Как справиться с гиперактивным ребенком: памятка родителям

08.11.2018 
Количество показов: 3
Психолог ГБУ РС (Я) «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи» Лена Авелева имеет 10-летний опыт работы с гиперактивными детьми лет и сегодня щедро поделится с читателями «Эха столицы» своим накопленным опытом.
10 советов 
для родителей
1. Уважайте ребенка и принимайте его таким, как он есть. Будьте реалистичны в ваших ожиданиях и требованиях.
2. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Изо дня в день время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку. Расписание нужно поместить так, чтобы ребенок мог его видеть.
3. В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.
4. Избегайте мест и ситуаций, где собирается много людей. Дома постарайтесь создать для ребенка тихую, спокойную атмосферу, следите за тем, чтобы звук телевизора был слегка приглушенным, старайтесь не разговаривать друг с другом и ребенком на повышенных тонах
5. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание и т.п.). Заранее договаривайтесь с ребенком о времени игры, о длительности прогулки.
6. В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах, повысит его самооценку. 
7. Давайте ребенку возможность для расходования избыточной энергии. Полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, бег.
8. Оберегайте ребенка от утомляемости, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Выработайте совместно с ребенком систему поощрений и  наказаний за желательное и нежелательное поведение.
9. Постоянно общайтесь с ребенком, читайте ему книги и обсуждайте их вместе, просите его вам помочь в выполнении домашних дел, дарите ему свое внимание и тепло. Относитесь с должным пониманием к проявлению его индивидуальных способностей.
10. Научите ребенка справляться с гневом. Объясните ему, что он имеет право на любые эмоции, но при этом покажите ему безопасный способ их проявления.

Как общаться 
с гиперактивным ребенком?
В первую очередь помните, что иструкции, которые мы даем ребенку, должны быть понятными для него и очень короткими  (не более 10 слов). Говорить надо,  установив контакт глаз с ребенком.
В минуты, когда ребенок плохо понимает вас и не слушает, что вы ему говорите, используйте технику «заезженной пластинки».
Иногда гиперактивный ребенок, перевозбудившись, не может сам остановиться. Помогите ему, например, просто подойдите и крепко обнимите его. Иногда в такие минуты можно даже почувствовать, как ребенок «сдувается, будто воздушный шарик», прижимается к вам. Переключите его внимание.  
Старайтесь предотвращать плохое поведение ребенка. О том, что он должен делать в поездке или в походе по магазинам, договаривайтесь с ним заранее. 
Иногда родители в порыве гнева и нетерпения в ответ на бурные проявления и непослушания шлепают ребенка, однако эта мера воздействия может только усилить реакцию и вызвать негативные эмоции и протест ребенка. Кроме того, скорее всего, ребенок очень скоро переймет вашу манеру поведения в подобных ситуациях и будет позволять себе в общении со сверстниками и с вами проявлять агрессивные чувства и действия.
Используйте систему своеобразной «скорой помощи» при общении с гиперактивным ребенком:
- предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность);
- задать неожиданный вопрос;
- отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка);
- не приказывать, а просить (но не заискивать);
- выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас);
- сфотографировать ребенка или повести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;
- оставить его в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);
- не настаивать на том, чтобы он во что бы то ни стало, принес извинения;
- не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит);
- в некоторых случаях в подростковом возрасте возможно заключение формальных договоров-контрактов, в которых закрепляются определенные обязанности за ребенком и поощрение родителей.
ГБУ РС (Я) «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи»
Количество показов: 3
Выпуск:  № 43 (2672) от 1 ноября 2018 г.