Леонид Александров: "Бюджет Якутска остается "социальным"

09.11.2009 
Количество показов: 484
На прошлой сессии, состоявшейся 27 октября, депутаты Якутской городской думы рассмотрели исполнение бюджета городского округа в нынешнем году и внесли уточнения в сумме 164 544, 5 тысяч руб.
Это общепринятая и обычная для работы местных органов власти процедура. Однако этот год из-за финансового кризиса в мире как для нашего города, так и всех субъектов Российской Федерации выдался непростым в плане поступления доходов и расходования бюджетных средств.

Особенности исполнения бюджета Якутска мы попросили прокомментировать председателя комиссии по бюджетно-экономической политике Гордумы, депутата по Строительному избирательному округу города Леонида Александрова.

- Леонид Вячеславович, что показывает анализ расходования бюджетных средств в сравнении с прошлыми годами?
- Исполнение расходов бюджета городского округа зависит от соответствующей работы главного распорядителя и получателя бюджетных средств по своевременному и полному освоению лимитов бюджетных обязательств. Анализ исполнения расходов бюджета за 9 месяцев этого года и исполнения за тот же период 2008 года показал некоторый рост по одним бюджетным статьям и спад по другим. К примеру, по статье «Общегосударственные вопросы» уточненный план на 9 месяцев 2008 года был 484 681,5 тыс. рублей, исполнение за 9 месяцев составило 440 298,7 тыс. рублей и процент исполнения от уточненного плана достиг 90,8%.

В этом году этот показатель составил 80,3%. По статье «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» в 2008 году уточненный план на 9 месяцев составил 67 306,3, а исполнение составило 51 673,5 с процентом исполнения от уточненного плана 76,8%. В 2009 году этот показатель составил всего лишь 39,4%.

По жилищно-коммунальному хозяйству уточненный план на 9 месяцев 2008 года составил 1 338948,8, исполнение – 1062116,4 с процентом исполнения 79,3%. За 9 месяцев нынешнего года этот показатель достиг 95,5%. Также наблюдается некоторый рост исполнения по итогам девяти месяцев 2009 года по образованию, здравоохранению и спорту, культуре, кинематографии и СМИ, социальной политике.

Если сравнить в целом, за 2008 год уточненный план на 9 месяцев составил 5 081 791,4 тыс. рублей, исполнение – 4 100 964,7 тыс. рублей, процент исполнения от уточненного плана составил 80,7%. В 2009 году уточненный план на 9 месяцев составил 5 229 999,2, исполнение – 4 696 913,7 с процентом исполнения 89,8%.

- В связи с чем и по каким направлениям растут расходы города?
- Расходы города в соответствии с бюджетной классификацией делятся на такие статьи, как заработная плата и начисления на оплату труда, коммунальные услуги, оплату услуг связи и прочие материальные затраты. При формировании проекта бюджета на очередной финансовый год по указанным статьям расходов производится индексация в связи с повышением оплаты труда, повышением роста тарифов на оказание коммунальных услуг и ростом цен на материальные затраты (продукты питания, медикаменты, расходные материалы).

- Каждый год депутаты принимают приоритетные направления бюджетного финансирования. Какие приоритеты в этом году и какими будут в 2010-м?
- Основную долю в расходах бюджета составляют расходы на бюджетную сферу. В приоритетном порядке производится финансирование на заработную плату и начисления, питания, медикаменты, социальные выплаты и коммунальные услуги. При формировании расходов бюджета на 2010 год по-прежнему остаются приоритетными эти же отрасли бюджетной сферы. Также продолжится работа по обеспечению контроля за повышением эффективности использования средств, недопущение кредиторской задолженности, целевым и правомерным использованием бюджетных средств.

- В настоящее время в городе действуют свыше 20 муниципальных целевых программ. Каковы особенности их финансирования в этом году?
- В текущем году из бюджета ГО «Город Якутск» финансируются 23 программы. Уточненный план по ним составляет 454 624,3 тыс. рублей, освоение по итогам исполнения за 9 месяцев 2009 года составило 315 150,7 тыс. руб. или 69,7%. Финансирование производится в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств.

- В прошлые годы не раз можно было слышать нарекания на то, что у городских управ нет финансово подкрепленных полномочий. Как были обеспечены финансово управы округов в этом году?
- Финансирование управ производится на содержание аппарата, выплату столичных пособий, адресной материальной помощи многодетным из числа малоимущих, на содержание домоуправ, благоустройство, озеленение. Уточненный план по управам составляет 84 379,4 тыс.руб. Освоение средств по итогам 9 месяцев составило 58 260,7 тыс.руб. или 69%.

- Можно ли сказать, что муниципальный бюджет стал реально регулируемым и прогнозируемым? Или до сих пор мы живем на основе сравнительного анализа и этих цифр?
- Бюджет всегда является регулируемым и прогнозируемым. Бюджетный процесс в Якутске осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и утвержденным положением о бюджетном процессе в ГО «Город Якутск». В соблюдении Положений Бюджетного кодекса РФ, бюджет города сбалансирован, размеры дефицита бюджета и муниципального долга соответствуют установленным параметрам.

Формирование и расходование средств производится в рамках полномочий, установленных федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».

- Бюджет России – социальный, а в нашем только 3% предусмотрено на социальную политику. В связи с чем наблюдается такое финансовое распределение?
- Бюджет ГО «Город Якутск» тоже является социально ориентированным. Так, в составе расходов бюджета города большую часть занимают расходы на бюджетную сферу (здравоохранение, образование, культуру) и не всегда они проходят по чисто «социальным» статьям.

- В связи с чем в следующем году снижены суммы по социальному обеспечению населения?
- Снижения расходов по подразделу 1003 «Социальное обеспечение населения» на 2010 год не наблюдается. Так, если объем расходов на социальные выплаты (столичное пособие, адресная материальная помощь многодетным из числа малоимущих и др.) на 2009 год составляет 12,4 млн. руб., то данная сумма на 2010 год выросла до 15,7 млн. руб. Объем средств на реализацию программы «Обеспечение жильем работников бюджетной сферы города Якутска 2009-2013 гг.» остался на уровне 2009 года и предусмотрен в размере 100,0 млн. руб.

Средства на софинансирование ФЦП «Жилище» подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» предусмотрены в объеме 10,0 млн. руб.

- Детям-сиротам положено жилье, которого сейчас они начали добиваться через суды. Нельзя ли внести в бюджет статью по обеспечению жильем детей-сирот?
- В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 данные расходы не относятся к полномочиям органов местного самоуправления.

- Город получает субсидии на капитальное строительство собственности муниципального образования. Но, как мы знаем, в городе социальное жилье не строится?
- Город получает из государственного бюджета РС (Я) дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности, которая распределяется на финансирование полномочий ОМСУ (образование, здравоохранение) и компенсацию дополнительных расходов с целевым назначением на осуществление столичных функций. Капитальное строительство осуществляется за счет средств местного бюджета. Строительство жилья производится в рамках реализации муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем работников бюджетной сферы города Якутска 2009-2013 гг.»

- С началом финансово-экономического кризиса всем получателям бюджетных средств было рекомендовано лимитировать расходы. Что станет с деньгами, которые остаются от лимитирования бюджетных расходов в этом году?
- Лимиты бюджетных обязательств соответствуют бюджетным ассигнованиям и распределены по бюджетополучателям. Освоение зависит от главного распорядителя бюджетных средств. Неосвоенных остатков к концу финансового года не должно быть, а если они остаются, то на следующий год не переносятся.

- Планируется ли лимитирование расходов в связи с финансовым кризисом в 2010 году?
- В условиях экономического кризиса бюджетная политика в области расходов проводилась в соответствии с рекомендациями вышестоящих органов. Так, лимиты бюджетных обязательств на 2009 год по бюджетополучателям были доведены в размере 85% от утвержденного бюджета городского округа. При этом по статьям расходов на заработную плату и начисления, коммунальные услуги, питание, медикаменты и социальные выплаты доведены в полном объеме.

В 2010 году такие защищенные статьи как заработная плата и начисления, коммунальные услуги, питание, медикаменты и социальные выплаты планируются в полном объеме, кроме того, зарезервированы средства на повышение с учетом роста индекса потребительских цен.

- Спасибо за интервью.
Количество показов: 484
Выпуск:  Выпуск "Эхо столицы" № 87 (1796) от 06.11.2009 г.