Место встречи - Магадан

21.07.2012 
Количество показов: 501
12 и 13 июля в Магадане прошло заседание Координационного совета Союза представительных органов муниципальных образований России.
В работе Совета принял участие Александр Саввинов, председатель Якутской городской Думы, Регионального совета ЯРО Общероссийской организации «Всероссийский Совет местного самоуправления» и Ассоциации представительных органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия).

Отрадно, что системная и многоплановая работа нашего представительного органа по развитию местного самоуправления в республике была высоко оценена на федеральном уровне и на состоявшемся Совете за особые заслуги и значительный вклад Александр Александрович был удостоен Почетной грамоты Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Госдумы РФ.

На днях мы встретились со спикером Гордумы и поинтересовались итогами работы Координационного совета.

- В Союзе представительных органов МО РФ состоят 72 города России. А непосредственно членами Координационного совета являются представители 23 городов, в том числе Якутска. Прошел очень значимый для всего муниципального сообщества форум, на котором мы обсудили стоящие проблемы, выработали возможные пути их решения, - рассказывает Александр Александрович.

Магадан - начало России

- А почему именно в Магадане прошел Совет?
- В прошлом году в Иркутске мы избрали новым членом Координационного совета председателя Магаданской городской Думы Андрея Попова, и поэтому было решено на этот раз встретиться в Магадане, воочию увидеть, как и чем живет местное самоуправление этой области. И потому, как говорят сами магаданцы, Россия начинается с Магадана (смеется). По сравнению с нашей республикой, условия жизни в Магадане сложные. Это сразу чувствуется. Цены высокие. Очень обособленно живут. Единственное связующее звено - это федеральная дорога «Колыма», которая через нашу республику проходит, и северный морской путь. В области живут 135 тысяч человек, в самом Магадане - около 100 тысяч. Несмотря на сложные условия жизни, люди там северные, стойкие, очень общительные и оптимистично настроенные. Мы добирались до Магадана на машине. Поэтому мне удалось увидеть, какими темпами и как ведется строительство федеральной дороги «Колыма» по всей ее протяженности. Там, где были узкие прижимы, сложные участки, дорога намного расширилась и качество ее стало лучше. Но все равно дорога тяжелая.

- Руководство области как отнеслось к работе Координационного Совета?
- Губернатор области Николай Дудов, первый заместитель председателя Магаданской областной Думы Анатолий Широков, мэр города Магадана Владимир Печеный принимали активное участие в нашей работе. Со стороны магаданцев мы заслушали интересные выступления о развитии гражданских инициатив в области, их практике работы в этом направлении.

Проблемы МСУ актуальны в любом регионе

- Какие проблемы местного самоуправления были обозначены на этом этапе?
- Особый интерес вызвал доклад руководителя аппарата Комитета Госдумы ФС РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Игоря Бабичева. В его выступлении были затронуты актуальные вопросы бюджетной обеспеченности муниципальных образований разных уровней. Так, было подчеркнуто, что в бюджетах городских округов аккумулируется 64,6% налоговых доходов. Поэтому они хозяйствуют более-менее стабильно. А вот в бюджетах муниципальных районов аккумулируется всего 26,3%, на уровне поселений – всего лишь 9,1%. Трансферты и субсидии составляют 48,3%. Было еще раз озвучено и то, что есть полномочия у муниципалитетов, которые не субсидируются, но за их исполнение спрашивается сверху. Это в корне неправильно и 131 федеральным законом не допускается.

Вместе с тем доля суммарных доходов федерального бюджета (валовая внутренняя прибыль) за 2011 год увеличилась на 7%, или в полтора раза. При такой положительной динамике доля ВВП местных бюджетов сократилась с 10,9% до 5,4%, или в 2 раза. Очень много таких вопросов существует, которые необходимо решать на федеральном уровне. Давно назрел вопрос о бюджетном наполнении муниципальных образований, исходя из собственных и переданных полномочий.

- Как этого можно добиться?
- Прежде всего, за счет увеличения процентов отчислений от отдельных налогов. К примеру, отчисления по транспортному налогу довести до 100%, НДФЛ хотя бы на 10% больше сделать. Это обсуждается на федеральном уровне. Мы, депутаты города, уже третий год, поднимаем этот вопрос, вышли с законодательной инициативой в Госсобрание (Ил Тумэн) РС(Я), приняли такое решение на съезде муниципальных образований республики. Надеемся, что вопрос будет решаться. Следующая проблема – вопрос территориального планирования, обеспечения шаговой доступности муниципальных, государственных услуг. В центральной России, где плотность населения выше, в этом плане больших проблем нет. А вот у нас, на севере с отдаленно расположенными населенными пунктами, это порождает многочисленные вопросы по здравоохранению, образованию и культуре. Сейчас городское здравоохранение передали в госсобственность. Хотя мы говорили о том, чтобы в тех крупных городах, где есть возможности, сохранили муниципальное здравоохранение. В других областях из-за этой передачи возникает немало проблем, в том числе закрытия ФАПов. Сегодня начинают муссироваться вопросы передачи сферы образования. Мы против этого, так как у нас особые климатические и географические условия, которые должны учитываться на законодательном уровне.

Следующий момент, который был затронут Игорем Бабичевым, тоже имеет место быть у нас. Это ФЗ-94, касающийся проведения конкурсных торгов. Этот закон тоже не учитывал территориальных особенностей регионов. К примеру, в Оленекском улусе тендер на услуги санавиации выиграла компания «Полярные авиалинии», которая находится в Якутске, а та компания, которая ближе расположена, проиграла конкурс. В итоге увеличивается время транспортировки больного, возникает угроза его здоровью, жизни. В строительстве этот закон тоже не учитывает очень много необходимых моментов. Сегодня выигрывают те, кто занижает цены, а потом бросает строительство по причине нехватки средств. Огрехов таких много. Как сказал Игорь Бабичев, сейчас готовится внесение изменений в этот закон, что очень важно и для нашего региона. Также был организован «круглый стол», на котором мы обсудили вопросы взаимодействия представительных органов Госвласти с представительными органами местного самоуправления муниципальных образований. Члены Координационного Совета сетовали на то, что вопросы, которые ставятся перед законодательными органами власти, долго не рассматриваются, дальше не продвигаются. В этом отношении у нас проблем нет. Но, оказывается, в других регионах такая ситуация наблюдается.

- А каким опытом поделились якутские муниципалы?
- По программе я не должен был выступать, но те, кто здесь уже были, знакомы с нашей работой, попросили рассказать о тех проектах в местном самоуправлении, которые успешно реализуются в городе, и среди них, о строительстве муниципального социального жилья для работников бюджетной сферы и ЖКХ. Также мы затронули вопросы стратегического планирования развития муниципалитетов, ипотечного кредитования населения.

Гражданская инициатива должна исходить от народа

- По-вашему, насколько успешно реализуются в Магадане гражданские инициативы?
- Вполне успешно. Заместитель председателя Общественной палаты города Магадана Ольга Веселяева сделала доклад о взаимодействии общественных организаций с муниципальной властью. В свое время мы тоже создавали ТОСы – территориальные органы самоуправления. Но это должно исходить от самих граждан, быть их инициативой. Именно так строится работа в Магаданской области. Но для этого они создали Общественную палату. Она избирается на 2 года и состоит из 5 комиссий, по имеющимся проблемам. В составе палаты 21 представитель региональных и общественных организаций. 12 избираются на общем собрании, 9 назначаются мэром, есть в составе палаты секретарь. То есть получается такой действенный инструмент во взаимодействии общественных организаций с органами власти. Мы тоже разработали Положение об Общественной палате города, на первой осенней сессии обсудим и начнем формировать. Что касается ТОСов, то о хорошемопыте работы нам рассказал глава Калуги Александр Иванов. Там у них ТОСы называются территориальные общины. Их 42. В Калуге утвержден единый день этих общин. Сверху никакого давления на них нет, они сами планируют и ведут свою работу с населением, взаимодействуют с органами власти. Так и должно быть. Гражданское общество – это общественные институты, сообщества, создающие совместно с государством развитые правовые отношения. И мы должны стремиться к этому. А для того, чтобы принимались нужные для развития местного самоуправления решения, необходимо озвучивать существующие проблемы, вопросы, обсуждать их совместно с регионами и довести до органов федеральной власти. Союз представительных органов МО РФ и Координационный совет ведут свою деятельность вот уже в течение 15 лет, и многие его решения реализуются. В связи с этим, уверен, что и те вопросы, которые мы обсуждали на Координационном Совете в Магадане, будут приняты во внимание органами федеральной власти.
Количество показов: 501
Выпуск:  № 56 от 20.07.2012 г.