Скорая помощь. Работа не для слабонервных

10.10.2014 
Количество показов: 2019
Скорая помощь начинается с диспетчерской службы. Именно сюда попадает человек, набравший «03».  
Я пришла сюда понаблюдать изнутри за работой диспетчеров. Вечер вторника. По словам Наили Мамаевой, старшего врача смены, скоро начнется самая горячая пора: люди придут с работы и начнут вызывать «скорую». Продлится это часов до двух ночи. 

Про обслуживание в наших больницах и медицинской сфере разговоров много. В том числе и про скорую помощь, хотя это отдельная служба, живущая в стороне от больниц. А уж диспетчерская – вообще передовой фронт. Пока я настраивалась на одну «волну» оперативной службы, осваивалась в диспетчерской, разговоры шли вокруг ЧС: в районе Хатынг-Юряха стрелой крана повредили электроопору. Пострадали два человека. Один был госпитализирован в ожоговый центр с 80 процентами повреждения кожи, второго увезли в реанимацию. 

Экстренно или неотложно?

Вызовы делятся на два типа: экстренные и неотложные. К экстренным относятся случаи, когда жизни и здоровью человека грозит реальная опасность, и «скорая» обязана приехать на вызов в течение 10 минут. Неотложные вызовы - если у больного обострилось хроническое заболевание, заболела голова, суставы, поднялась температура, давление. Тогда врач может прибыть к пациенту в течение часа. Чтобы правильно сориентироваться и принять решение, диспетчер должен профессионально, вежливо провести диалог с абонентом и в кратчайший срок установить повод к вызову. И это за пару минут. Но это в идеале. А в жизни бывает по-разному.

Пальчики приходят к нам сами!

Наиля Мамаева говорит о различных казусах, случающихся в работе.
- К примеру, как-то позвонил мужчина, сделал вызов, назвал адрес без номера дома и бросил трубку. Чернышевского дробь два. Бригада ездила, искала, но так и не нашла этот злополучный дом. Да и мужчина тот не перезвонил. Или звонит женщина: «Приезжайте срочно, дочка пальчик прищемила». Дочке 18 лет. Простите, но на пальчики мы не выезжаем. Пальчики сами к нам приходят... Потому что до шести вечера людей обслуживают участковые или дежурные врачи поликлиник. Если только речь не идет о маленьком ребенке, а на дворе поздний вечер или ночь. К детям до года мы выезжаем по любой причине.
Как таковых консультаций по телефону мы тоже не даем. Для того, чтобы посоветовать что-то, нужно увидеть больного, осмотреть. Единственное, что мы можем сделать, – посоветовать, как облегчить состояние до приезда «неотложки» при высокой температуре, ожогах, травмах.
В оперативном отделе все компьютеризировано. Фиксируется время приема вызова, время передачи бригаде, время приезда на дом и сколько времени провели медики у больного. Плюс оформление карты вызова на бланке. На серьезные вызовы – это различного рода травмы, если человек находится без сознания, не дышит, при приступах астмы, болях в сердце, инфаркты, инсульты, роды – бригада выезжает в течение четырех минут. 

Много «добрых» людей

Наиля Абдуловна улыбается: осенью начинается сезон «добрых» людей.  Раздается звонок: «Я вот проезжал по такой-то улице, там пьяный вроде лежит. Заберите! Может, и не пьяный, может, просто человеку плохо. Нет, я не останавливался, уехал уже оттуда...». А бригада потом едет, ищет этого человека, хорошо, если найдут, не дадут замерзнуть. Хорошо, если «добрый» человек назвал хотя бы примерный ориентир, в идеале – адрес. Это намного сэкономило бы время поисков. А то телефон не дают, имя не говорят. 

«Здравствуйте, скорая...»

На городской станции скорой медицинской помощи работают пять  диспетчеров в смену. Дежурство – 12 часов.  Иногда без каких-либо перерывов на обед или отдых. Диспетчеры – опытные медики, фельдшеры, отработавшие много лет на выездах. Потому что диспетчер решает, какую бригаду послать на вызов – психоневрологическую, кардиореанимацию, педиатрическую, врачебную, линейную, фельдшерскую. 
- И к пьяным тоже едем, а как же? Всякое же бывает – психоз, к примеру, или человек «белочку» поймал. Во всем известной «Красной Якутии» есть несколько коек, куда мы отвозим особо буйных. Снятие интоксикации сейчас проводят абсолютно бесплатно на Стадухина, 84. Измерят давление, проведут необходимые манипуляции, и под капельницу. То, что скорая помощь к пьяным не выезжает, – миф.

Скорая помощь – это судьба

Ежедневно на линии 21 бригада. Медики работают тоже по 12 часов. Наиля Мамаева говорит о том, что скорая помощь - это судьба. Многие, попав сюда, уже не уходят – начинают с санитаров и становятся здесь докторами. 

На маячки –ноль внимания

Есть такое правило на дороге: машинам пожарной службы и «03» - всегда зеленый свет. При необходимости нужно давать им «коридор». Однако есть водители, которым и официальные правила нипочем. На проблесковые маячки и сирену – ноль внимания. Недавно две машины попали в ДТП, а врач психоневрологической бригады получил травмы и месяц находился на больничном. Часто люди просто не задумываются о том, что машина с сиреной не будет мчаться просто так. Возможно, она едет к вашим родителям, друзьям, близким...

Из шахты – на Север

Ольга Чиркова работает в медицине 44 года. В Якутск она приехала из Кемеровской области, где работала в здравпункте шахты. В Якутске с 1973 года трудится фельдшером скорой помощи выездной бригады и уже 20 лет в диспетчерской службе. Онa принимает вызов: ребеночку в одной из парикмахерских прокололи ухо. Дома поднялась температура, отек от уха перешел на горло. Разговаривает по телефону, собирает анамнез, одновременно вносит данные в компьютер. Быстро отправляет бригаду к девочке... И у нас есть пара минут, чтобы поговорить. Однако ей постоянно приходится отвлекаться: звонки поступают практически постоянно. 
- Работать диспетчером не всякий сможет. Нужно обладать огромной стрессоустойчивостью, потому что люди звонят разные. И пьяные, и грубые, и излишне требовательные. Могут по телефону обругать. Необходимо сохранять спокойствие, хорошо знать город, психологию человеческую. 

Что нужно знать?

Важно правильно, быстро и точно ответить на кучу, казалось бы, необязательных вопросов, которые вам задаст диспетчер. Не стоит раздражаться, ведь цель одна: диспетчеру важно понять, какая бригада должна обслужить выезд.  Так что наберитесь терпения и постарайтесь, не волнуясь, четко и точно ответить. Хорошо, если вы, не дожидаясь вопросов, сразу сообщите  фамилию, имя, отчество больного, его пол, возраст. Если не знаете, тогда примерный возраст. Постарайтесь  сообщить, что и когда случилось с человеком, ваши действия по оказанию помощи больному, точный адрес, по которому должна выехать бригада скорой помощи. Эта информация поможет выиграть время, что немаловажно в экстренных случаях. Можно сообщить дополнительные координаты: яркий рекламный щит, название учреждения, магазина, банка, это поможет водителю скорой добраться до вас быстрее. 
Если вы не специалист, то не пытайтесь самостоятельно устанавливать диагноз. Просто сообщите о симптомах, на которые жалуется больной. Не нужно говорить диспетчеру о том, что у больного инфаркт, если он жалуется на сильную боль в груди. 




Количество показов: 2019
Выпуск:  № 114 (2339) от 10 октября 2014 г.
Комментарии