Бюджет расставил приоритеты

03.11.2009 
Количество показов: 310
Исполнение бюджета городского округа в нынешнем году и утверждение в первом чтении его бюджета на 2010 год.
Во вторник, 27 октября, на сессии Якутской городской думы среди 11 вопросов повестки важнейшими стали исполнение бюджета городского округа в нынешнем году и утверждение в первом чтении его бюджета на 2010 год.

Разногласия есть, но они исправимы

По последним уточненным данным, общий объем доходов городского округа увеличился на сумму 174 млн. рублей и составил 6 млрд. 650 млн. рублей. Рост доходов городской казны связан с ростом налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений. В том числе сумма налога на доходы физических лиц составила цифру на 1,3% ниже утвержденного плана на 2009 год и на 10,3% больше, чем фактическое исполнение за 2008-й.

Сборы по единому налогу на вмененный доход по отдельным видам деятельности увеличились на 13 млн. рублей и составили свыше 281 млн. рублей. С учетом фактического исполнения за этот год и ожидаемого уровня, эта сумма оказалась на 4% ниже утвержденного плана на 2009 год и на 7,6% выше фактического исполнения за год прошлый.

В связи с уменьшением доходов и увеличением расходов сельхозтоваропроизводителей, на 332 тыс. рублей снижены поступления по единому сельхозналогу. В отличие от этого на 28% выше утвержденного плана собрали налог на имущество физических лиц. Также увеличены суммы поступлений от налогов на добычу полезных ископаемых, госпошлин, штрафов, санкций, возмещения ущерба, доходов в виде дивидендов по акциям, принадлежащим городскому округу. Игорного бизнеса в городе уже год как нет, но налоги от него продолжают поступать, их размер составил около 3 млн. рублей.

В то же время собственность города, как не раз было высказано на сессиях, не приносит больших доходов. Так, снизилась сумма поступлений от платы за найм городского имущества, а доходы от продажи городской собственности составили немногим больше 3 млн. руб. Также не приносят большие доходы в бюджет муниципальные предприятия. По ним доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных выплат, снизились на 328,8 тыс. рублей, а сумма годового исполнения составит 1 471,2 тысячи.

Расходная часть бюджета после уточнения в июне с.г. составляла 6 млрд. 864 212,1 тыс. рублей. По нынешним уточнениям она увеличилась до 7 028 756,6 тыс. рублей. То есть разница составила 164 544,5 тысяч. На такую сумму увеличены межбюджетные трансферты, произведен возврат остатков средств на возмещение убытков ЖКХ в Госбюджет РС (Я), произведено направление средств резервного фонда на другие соответствующие разделы и подразделы по целевому назначению, также произведено сокращение расходов на основании Указа Президента РС (Я) № 1553 «О мерах по обеспечению сбалансированности консолидированного бюджета РС(Я) на 2009 год».

Кроме этого, приняты некоторые другие расходные обязательства по вопросам местного значения. Таким образом, дефицит бюджета достиг 378 540,4 тыс. руб, а верхний предел муниципального долга составил 752 059,9 тыс. рублей при его предельном объеме 1 262 535,1 тыс руб.

В целом депутаты согласились с представленными уточнениями. Однако, как оказалось, при предварительном рассмотрении исполнения бюджета рабочей комиссией, появились значительные разногласия между народными избранниками, которые были озвучены в ходе обсуждения этого вопроса на сессии. Так, депутат Лукина, отметив, что в бюджете свыше 900 млн. рублей остаются неосвоенными, мало того, город просит еще дополнительные средства, усомнилась в их полном и эффективном расходовании до конца года.

Другие депутаты предложили средства от дополнительных доходов направить на погашение дефицита бюджета. Также вызвали некоторые нарекания думцев работы, на которые будут направлены эти дополнительные средства. Они интересовались – почему деньги выделяются на строительство детского сада в Хатассах, когда как они уже предусмотрены в бюджете в полном объеме и на школу в Тулагино, которая уже сдана и работает. На это I-й замглавы Игорь Олейников ответил, что в детском садике Хатасс вышла проблема с вентиляционными шахтами из-за некорректной планировки в проектно-сметной документации. Чтобы ее исправить, потребовались дополнительные средства в размере 1 млн. 765 тысяч рублей. Виновные в этом будут наказаны и через суд средства с них взыщут, но на это нужно время, между тем садик будет вот-вот сдан. А Тулагинской школе дополнительные 344 тысячи понадобились на изготовление технического паспорта школы.

Большое возмущение депутата Сальвы вызвало выделение средств для МУП «ЯПАК». По его мнению, предприятие убыточно, работает неэффективно, и уже было ранее принято решение о том, чтобы «ЯПАКу» больше не выделять бюджетных средств. Одним словом, вышло так, что денежные вливания в это предприятие – как мертвому припарки. Но из ответа главы ГО Юрия Заболева последовало, что «ЯПАК» выполняет социальный заказ города. Чтобы не допустить повышения тарифов на перевозки на 25% Окружной администрации пришлось сдержать процент повышения тарифов до 15%, а разницу заложить в выпадающие доходы.

Прозвучали и другие нарекания со стороны депутатов по поводу экономической целесообразности расходования дополнительных средств казны. Поэтому депутаты на сессии по каждому из пунктов таблицы разногласий проголосовали по отдельности. В итоге в уточненный бюджет не вошла лишь сумма по возмещению выпадающих расходов МУП «ЯПАК» в размере 11 млн. рублей. Предприятию рекомендовано обосновать запрашиваемую сумму и предоставить депутатам информацию о своей деятельности.

А дополнительные средства на строительство пожарного депо в Табаге, подключения септика к центральной канализации по ул. Пионерская, 11 установку объектов уличного освещения, строительство котельных по ул. Тепличная в Мархе, в Кангалассах, по системе водоснабжения мкр-на Гидрометцентр, исполнение судебных решений и другие социально значимые мероприятия включены в уточненный бюджет и работа по ним до конца года продолжится.

Дороги, День Победы и ЖКХ

Третьим и четвертым пунктами повестки депутаты рассмотрели прогноз социально-экономического развития городского округа на 2010 год и проект будущего бюджета. Эти основные документы города предваряют один другой, так как только на основании изучения исполнения бюджетов прошлых лет, детального анализа расходования и прогнозов всех получателей и распорядителей средств, с учетом тенденций в городской экономике верстается бюджет нового года. Итак, не вдаваясь в подробности, отметим лишь наиболее важные для горожан цифры в прогнозе 2010 года.

– Среднегодовая численность населения составит 278 тысяч 509 человек, из них трудоспособного населения – 172 тысячи 597 человек, лица трудоспособного возраста нигде не занятые (не работают и не учатся) – 20 тысяч 918 человек.

– Уровень общей безработицы в процентах к экономически активному населению составит 5,20%, уровень официально зарегистрированной безработицы – 0,81%.

– Денежные доходы на душу населения в месяц по прогнозу составят 29 148 тысяч рублей, что почти на три тысячи выше, чем в этом году. А среднемесячная зарплата работников предприятий и организаций достигнет 31 тысячи 744 рублей против 28 с половиной тысяч нынешнего года.

– В производстве важнейших видов промышленной продукции значительного роста в целом не будет, кроме производства пива, выпуск которого вырастет почти в 2 раза по сравнению с 2008 годом.

– В показателях финансовых затрат муниципалитета указано, что город на 1 своего постоянного жителя предусматривает расход в размере 27 тысяч рублей.

Вот такие прогнозы. А по работе над самим бюджетом города 2010 года была создана специальная рабочая комиссия Окружной администрации, которую возглавил I заместитель председателя Гордумы Павел Петров. Как он отметил в начале рассмотрения бюджета будущего года в первом чтении, совместной комиссией было проведено за это время более 20-ти совещаний, на которых были заслушаны информации всех получателей и распорядителей бюджетных средств, рассмотрены их планы развития.

Также были проведены депутатские слушания. Все цифры согласованы со структурными подразделениями Окружной администрации. Но вместе с тем, Павел Петрович отметил, что в проекте бюджета есть еще те места, которые необходимо более тщательно доработать. Это касается доходной части бюджета, поступления налоговых и неналоговых доходов, не учтены также суммы, которые поступят в городскую казну от вновь приобретенных полномочий города. Были и другие замечания и пожелания от депутатов.

Более подробно о бюджете следующего года читайте в следующей пятничной «толстушке». Сейчас лишь отметим, что в бюджете следующего года приоритетными направлениями финансирования стали дороги, сфера ЖКХ и празднование 65-летнего юбилея Победы.

В целом общий объем доходов без учета субвенций и субсидий из вышестоящих бюджетов ориентировочно составит 3 млрд. 722 млн. 892,8 тысяч рублей, общий объем расходов 4 млрд. 40 млн. 529 тысяч рублей. Дефицит – 317 млн. 636,9 тысяч рублей.

Необходимо учесть, что по Бюджетному кодексу РФ основные параметры бюджета, утвержденные в первом чтении, во втором уже не должны меняться. Поэтому существенным замечанием можно считать предложение руководителя Контрольно-счетной палаты Гордумы Иосифа Николаева. По его предложению на сессии был увеличен общий объем доходов бюджета на 4 млн. 794 тысячи рублей, на сумму, которая планируется от аренды 31 единицы специальной техники, купленной городом по лизингу в прошлые годы.

Если посмотреть в размере основных показателей бюджета, то на образование в 2010 году будет израсходовано 39% бюджетных средств, на ЖКХ – 16%, в том числе 130 миллионов предусмотрено на городские дороги. Для сравнения – в этом году на дороги был утвержден годовой план в сумме 40 млн. 254,4 тысяч рублей.

Далее, на сферу здравоохранения придется 16% от общей доли бюджета, социальную политику – 3%, на национальную безопасность и правоохранительные органы всего лишь 1%. По 22 муниципальным целевым программам самая большая доля приходится на программу «Обеспечение жильем работников бюджетной сферы и ЖКХ» – 100 млн. рублей, затем на улучшение сейсмоустойчивости жилых домов – 61 млн., развитие пригородов – 40 млн.

И снова К-2

Вопрос о размере корректирующего коэффициента К-2, применяемого при определении размера единого налога на вмененный доход будоражит депутатов не один год. Дело в том, что значения этого К-2 утверждаются муниципальным образованием. Они учитывают совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности и косвенно, но влияют на развитие оказания услуг населению в городе.

На нынешней сессии депутаты вновь затронули эту тему. На этот раз, согласно изменениям в Налоговом кодексе РФ, принятых в 2008 году, якутским депутатам пришлось внести поправки в ранее принятое решение в части видов предпринимательской деятельности. Из списка видов исключены работы по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов. Одновременно, начиная с 2009 года, на уплату ЕНДВ переведены услуги платных автостоянок не только по хранению автотранспортных средств, но и по предоставлению во временное владение пользование мест для стоянки автотранспорта.

За заслуги перед Якутском

По традиции последними вопросами сессии депутаты рассмотрели пункты о награждениях. На этот раз за многолетнюю безупречную работу и личный вклад в развитие города знаком «За заслуги перед Якутском» единогласным решением депутатов были удостоены Г. А. Круглова, заместитель генерального директора по организационно-методической и профилактической работе ГУ «Республиканская больница № 1 – Национальный центр медицины» и председатель Якутской городской думы А. А. Саввинов. Поздравляем!
Количество показов: 310
Выпуск:  Выпуск "Эхо столицы" № 85 (1794) от 30.10.2009 г.