Все о медико-социальной экспертизе

08.12.2017 
Количество показов: 113
Медико-социальная экспертиза является обязательной процедурой, которую должны проходить люди с инвалидностью. Но не все знают, как она проводится, какие нужны документы и как защитить свои права при ее проведении.
На эти и другие вопросы читателей отвечают специалисты ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы в Республике Саха (Якутия)» Минтруда России. 


Справка «ЭС»
Медико-социальная экспертиза – это государственная услуга, которая определяет потребности освидетельствуемого гражданина (ребенка) в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Она проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного, (абилитационного) потенциала. 


- Где проводится медико-социальная экспертиза и кто ее может проводить?
- Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Гражданин проходит медико-социальную экспертизу в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации). Если гражданин по состоянию здоровья не может явиться в бюро, экспертиза проводится на дому или в стационаре, если он находится на лечении. 

- В каком случае проводится медико-социальная экспертиза?
- Освидетельствование граждан в учреждении медико-социальной экспертизы может проводиться по следующим целям: установления группы инвалидности, категории «ребенок-инвалид», установления причины и срока инвалидности, разработка индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, установления степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах), установления причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания в случаях, когда законодательством предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки.
Также освидетельствование нужно для определения нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе со стороны граждан, призываемых на военную службу (военнослужащих, проходящих военную службу по контракту).

- Как проводится медико-социальная экспертиза?
- Медико-социальная экспертиза проводится по письменному заявлению гражданина (или его представителя), к которому прикладывается направление, выданное медицинской организацией, либо пенсионным органом или органом социальной защиты населения, и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья. 
При подаче заявления назначается день проведения освидетельствования и где оно будет проведено (в бюро, на дому, в стационаре или заочно). 
Освидетельствование граждан проводится специалистами бюро путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина. В случаях, требующих специальных видов обследования и получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования – в этом случае вынесение решения переносится, пока не будут получены результаты. 
После получения данных этого исследования специалисты бюро принимают решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом.
При установлении инвалидности выдается справка с указанием группы инвалидности либо категории «ребенок-инвалид», а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида.

- Можно ли отказаться от дополнительного обследования? 
- Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) вправе отказаться от дополнительного обследования и предоставления необходимых документов. В этом случае решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается на основании имеющихся данных, поэтому для получения достоверных данных все же рекомендуется прохождение данного обследования.

- Как оформить направление на МСЭ?
- Направление по установленной форме может оформить медицинская организация независимо от ее организационно-правовой формы, орган пенсионного обеспечения либо орган социальной защиты населения. 

- Куда обращаться, если отказывают в оформлении направления на МСЭ?
- При отказе гражданину выдается справка, на основании которой он имеет право обратиться в бюро самостоятельно. Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности.

- В каком случае человеку устанавливается инвалидность?
- В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 95 от 20.02.2006 г. «О порядке и условиях признания лица инвалидом», условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
Наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид».

- Что такое индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида?
- Гражданину, признанному инвалидом, специалистами бюро разрабатывается индивидуальная программа реабилитации или абилитации, которая содержит комплекс реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Программа разрабатывается на срок, соответствующий сроку установленной группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид»).

- Когда инвалиду определяют группу инвалидности постоянно?
- Совершеннолетним гражданам группа инвалидности устанавливается бессрочно, а в категории «ребенок-инвалид» – до достижения гражданином возраста 18 лет от 2 до 6 лет в зависимости от заболевания. Установление группы инвалидности бессрочно может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. 

- Инвалидам с какими заболеваниями больше всего устанавливается инвалидность?
- По данным 2016 года, на первом месте болезни системы кровообращения, второе место – злокачественные новообразования, третье место занимают болезни костно-мышечной системы.
Среди детей при оценке уровня инвалидности первое место занимают болезни нервной системы, на втором месте – врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения, третье место –психические расстройства и расстройства поведения.


Главное бюро медико-социальной экспертизы в г. Якутске 
Граждане могут обращаться ежедневно с 08.30 до 18.00 ч. в единую регистратуру главного бюро, расположенной по адресу: ул. Чернышевского 8/2, 1 этаж, телефон 45-05-08. 
Телефон приемной 45-01-81, факс 45-01-32.
Количество показов: 113
Выпуск:  №48 (2625) от 7 декабря 2017 г.
Комментарии