Сергей Асютин: Разговор о мусоре начистоту

22.03.2013 
Количество показов: 862
С самого начала истории человеческой цивилизации мусор сопровождает людей, как неизбежное зло.
Причем, чем выше уровень жизни отдельного человека, тем больше он мусора производит. Мусорные свалки - беда крупнейших столиц от Москвы, Вашингтона до Пекина. Проблему мусора более или менее решают в Японии. Там его брикетируют, сгружают в океан и строят на нем острова. Что у них после этого творится в прибрежных океанских водах - вопрос открытый. В малых российских городах мусор хоть и не представляет глобальных проблем, но ввиду отсутствия мусороперерабатывающих мощностей и должной культуры сбора и утилизации отходов достаточно отравляет как природу, так и жизнь человека.

О том, как обстоят дела с мусорным вопросом в Якутске, проблемах, планах и перспективах ЯГТК, нам сегодня расскажет руководитель городской транспортной компании Сергей Асютин. 

- Сергей Васильевич, что на сегодня представляет ЯГТК, какие исполняет функции?
- Начнем с того, что это единственное крупное специализированное предприятие нашего города, способное в комплексе заниматься такими работами, как сбор, обезвреживание, транспор­тировка и размещение всех видов отходов. ЯГТК обслуживает республиканские, муниципальные, федеральные предприятия, управляющие компании, ТСЖ. 

- По сути, вы монополист на рынке?
- Я бы не стал так ставить вопрос. Достаточно долгий период наше муниципальное предприятие находилось без должного внимания со стороны городских властей, при полном отсутствии стратегического видения развития компании. Когда предприятие только теряло свои позиции. Страдало при этом население и сам город. Свой шанс на развитие у нас появился только при новой команде в городской администрации. Достаточно сказать, что ЯГТК впервые за последние 10 лет приобрела новую спецтехнику, модернизировала имеющуюся в наличии. Но дело даже не в технике. Сегодня у нас есть реальные планы, как и в каком направлении развиваться. Выходить на прибыль. Не секрет, что наше предприятие долгие годы находилось в глубоком кризисе, под бременем дебиторских задолженностей, вдвое превышающих наши убытки. В данное время мы выкарабкиваемся из этой ямы. Компания начала выходить из кризиса. Насчет монополизма, это стратегическое для города предприятие, и оно должно быть мощным. Но если на рынок приходят другие компании, мы только «за». Ведь, в целом, мы решаем одну задачу. Но таких частных компаний с серьезными производственными мощностями попросту нет. А город надо убирать каждый день без перерывов на выходные.

- Значит, это вы вывозите мусор с нашего двора?
- Смотря, где вы живете. В данное время ЯГТК по большей части занимается не мусором, а вывозом жидких бытовых отходов с деревянного жилого фонда, обслуживая септики, фекальные отстойники. Другого такого предприятия, которое могло бы этим заняться, тем более закрыть все объемы, не существует. Хотя раньше, лет так пять назад, предприятие занималось вывозом всех видов отходов с городского округа: и от населения, и от предприятий. Но та производственная база была утрачена, объемы потеряны. Мы только начали наращивать мощности. Но они позволяют закрывать только самые насущные для Якутска потребности. Мы работаем не только по вывозу мусора, на нас также возложено содержание полигонов. У нас их два - вилюйский и хатынг-юряхский городской полигоны, плюс сливная станция.

- Сколько людей работает на предприятии?
- Сейчас на предприятии работает около 200 человек. В прошлом году ЯГТК были заключены договора на сумму порядка 120 млн рублей. В текущем году мы планируем выйти по договорам и выполненным объемам работ на куда большую сумму.
Задачи нам глава Якутска Айсен Сергеевич поставил серьезные, настрой у коллектива конкретный, люди готовы работать. Потому что чувствуют, отношение к ним поменялось. В этом году во втором квартале к нам придет новая техника в количестве 26 единиц. А это еще один бульдозер на полигон, такая тяжелая техника, как погрузчики, КАМАЗы, фекальные машины. То есть, парк основательно пополнится. Ведь бессмысленно заключать новые договоры, когда рабочая техника старая. Притом, что нагрузки у нас на технику запредельные. Те же «фекалки» работают круглосуточно, износ и эксплуатация машин двадцать четыре часа в сутки. А транспорт, тем более в наших климатических условиях, имеет свойство часто ломаться. 
 
- О ЯГТК обычно вспоминают, когда начинает гореть городская свалка. Почему она горит, и будем ли мы о вас вспоминать этим летом?
- Я скажу вам простую вещь. Свалка горит, когда за ней не смотрят. По сути, если навалить в одно место мусор, он и должен гореть, потому что это физические законы, обусловленные химическими процессами. А у нас так и было. Когда из года в год валили и валили без соблюдения технологического процесса, отсутствия постоянного систематического контроля за свалкой. Обычно горит тот мусор, который только что привезен, когда он не распределяется, когда нет рабочей карты, определенных на полигоне рабочих зон. К примеру, в данное время мусор сваливается в одно место, на следующий день или через 2-3 дня мы уже приходим на новое место, когда соблюдается необходимое расстояние, и в случае возгорания не происходит перелета горящего мусора с одного места на другое. 

В прошлом году, когда я пришел в июне месяце, мы сделали определенную схему на опережение. Это и изолирующий слой – песок. Поставили водовозку с насосом, чтобы сбивать пламя, когда происходит возгорание. Вместо одного регулировщика определили двоих. Человек же должен отдыхать, тем более полигон это не такое хорошее место, чтобы по 24 часа работать. Даже такие меры позволили вернуть ситуацию в нормальное русло. Сейчас правильный технологический процесс налажен. Гарантировать, что возгорания прекратятся, никто не может. Но такого безобразия, когда город неделями жил в дыму, уже не будет. 
 
- Ежегодно всплывает тема закрытия переполненного полигона на вилюйском тракте и постройки не то нового полигона, не то мусорного завода. В постройке последнего, помнится, приходили предложения от немцев, южнокорейцев, китайцев, финнов, москвичей, да даже от наших предпринимателей. Но воз и ныне там. Что с этим сегодня?
- По моему мнению, как специалиста, который многие годы работает непосредственно на земле, а не витает в облаках, это была просто тема, для того чтобы говорить, прежнему руководству города и предприятий быть в центре внимания и показывать бурную деятельность, но только на словах. Хотя эта тема выеденного яйца не стоит, ни чисто технически, ни чисто финансово, ну никак.

Почему я так говорю? Существуют параметры, по которым закрывается полигон. Что такое переполненность полигона? Это когда слой утилизированного мусора не должен превышать высоты 25 метров. На данный момент этот слой не больше 10 метров. То есть, по данным параметрам полигон еще может долгое время существовать. Просто нужно было вместо говорильни сделать реконструкцию и модернизацию полигона. В первую очередь газоотведение. Кстати, это главная причина возгорания свалки. 

Я видел предлагаемые проекты, ничего в них, кроме лоббирования интересов производителей мусорных заводов с завышенной стоимостью, не было. Сейчас на рынке много мусоросортирующих комплексов, которые легко монтируются, не требуют капитальных фундаментов, цена от 150 млн до 200 млн рублей. 

И это не миллиарды рублей, о которых нам столько говорили. Единственное, что действительно дорогостоящее, - это проект нового полигона. Потому что современный полигон со всеми требуемыми стандартами - это не просто территория, которую огородили и сказали: «Сыпьте сюда». Это масштабное, дорогостоящее техническое сооружение, которое строится, как минимум, 1,5-2 года. Причем полигон должен будет принимать только брикетированный мусор. Строить его надо с учетом логистической схемы подъездных путей. Иначе частник сюда просто не повезет мусор, а будет сваливать его по ночам в пригородных лесочках. 

И такой полигон у Якутска будет. Реальные планы есть. Приблизительные сроки начала строительства руководством города определены на 2014 год. А пока надо работать с тем, что есть. В текущем году мы уже будем устанавливать на существующем полигоне мусороперегружающую станцию. Для нее будут приобретены шредеры для измельчания мусора. Наша задача сейчас - это уменьшить объем мусора поступающего на полигон. Шредеры будут измельчать мусор, мусороперегружающая станция его брикетировать. После брикеты будут аккуратно уложены на полигоне и отсыпаны изолирующим слоем. Так что, на старом полигоне процесс будет уже обкатан и выйдет на новый уровень.

- Ну, и последний вопрос. А вас не смущает, что у вас на полигоне бомжи живут? Может, это они поджигательством занимаются?
- Бомжи - это люди, замечу, такие же россияне, как и мы с вами. У них такое же человеческое достоинство, радости, горести, потребности. Не мне им указывать, как и где жить. Живут они, кстати, не на самом полигоне, а больше по его окрестностям. И очень печально, что выживать им помогает свалка, а не какие-либо общественные или государственные структуры. И вряд ли им хочется, чтобы в том месте, где они живут, горело. Честно сказать, у нас с ними вполне нормальные отношения, они даже посильно помогают, когда свалка горит. Или, по крайне мере, не способствуют тому, чтобы она горела. 

- Спасибо, Сергей Васильевич, позвольте поздравить Вас и Ваш коллектив с Днем жилищно-коммунального хозяйства, пожелать успехов в нелегком труде на благо процветания нашего любимого города!

Количество показов: 862
Выпуск:  №19 от 15.03.2013 г.