Лидеры «школьных» болезней

Лидеры «школьных» болезней
Для детей начинается школьная жизнь – после летних каникул с новыми силами, обновленные, ребята вернутся в школьную жизнь. А для родителей же, кроме школьных забот, начнутся и проблемы со здоровьем.
В этом плане статистика неутешительна: по данным Минсоцздравразвития, если 70 % первоклассников в начале школьного обучения относительно здоровы, то к окончанию школы почти половина подростков, получающих аттестат зрелости, страдает хроническими заболеваниями. 
О том, кто «главные враги» здоровья школьников и с чем чаще всего приходится сталкиваться и детям, и их родителям, мы поговорили с врачом-педиатром Светланой КСЕНОФОНТОВОЙ.

Перетрудился - переутомился
- Каковы же причины? Из-за изменения образа жизни, нагрузок, стресса? 
- В целом – да. Самый щадящий  режим – первое время у первоклашек. Причем я не говорю о школах частных или лицеях, у многих из них собственная система обучения. А в обычных муниципальных школах детям дают по два-три укороченных урока – как бы «перезагружая» малышей и давая им, а вернее, их организму, привыкнуть к новому режиму дня. Но у остальных  с самых первых дней учебы может быть не четыре, а пять или шесть уроков, а там, где пятидневки, – и все семь. Плюс на выполнение домашних заданий в младшей и основной школе уходит не менее 1,5 часов, а иногда и весь вечер. Особенно тяжело ученикам лицеев и гимназий, где «рабочий день» может быть дольше, чем у многих взрослых – они учатся часов до четырех дня с перерывом на обед, а потом еще и домашнюю работу выполняют.
- Получается, зря родители говорят своим детям, что только они работают: ведь фактически (если ребенок систематически не отлынивает) процесс обучения отнимает все время?
- Адекватный родитель прекрасно понимает, каково ребенку: дети учатся, потом идут заниматься музыкой или в спортивную секцию, делают дома уроки, да и домашние обязанности никто не отменял – и в результате ложатся спать совершенно без сил. Многим даже нравится такая загруженность, а вернее, перезагруженность ребенка: при таком плотном графике ему просто некогда будет «шляться» на улице и болтаться без дела, а значит, он не попадет в дурную компанию, чего так боятся родители. А в результате у  школьников нет возможности нормально отдыхать, гулять, общаться с друзьями, дышать свежим воздухом, что приводит к синдрому хронической усталости. К тому же доказано, что чрезмерные интеллектуальные нагрузки вредны для здоровья детей.


Справка «ЭС»
По подсчетам физиологов и педиатров, в младшей и основной школе дефицит активности у детей достигает 30-40 %, а у старшеклассников – уже 80 %. В среднем общее время занятий составляет более 9 часов. Приходя домой, многие дети около двух часов проводят за компьютером или перед телевизором. Таким образом, тело школьника находится без движения почти половину суток – как минимум 11 часов. В результате у ребенка появляются такие проблемы со здоровьем, как лишний вес, патологическое изменение осанки, снижение иммунитета и т. д.


Стресс молодеет
Еще одна причина «школьных» болячек, кроме интеллектуального переутомления, – перегрузка нервной системы. И опять-таки из-за нехватки времени. Ребенок постоянно торопится: ждет окончания урока, выходных, каникул, а если заболел и остался дома – радость, но недолгая: теперь больничный лист не повод не выполнять домашние задания. Даже наоборот: заболевшему ребенку гораздо труднее усваивать материал, потому что приходится осваивать все самостоятельно
- Все это приводит к хроническому эмоциональному перенапряжению. К стрессу также могут привести конфликты с педагогами и одноклассниками, а эмоциональные перегрузки подрывают как психическое, так и физическое здоровье детей.

Топ-4 «школьных болезней»: советует педиатр
Нарушения зрения  
Почему? Дети школьного возраста часто страдают близорукостью, астигматизмом и дальнозоркостью. Причинами заболеваний являются чрезмерные нагрузки на зрительные органы в школе и дома при выполнении уроков, бесконтрольное время, проведенное за компьютером и гаджетами. 
Что делать?  Регулярно делайте с ребенком зрительную гимнастику. Поставьте на столе хорошую настольную лампу таким образом, чтобы свет падал слева. С первого класса приучайте малыша к тому, что расстояние между глазами и книгой или тетрадью должно быть не меньше 40 см. Если ребенку в школе задают сделать домашнюю работу на компьютере, учитывайте, что офтальмологи не рекомендуют детям проводить у монитора более получаса в день.
Гастрит (Нарушения в желудочно-кишечном тракте)
Почему? Дети не обедают дома, перекусывают булочками, чипсами, запивают все это кока-колой.
Что делать?  Если в школе нет столовой или ребенку по состоянию здоровья  нужно питаться дробно, но часто, давайте ему обеды с собой. Основу детского рациона должна составлять домашняя еда, поэтому никаких газировок и фаст-фуда. И не забывайте, что копченые, жирные, жареные и перченые блюда совсем не то, что нужно вашему ребенку. Конечно, совсем лишать ребенка его гастрономических «радостей» не стоит, но, как говорили наши родители, все это «по великим  праздникам».
«Кривая» спина и болезни опорно-двигательного аппарата  
Почему? Школьники часто страдают сколиозами, лордозами, кифозами и другими нарушениями осанки. Если это не системное заболевание, то связаны они  с неправильной посадкой за партой в школе и за письменным столом дома, ношением тяжелых рюкзаков и сумок (особенно на одно плечо), недостатком физической активности.
Что делать? Родителям нужно следить, чтобы ребенок не горбился при ходьбе, не опускал голову и не выпячивал вперед живот. При сидении на стуле ступни должны полностью стоять на полу, а спина – иметь опору. Письменный стол, за которым ребенок делает уроки, должен быть на 20-30 см выше локтя опущенной руки. Не разрешайте школьнику делать уроки на диване или в кресле, тем более – лежа или «на коленках».  Это формирует неправильную осанку. А «горбатый» подросток – это и некрасиво, и для здоровья нехорошо. Ну и еще один плюсик в букет комплексов.  
Респираторные заболевания  
Почему? Школа часто становится настоящим «рассадником» инфекций. Душные классы и коридоры редко проветриваются, а это - прекрасная среда для распространения вирусов и бактерий. Ну и наши героические родители, которые в погоне за знаниями отправляют детей в школу с насморком и кашлем, а то и с чем посерьезнее – с бронхитом или гриппом, почему-то наивно полагая, что если нет высокой температуры, значит, все в порядке, и школу пропускать не стоит. Но если ваш ребенок сравнительно легко переносит ОРВИ или ОРЗ, то другого ребенка, с более слабым иммунитетом, инфекция может надолго уложить в постель или стационар. Так что – никакого героизма, болезни должны лечиться дома, а некоторые из них вообще опасно переносить на ногах – к примеру, грипп может привести к очень печальным последствиям. 
Что делать? Необходимо научить его регулярно мыть руки с мылом, а при отсутствии такой возможности – пользоваться антибактериальными салфетками или гелями. В холодное время года давайте школьнику больше свежих овощей и фруктов или детские витаминные комплексы. В период всплеска заболеваний ребенок должен везде появляться с медицинской маской и пить профилактические препараты. И важно: не заставляйте ребенка идти в школу, если его беспокоит насморк, боль в горле или другие симптомы респираторных заболеваний.

Количество показов: 230
Автор:  Бубякина Дана
Выпуск:  №34 (2611) от 31 августа 2017 г.
Нашли опечатку? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter