27.01.2020 | 14:18

Уберите гаджеты

Задержка психоречевого развития все чаще и чаще встречается у современных детей. Педиатры бьют тревогу, пытаются достучаться до родителей, но не всегда получается. Этот диагноз нередко фигурирует на заседаниях МСЭК по признанию детей инвалидами. Что это такое ЗПРР, откуда берется и как с ним бороться, расскажет детский врач-психиатр Якутского республиканского психоневрологического диспансера Вера СИЛЬНИЧАЯ.
Уберите гаджеты
Автор: EXO-YKT

«РАДУЕМСЯ, КОГДА ВИДИМ НОРМУ»


— Вера Васильевна, что такое ЗПРР и почему так обеспокоены педиатры?

— В соответствии с международной классификацией заболеваний психических расстройств МКБ-10 такого диагноза «задержка психического и речевого развития» не существует. У нас он идет под другим названием. Но так мы называем по старинке, чтобы проще объяснять родителям. Да, действительно, цифры диагностирования таких заболеваний выросли. В последнее время стало больше детей не только с ЗПРР, но и с аутистическим спектром. С ЗПРР на прием приходит практически каждый второй ребенок. 

На прием к психиатру чаще идут с проблемами, но во время профосмотров в два года и шесть лет к нам приходят разные детки, в том числе и абсолютно здоровые. Когда видим норму, мы очень рады, что такие дети все-таки есть.


— Когда специалист может заметить, что у ребенка проблемы с развитием?

— До двух лет уже можно увидеть, есть задержка речевого развития или нет. Как правило, она тянет за собой и задержку психического развития. 


— Причины?

— Вообще, причин возникновения ЗПРР множество, иногда они сочетаются, и выявить первопричину сложно. Формирование психоречевых функций — это многогранный процесс, который происходит под влиянием двух больших групп факторов: биологических и социальных. 


— Что делать, чтобы не допустить? 

— Прежде всего, родители не должны сидеть и ничего не делать, ни на кого не надеяться. Если они сами не будут заниматься с ребенком, то ситуация никогда не исправится, и даже самый гениальный врач — дефектолог, логопед — не сможет помочь. Уже с рождения нужно с ребенком разговаривать, да и внутриутробно тоже. Давно доказано, что дети, находясь внутри мамы, все слышат. Тем более, когда человек родился, он должен слышать человеческую речь, не гаджетов, не телевизора, а именно мамину речь и других членов семьи. С года с ним нужно разговаривать нормальным человеческим языком, то есть не сюсюкаться, а именно говорить.


— Что вижу, то пою?

— Совершенно верно. До года у ребенка идет формирование пассивного словарного запаса. Он у них накапливается и развивается. С ребенком должны общаться все родственники. Обязательно называть вещи своими именами. Развивать ребенка по возрасту: сперва с помощью погремушек, потом собирать пирамидки, конструктор, развивать моторику. Сейчас столько игрушек, и в магазине они прямо по возрастам разложены, так что можно приобрести все по возрасту, чтобы ребенок работал ручками. Даже когда мама занята домашними делами, прибирается, готовит еду, она должна общаться с ребенком, рассказывать, что делает, с чем. 

Вот сейчас проходишь по коридору поликлиники и видишь: дети сидят с гаджетами в руках, и родители так же. Не общаются, а можно обсудить все что угодно: как они сюда ехали, на каком автобусе, машине, что по дороге видели, какие крыши, домики. Но они сидят каждый в своей стихии. Мама — в «Инстаграме» или еще где-нибудь, ребенок тоже непонятно что смотрит.


— Что должны уметь малыши? 

— К двум годам маленькую строчку уже можно выучить, ну а так с трех лет уже стишки учат. В год ребенок минимум должен знать десять слов. Но у нас дети приходят и без этого, только к двум годам появляется какой-то минимальный словарный запас. И объяснять надо, что имя — это имя, фамилия — это фамилия и т. д. Родители заучивают все механически, и у малыша нет понятия, где имя, фамилия, сколько лет. Звучит как: «Иванов Миша Петрович пять лет». Все сразу. Родителям так легче приучить, чем объяснить, что у тебя есть и что с этим делать. Большую роль в формировании личности ребенка играет семья. Мама, папа, бабушки, дедушки, братья, сестры и т. д. должны уделять внимание ребенку в плане общения и развития. 


— Если уже есть задержка?

— Важно не опускать руки, а начинать заниматься и развивать ребенка. Учить стишки, читать книжки, все рассказывать, показывать, обсуждать. И обязательно обращаться к специалистам за помощью. Она состоит из нескольких обязательных частей. Одного медикаментозного лечения недостаточно, нужно, чтобы с ребенком работал дефектолог. Не логопед, а именно дефектолог, специалист, который работает на развитие психоречевой деятельности. Необходимы реабилитационное лечение, работа с дефектологами, детскими психологами, логопедом. В реабилитационное лечение входят ЛФК, массаж и многое другое плюс обязательно медикаментозное лечение. Когда все это в совокупности работает в связке «мама, врач и реабилитолог», тогда можно ждать положительного выхода. 

К большому сожалению, таких специалистов в Якутске очень мало. Бесплатные находятся только в реабилитационных центрах. А частные абилитационные центры, где есть дефектологи, олигофренопедагоги, очень дорогие. Одно занятие стоит тысячу и более рублей. Чтобы получить бесплатное лечение в реабилитационном центре, многие идут на признание детей инвалидами. Хотя по логике все должно быть наоборот: помогать детям на начальной стадии заболевания, реабилитировать, а не доводить до комиссии. Это неправильно, и надо менять в корне. 


— Во сколько лет ребенок может быть признан инвалидом по ЗПРР?

— У врача-психиатра показанием для ограничения жизнедеятельности (это инвалидность) являются умственная отсталость и другие стойкие психические расстройства. Диагноз «ЗПРР» не является показанием для оформления инвалидности. К нам направляются на оформление инвалидности детей с двух лет (были случаи, когда ребенку ещё и двух лет не исполнилось). Раньше неврологи ребенку двух-трех лет с диагнозом «ЗПРР» давали направление на комиссию и оформляли на МСЭК. Там давали добро, и ребенок получал реабилитацию и мог выйти из этого состояния и снять инвалидность. Теперь только с четырех лет. 



— Выход — оплачивать процедуры самим или ждать четырех лет для бесплатного лечения?

— Ждать не стоит. Из ЗПРР есть два выхода: в нормальное развитие либо в умственную отсталость или еще какое­-то психическое расстройство. Как уже было сказано, необходимо обращаться за помощью к специалистам. 


— Как долго ставится диагноз?

— Нам нужно как минимум полгода понаблюдать за ребенком и выяснить, все-таки это грубая задержка развития, умственная отсталость, аутизм или другое психическое расстройство.

Чтобы понять и поставить диагноз, у нас имеются психологические тестирования, которые нужно провести с ребенком, чтобы была ясная картина. Иногда тестирование и осмотр психиатра необходимо провести неоднократно. Ведь один раз ребенок пришел утомленный, ничего не хочет делать и не будет, не заставишь. В другой раз у него хорошее настроение, он выспался — и совершенно другой результат теста. В плане диагностики нужно быть очень аккуратным, чтобы правильно выставить диагноз. Для этого нужно чаще видеть ребенка на приеме. Либо мы предлагаем стационар для наблюдения в детском отделении в ЯРПНД. Отделение очень хорошее, но не все соглашаются. Там дети находятся под регулярным наблюдением персонала, и врач динамически ежесуточно смотрит за ребенком и понимает: задержка или УО, или аутизм, или детский тип шизофрении. Поэтому мы рекомендуем в плане дифференциальной диагностики стационар. 


— Многие боятся медикаментозного лечения. Тем более в противопоказаниях и побочных действиях что только не указывают. Иногда врачи грешат назначением «лишних» препаратов. 

— Медикаментозное лечение необходимо, но его нужно подбирать индивидуально. У всех организм функционирует по-разному. И здесь должен быть тандем «мама и врач». Нужно выбрать такого специалиста, которому будешь доверять. При ЗПРР медикаментозное лечение обязательно. Это ноотропы — препараты, которые улучшают мозговое кровообращение. Центры речи нужно стимулировать. Плюс еще и витаминотерапия обязательна, укрепление иммунной системы. Каждое простудное заболевание или любое другое будет оттягивать ребеночка назад. Вот только динамика пошла, ребенок заболел вирусным или любым другим заболеванием — и все, мы опять шаг назад. Прежде всего, должно быть доверие к врачу. Если один не понравился, то нужно искать другого, но помнить, что частая смена специалистов вредно сказывается на лечении. Сменяясь, врачи не видят динамику заболевания, могут назначать разные препараты. В итоге получится каша и результата не будет. Мама и врач должны работать в одной связке. 


— Какие симптомы должны насторожить родителей, чтобы пойти выяснять, есть ли у ребенка задержка развития?

— В год ребенок должен реагировать на свое имя, на обращение к нему. Должен знать около десяти слов. Пусть они будут маленькие, короткие. Понимать и выполнять простые инструкции: на, дай, иди. Самое главное, должен быть зрительный контакт. Очень важно вовремя отучать от памперса. К году ребенок уже может проситься на горшок, если его приучали и работали с ним. 


— Если этого нет, что нужно требовать от своего педиатра? Направление к какому врачу?

— Родители могут обратиться к психиатру без направления. Те, кто боится сразу идти к психиатру, могут пойти к неврологу. Невролог тоже знает все стадии развития ребенка, и он уже подскажет, нужна ли дальнейшая консультация психиатра. 


— Но у нас боятся, что поставят клеймо умственно отсталого и т. д.

— У нас есть две группы учета: консультативная и динамическая. Сразу никто не поставит на учет и не объявит диагноз. Половина картотеки — это дети, которые приходят на консультацию. Конечно, мы заводим карточку на всех, но лишь для того, чтобы в динамике видеть развитие ребенка.


— Куда обращаться и где найти специалиста-психиатра?

— Мы находимся не в ЯРПНД, а в шаговой доступности для населения в педиатрических службах. Один врач находится в третьей детской поликлинике, и два врача — в филиале первой поликлиники на Семена Данилова. В Медцентре — для приезжих из районов. Мы консультируем детей до 15 лет. С 15 до 18 лет есть подростковый психиатр, который находится на Лермонтова, 178/1 в поликлинике ЯРПНД. К подростковому психиатру можно записаться на прием по телефону 507-899. А в поликлиниках живая очередь без талонов. 


— Сколько детей сейчас стоит на учете?

— За 2019 год на диспансерном учете по Якутску состоят 560 детей — это все диагнозы. Почти половина из них — ЗПРР. В консультативной группе — 395 деток. 


— Удается детей снимать с учета, исправлять ситуацию?

— Если ребенок «выровнялся», обычно мы его снимаем с учета либо передаем в консультативную группу, где не требуется постоянное наблюдение, а только по обращению. Выход из задержки развития всегда есть.


Фото героя материала

Новости

Популярное

15 мая стартует запись в летние детские оздоровительные лагеря Якутска
Город | 1 день назад
15 мая стартует запись в летние детские оздоровительные лагеря Якутска
Запись проводится через портал Госуслуг.
В Якутии единое пособие назначено родителям более 58 тысяч детей
Город | 1 день назад
В Якутии единое пособие назначено родителям более 58 тысяч детей
Отделение Социального фонда России по Якутии продолжает принимать заявления от будущих мам на единое пособие.
Госавтоинспекция оштрафовала водителя за стоянку на тротуаре
Город | 1 день назад
Госавтоинспекция оштрафовала водителя за стоянку на тротуаре
Водитель автомобиля «Тойота Лэнд Круизер 200» оштрафован по фото в соцсетях.
Глава Якутска обсудил с частными перевозчиками реформу общественного транспорта
Город | 1 день назад
Глава Якутска обсудил с частными перевозчиками реформу общественного транспорта
Проблема, которую озвучили перевозчики, это «зайцы», пассажиры, которые не оплачивают проезд, и наносят ущерб предпринимателям.