Школьные годы «чудесные»: невроз, гастрит, ОРВИ

03.03.2014 
Количество показов: 343
Мы хорошо помним эту песню про школьные годы. Она и сейчас звучит каждое первое сентября на торжественной линейке.
Однако и тогдашние, и теперешние школьники и их родители с такой оценкой согласятся с натяжкой. Виной всему – болезни, которые, наверное, с уверенностью можно кинуть в копилку «школьных».

Причин возникновения болезней огромное множество: окружающая среда, питание, образ жизни, наследственность, нагрузки в школе... И один из главных вопросов, который возникает у родителей в этом случае, – как вовремя распознать ту или иную проблему и справиться с ней? Об этом нам рассказала педиатр Якутского медицинского центра Мария КУШНАРЕВА.

Храним остроту зрения

Медицинская статистика указывает, что первый враг учеников средних школ – снижение зрения.
– Чаще всего детские глаза страдают от близорукости, или миопии, когда ребенок плохо видит вдаль. Согласно подсчетам, очки для дали должен носить каждый пятый ученик младших классов и почти половина старшеклассников. Реже у детей развивается дальнозоркость, когда глаза плохо видят вблизи, а также астигматизм– специфическое понижение зрения. Благодатная почва для расстройства зрения – длительная зрительная работа на близком расстоянии: чтение, письмо, черчение. Плюс не забываем о компьютере, за которым ребята могут находиться сутками.

Увы, падение зрения у школьников редко удается предотвратить, однако минимизировать ущерб возможно. Лучшим методом профилактики медики считают правильную организацию рабочего места в комплексе с правильной тренировкой и отдыхом. Книги и тетради должны находиться не ближе чем в 30 см от глаз. Большая роль отводится освещению: согласно санитарно-гигиеническим требованиям, каждый школьный класс обязан иметь большие окна. Хорошо, если ребенок сидит у окна, когда естественный свет падает слева, а в сумерки помещение должно освещаться люминесцентными лампами. На переменах рекомендуется давать глазам отдых, а придя домой, нельзя бросаться делать уроки, играть в компьютер или смотреть телевизор. Лучше всего прогуляться.

Гастрит: скажем «нет» чипсам и кока-коле!

Хронический гастрит, рассказывает Мария Васильевна, пожалуй, самое распространенное заболевание среди школьников, ведь дети любят перекусывать всухомятку сухариками, чипсами, шоколадными батончиками, запивая вредной шипучкой, обожают фастфуд, едят нерегулярно и глотают пищу, предварительно не разжевывая ее тщательно. Неправильный рацион и режим питания приводят к нарушениям пищеварения и сопровождаются воспалением слизистой оболочки желудка. Не последнюю роль играют употребление жирной, чрезмерно острой пищи, переедание и отсутствие такой важной привычки, как мытье рук с мылом перед едой.
– Ребенок жалуется на боль в животе, тошноту и даже изжогу – родителям уже нужно насторожиться. Конечно, для однозначной диагностики и определения проблемы необходима консультация врача-гастроэнтеролога, однако зачастую от множества проблем с пищеварением можно избавиться, просто выстроив правильную схему питания. Начать стоит с правильного распределения времени между занятиями, едой, отдыхом, сном, прогулками и физическими нагрузками. Питание должно быть регулярным — не менее 4-х раз в день небольшими порциями. Научите ребенка не торопиться во время приемы пищи, тщательно пережевывать и запивать еду. Исключите острые, соленые и жирные блюда, консервы, копчености, крепкий чай. Готовьте супы!

Невроз лечите творчеством

Не стоит думать, что «школа – не работа, и волноваться нечего». Учеба – это стресс. Для расстройств нервной системы характерны тревога, беспокойство, напряженность и беспокойный сон. Причины – большие нагрузки, несоответствие академическим требованиям и хроническое недосыпание. Легкий невроз важно заметить «в зародыше», пока он не перерос в серьезные психические расстройства. Очень часто родители сталкиваются с крайне эмоциональными или, наоборот, депрессивными реакциями ребенка. Сегодня, по статистике, около 25% учеников имеют психологические нарушения, причем проблемы на нервной почве могут проявляться в совершенно разной форме: грубость по отношению к взрослым и сверстникам, резкие перепады настроения, так называемый уход в себя, ранимость и тревожность, боязнь ответа у доски. Если вы замечаете подобные признаки, то лучше, не затягивая, проконсультироваться со специалистом. В то же время часто причинами неврозов в детском возрасте являются вполне понятные ситуации: конфликты со сверстниками в школе, частые переезды, разлука с матерью или отцом, перевод в новую школу. С такими внешними причинами можно справиться, не прибегая к помощи психолога – результат будет напрямую зависеть от желания родителей изменить ситуацию, повлекшую за собой появление неврозов у ребенка.

Неврозы у детей хорошо поддаются лечению при помощи арт-терапии: рисования, лепки, танцев, конструирования и других видов творчества. Помогают и водные процедуры: холодные обтирания, контрастный душ, ванны с морской солью, мятой, лавандой. Однако проводить их лучше перед сном, и длиться они должны не больше 15 минут. Очень важно вовремя укладывать ребенка спать, чтобы он полноценно высыпался – а это не менее 8-9 часов. Успокаивающе на нервную систему действуют массажи, ароматерапия с маслом лаванды или бергамота.Конечно, если ничего не помогает, стоит обратиться к гастроэнтерологу. 

Осанка:  «Детки, регулируем кулачком!»

Значение состояния осанки для формирования общего здоровья очень важно, и доказывается это большой распространенностью заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем среди школьников с нарушением осанки, продолжает Мария Кушнарева. 

– На формирование осанки воздействуют различные факторы, но наиболее негативно на ее состоянии сказываются несовершенство школьной мебели и сидячая рабочая поза учащихся, когда форма позвоночника ребенка принципиально отличается от формы позвоночника при стоянии. При учебной работе в положении сидя туловище наклонено вперед, что увеличивает давление на межпозвоночные диски до 100 кг против 70 кг при стоячей позе. При резко наклоненной позе, необходимой для выполнения письменных работ, значительно возрастает нагрузка и на мышцы спины, увеличивается частота сердечных сокращений, уменьшается амплитуда дыхательных движений, а также расстояние глаз до тетради. Для сохранения равновесия в таком положении ученику приходится опираться грудью о поверхность стола. Это еще в большей степени затрудняет работу внутренних органов и неблагоприятно сказывается на их функционировании. 
 
Ребенок быстрее устает и чувствует напряжение в спине и пояснице. Чтобы этого не произошло, нужно правильно подбирать школьнику ранец, а носить его он должен на обоих плечах и не перегружать учебниками. В идеале у ребенка должен быть в школе запасной комплект учебников.

– Профилактику нарушений осанки и возникновения сколиозов у школьников нужно строить не только путем оптимизации условий обучения, но и занятиями физкультурой, на которых особое внимание будет уделено комплексу упражнений, направленных на совершенствование пространственно-ориентировочных реакций. Необходимы контроль за соответствием школьной мебели росту детей, особенно в начальной школе, контроль за позой учащихся во время занятий. Учитель должен показать школьнику, как регулировать свое расположение относительно края стола с помощью очень простого приема: периодически помещать кулак между грудной клеткой и краем стола. Особое внимание нужно обращать на положение плеч во время работы – они должны быть прямыми. Но, как бы ни были строги требования учителя к соблюдению младшими школьниками правильной рабочей позы на уроках, они должны знать: долго удерживать такую позу дети в не в состоянии. И несомненную поддержку им в этом окажет проведение на уроках физкультминуток.

ОРВИ

Куда же от него деться? Его природа – вирусная, и передается оно преимущественно воздушно-капельным путем от заболевшего ребенка к здоровому, поэтому ежегодно в школах наблюдаются всплески заболеваемости. Чтобы правильно и, главное, быстро вылечить ребенка, вызывайте врача на дом. Своевременно начатое лечение поможет минимизировать возможные осложнения. И не принимайте во внимание очередную контрольную! Их будет еще много, а здоровье – оно может и закончиться. 

– Если ребенок болеет слишком часто, скорее всего, дело в особенностях реакции его организма: эмоциональные встряски, высокая нагрузка в школе, неправильный режим питания – все это может настолько ослабить организм ребенка, что частые болезни станут правилом. В этом случае следует комплексно заняться укреплением его иммунитета и запастись терпением. А еще порадовать ребенка, например, походом в гости к бабушке или поездкой к друзьям семьи. Не все же учиться, отдыхать тоже надо. 

В качестве фитотерапии подойдут лекарственные растения, обладающие противомикробным и противовирусным действием, например, чай из листьев черной смородины. Полезно освоить также простейшие комплексы лечебной гимнастики и приемы массажа. Закаливаться и ни в коем случае не отправлять больного ребенка в школу: он может заразить остальных.
Оградить ребенка ото всех заболеваний невозможно. Главное, чтобы небольшие «болячки» не выросли в огромные проблемы. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос здоровым, обращайте внимание на любые изменения в его поведении и самочувствии – это позволит вовремя принять необходимые меры и сохранить его здоровье.

Количество показов: 343
Выпуск:  № 22 (2247) от 28 февраля 2014 г.
Комментарии