Поможем малышу заговорить

Поможем малышу заговорить
Первое «агу!» и ранний лепет – родители умиляются и всем рассказывают: «Заговорил малыш!». Однако со временем, когда ребенок не хочет (или не может) начать разговаривать «по-человечески», бдительные родители начинают бить тревогу. О том, чем может обернуться позднее развитие речи, как это можно предупредить, мы беседуем с логопедом высшей категории ГБУ РС (Я) Детская городская  больница Викторией Ивановой.

- Процесс развития речи - явление сложное и многостороннее, - говорит Виктория Михайловна. - Ведь речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с ростом и развитием. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение.


Каждый четвертый – с нарушением Проблема речевых нарушений в настоящее время становится насущной, что подтверждается статистическими данными ВОЗ: число детей с нарушениями речи в России составляет на сегодняшний день 25-30%.


- Ранний возраст в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность…

- В наше время родители испытывают большой дефицит времени и меньше посвящают себя детям. Мамы раньше времени выходят на работу, реже общаются с малышом и, обедняя жизнь ребенка, наносят невосполнимый ущерб его развитию. А ведь каким войдет человек в жизнь, во многом зависит от его первого опыта общения с миром. А для младенца мир – это, прежде всего, родители! Чем больше ребенок в первые месяцы жизни слушает, тем интенсивнее развивается его способность к овладению речью.

Важно вовремя предупредить и устранить целый ряд вредных последствий неисправленной речи у ребенка, которые могут впоследствии выразиться:

- задержкой в психическом развитии, ведь речь не только обогащает мышление содержанием, но и формирует его;

- тяжелым психологическим переживаниям ребенка из-за недостатка своей речи (проявляется к 5 годам); 

- затруднениями в школьном обучении; 

- в будущем – личными проблемами и ограничениями в выборе профессий. 


Учим говорить с пеленок 

- Как предупредить речевые проблемы у ребенка?

 - Начинать нужно буквально с пеленок. Каждый раз, беря на руки, пеленая, купая, баюкая, нежно и ласково разговаривайте с ним. Вот несколько нехитрых правил, которые не займут много времени, но очень помогут родителям. 

1. Напевайте ребенку песенки, рассказывайте детские потешки, стишки. 

2. Развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи. Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. К примеру, учить малыша: 

- хватать и опускать предметы; 

- брать предметы двумя руками; 

- бросать мелкие предметы в коробку или банку; 

- перелистывать книжки с плотными страницами; 

- игры с пальчиковым бассейном (горох, фасоль, шарики из пенопласта); 

- перебирать горох, крупы, бусы; 

- ловить намагниченных рыбок. 

3. Делать пальчиковую гимнастику в стихах. К примеру: 

Этот пальчик – Дедушка, 

Этот пальчик – Бабушка, 

Этот пальчик – Папа, 

Этот пальчик – Мама, 

Этот пальчик – Я, 

Вот и вся моя семья! 

«Ладошка и кулак»: ребенок упирается в поверхность стола ладошками. Под песенку взрослого он сжимает ладошки в кулак и, снова раскрывая, прижимает к столу 

Руки, как крылья, 

Раскрылись-сложились, 

Будто бы птички Сюда приземлились. 

4. Игры на звукоподражание. К примеру: 

Наши уточки с утра: «Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!» 

А собака во дворе: «Гав-гав-гав! Гав-гав-гав!» 

Наша кошка чистит лапку: «Мяу-мяу! Мяу-Мяу!» 

А свинья нам роет грядку: «Хрю-хрю-хрю! Хрю-хрю-хрю!» 

В будущем для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи: язык, губы, щеки. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины, значит, можно и тренировать мышцы губ и языка. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Все упражнения проводятся по 6-8 раз неоднократно в течение дня. 

Развиваем: 

- Чувство ритма у детей 

Здесь важно формирование умения двигаться в такт с музыкой. Этому помогут упражнения утренней гимнастики, повторяющиеся игровые и танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах – бубны, барабаны, погремушки, пение. Рекомендуются задания в порядке возрастающей сложности. К примеру: 

1. Негромкое, с усиленной артикуляцией проговаривание текста песенок с одновременным прохлопыванием или простукиванием кончиками пальчиков по столу. 

2. Проговаривание «понарошку», беззвучное с максимальной артикуляцией и одновременным «прохлопыванием» кончиками пальцев.

3. Пение под фонограмму с одновременной «ходьбой» или сидя на месте. 

4. Ходьба на месте под фонограмму, высоко поднимая ноги или раскачиваясь. 

В начале разучивания заданий их рекомендуется выполнять медленно, без музыкального сопровождения, под проговаривание или пение взрослого. Постепенно становится возможным выполнять движения в быстром темпе и под фонограмму.

 - Слуховое внимание и фонематический слух 

Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая. Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. 

Игра «Угадай, что звучит»: взрослый звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными. 

Последовательные систематические занятия с детьми в домашних условиях по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков помогает если не предотвратить задержку речевого развития, то хотя бы не терять времени и не усугублять речевой дефект. 


Когда нужно бить тревогу? 

Нужно обращаться за консультацией к педиатру, невропатологу, логопеду, если: 

- малыш поздно начал гулить, и к трехмесячному возрасту не появилось певучее гуление, необходимо срочно пройти обследования слуха, поскольку понимание и наличие слышимой речи определяет все дальнейшее речевое развитие; 

- в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мама; 

- ребенку уже 8 месяцев, а нет лепета (повторяющихся слогов ба-ба-ба, па-па-па); 

- малыш в 12-15 месяцев не произносит простые слова, например «мама», «папа», «дай»; 

- в два года ребенок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять за взрослым новые слова; 

- в два с половиной года активный словарный запас менее 20 слов; 

- у малыша любого возраста постоянно открыт рот, наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов), есть трудности в жевании, давится даже кусочком яблока.

Количество показов: 1261
Автор:  Бубякина Дана
Выпуск:  №32 (2406) от 27 марта 2015 г.
Нашли опечатку? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter