УК и ТСЖ города. На данный момент все цифры мы еще не получили – где-то проходят собрания, где-то их пытаются провести. Поэтому возникают сложности с полным и достоверным мониторингом новых тарифов по Якутску в целом. Но по существующим данным большинство УК устанавливают свои тарифы на уровне тарифов, рассчитанным КЭПиЦ.

Известно, что, например УК «Губинский», «Прометей» и другие компании хотят продвинуть свои обоснования повышения, но как они это сделают – покажет время и судебные решения. Самовольное установление тарифов на жилищные услуги незаконно, но и провести собрания во всех обслуживаемых домах в краткие сроки нереально, поэтому подождем, посмотрим.

УК «ЖКХ Губинский»: Вы вправе вернуть прошлогодний тариф

Директор УК «ЖКХ Губинский» Анатолий Кырджагасов:
- Собственники жилья, утверждая тот или иной тариф, несут полную ответственность за состояние жилого фонда. При сегодняшнем износе многих домов тариф на техобслуживание должен доходить до 25 рублей на квадратный метр площади жилья. При нынешнем тарифе на техобслуживание (5-9 рублей м/кв) этих денег хватает практически только на обязательные виды работ – аварийно-заявочный ремонт, круглосуточную работу аварийных бригад, сезонные виды работ по подготовке домов к отопительному сезону и прочие текущие необходимости. На ремонт, например, кровли, дверей, замену труб и прочего денег практически не остается, что приводит к еще большему износу.

По большому счету, это не вина собственников и нанимателей, являющихся добросовестными плательщиками, которых по Якутску чуть больше 90%. Проблема износа инженерных коммуникаций и конструктивных элементов домов тянется еще с советских времен, так как отрасль тогда финансировалась из бюджета по «остаточному» принципу. Отказываясь от принятия решений при утверждении тарифов, проявляя пассивность, собственники должны помнить, что решают судьбу своей собственности. Ведь это логично – пока дом еще не совсем, так сказать, развалился, ему нужна поддержка, чтобы его износ не увеличивался с каждым годом такими темпами, как это происходит в наших условиях.

Денег по статье на техобслуживание электрообудования хватает лишь на текущее обслуживание, хотя проводку всю давно пора менять. Во многих домах ее проводили по старым еще нормативам – из расчета 4 квт на квартиру. В нынешних условиях, когда техническое оснащение многих квартир превышает все допустимые нормы (бытовая техника), и доходит до 7 квт на квартиру, никакая проводка не выдерживает. Замена всей схемы в типовом доме обойдется 800 тысяч рублей. Откуда взять средства, если капремонта эти старые дома дождутся еще не скоро?

С каждым годом поддержание жилого фонда требует все больше и больше средств, сами собственники не в состоянии оплатить такие объемы работ, необходимо предусматривать дотации на каждый отдельно взятый дом, который износился еще задолго до того, как стал собственностью жильцов. Учитывая возможности населения, лучше всего эти средства (по 400 миллионов рублей ежегодно) предусматривать в бюджете города в виде дотаций по домам. Но пока что, увы, жилищные услуги дотации не подлежат, все на плечах собственников. В этом вопросе горожане должны работать со своими депутатами. А что касается тарифов: если уведомления, собрания жильцов УК не проводились, то жильцы вправе через суд вернуть прошлогодние тарифы.

Роспотребнадзор : Учитесь бороться за свои права!

- В случае, если тарифы на жилищные услуги в вашем доме изменены УК или ТСЖ самостоятельно, без утверждения на общих собраниях собственников жилья, это является нарушением законодательства. В данном случае собственник жилья вправе обратиться за перерасчетом, в случае отказа – в суд.

Согласно ЖК РФ и правилам предоставления коммунальных услуг гражданам предусматривают, УК и ТСЖ обязаны информировать в письменной форме собственников жилья об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее, чем за 30 дней до даты предоставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата в ином размере.
Количество показов: 480
Выпуск:  Выпуск "Эхо столицы" № 5 (1818) от 22.01.2010 г.