МУП «Жилкомсервис» решает «мусорную» проблему города

22.08.2015 
Количество показов: 1373
«Эхо cтолицы» продолжает знакомить горожан с деятельностью обслуживающих предприятий, их задачами и полномочиями. На этот раз гостем информационно-публицистического ресурса «Округ.тв» в эфире передачи «Реальная экономика» выступил Андрей ЛЕБЕДЕВ – директор МУП «Жилкомсервис».
Об истории «Жилкомсервиса» и выполняемых задачах
 – Задач очень много, но начать хотелось бы с истории предприятия. Первое муниципальное предприятие, которое выполняло роль управляющей компании города, – «Якутские коммунальные системы». Компания вобрала в себя весь жилой фонд города, включая каменные и деревянные дома. Затем компания «Якутские коммунальные системы» обанкротилась – создали предприятие «Комфорт», в котором остались только дома, которые больше никому не были нужны, – это неблагоустроенный жилой фонд, бараки и частично благоустроенное жилье. То есть те крупные управляющие компании, которые имели каменный фонд, не брали такие дома, и все они были переданы «Комфорту», который такими темпами обанкротился за три года. В 2011 году создали МУП «Жилкомсервис». 
Основная причина банкротства – неплатежи населения, так как это самый проблемный жилищный фонд, от которого все отказываются, поэтому они достаются только муниципальным управляющим компаниям. Кроме того, весь этот фонд всегда был в ненадлежащем техническом состоянии, соответственно, требовал больших финансовых вливаний. Когда я пришел в «Жилкомсервис» полтора года назад, задолженность населения составляла 56 миллионов рублей, задолженность перед поставщиками и подрядчиками – порядка 80 миллионов рублей. Всю эту ситуацию в 2013-2014 годах мы исправили. 
Сейчас «Жилкомсервис» переквалифицировался и  больше не является управляющей компанией, мы создали в каждом округе предприятия государственно-частного партнерства. На сегодняшний день у нас 6 таких предприятий, в каждом округе тот фонд, который был у «Жилкомсервиса», ушел в эти государственно-частные компании. Помимо этого, если строятся новые дома, то проводится конкурс, и эти компании стараются их забирать. Параллельно мы поддерживаем эти компании путем уборки мусора, для этого нам выделяется небольшая дотация. Это обусловлено тем, что мусор в неблагоустроенном жилищном фонде убирать невыгодно: начисления составляют порядка 1000 рублей с дома. 

О городской свалке и новом полигоне
 – Мы обслуживаем городскую свалку, которая находится в нашей собственности. Мы наконец-то получили лицензию, прошли все экологические экспертизы. 
Параллельно занимаемся проектированием нового полигона, провели большую работу с инвесторами. Инвестором у нас выступает «Ростехнология-Инвест». У нас уже готов инвестиционный проект, в прошлом году мы его практически запустили, но помешал кризис, так как цены были рассчитаны на докризисном уровне, а с кризисом они поднялись в два раза. Мы сделали корректировки проекта, поэтому думаю, что к концу этого года соглашение о строительстве полигона будет подписано. В проект включается перегрузочная станция, которая будет располагаться в Базовом переулке, мусор будет собираться там. Мы делаем там небольшой технопарк, в котором будет сортироваться и перерабатываться мусор. Оставшийся мусор будет брикетироваться и вывозиться на 26-ой километр.

О вывозе жидких бытовых отходов
 – Помимо свалки, мы занимаемся вывозом жидких бытовых отходов с муниципального жилья со всего города. В 2011-2012 гг. эта функция была отдана частным компаниям, которых было порядка 40, поэтому в этой сфере наблюдалась определенная неустроенность. Средства закладывались на ремонт и откачку септиков, но техуслуги и ремонтные программы исполнялись недостаточно качественно. 
В прошлом году все септики передали нам, и с тех пор мы серьезно занимаемся их ремонтом. Например, поселок Мелиорация в Мархе тонул в течение 12 лет, а в прошлом году мы вывезли оттуда порядка 6 тысяч кубов наледи. В этом году мы весь поселок полностью перекопали, поставили два больших новых септика, поменяли все сети. Буквально вчера мы начали готовить к зиме следующий проблемный участок – улицу Есенина, где септик не работал порядка 7 лет. Мы ставим там новые большие септики, подводим сети. 
Также в этом году мы получили немного техники из воинских частей, сейчас мы будем переоборудовать ее под большие фекалки. Плюс мы получаем технику по лизингу – в этом году получено 13 фекалов и 6 самосвалов. 
Помимо вывоза жидких бытовых отходов, у нас имеется сливная станция, которая принимает стоки от населения. Она была введена в 2012 году, рассчитана на прием 26 тысяч кубометров в сутки. Фактически сейчас мы принимаем привозной канализации порядка 6 тысяч кубометров, а с «Водоканала» – порядка 14-15 тысяч кубометров. 

О принципе работы сливной станции
 – Сливная станция технологически связана с системой биологической очистки «Водоканала». Все машины в городе, которые вывозят жидкие бытовые отходы, приезжают к нам, сливаются в приемный лоток. Там стоят приспособления для механической очистки – грязь, которая находится в взвешенном состоянии, убирается, далее все попадает в систему отстоя в емкости по 3 тысячи кубов. После этого отстоявшиеся отходы попадают в систему биологической очистки «Водоканала», очищаются и затем попадают в реку. 
Основная проблема сливной станции – незаконный слив жидких бытовых отходов. Есть очень много частных машин по городу с тех пор, как в 2010 году отменили лицензии на вывоз жидких и твердых бытовых отходов. Частник может не платить установленный тариф, а тихонько слиться на территории какого-нибудь лотка. Поэтому при нормативе 26 тысяч кубов к нам приходится порядка 6-8 тысяч кубов.
Мы боремся с этим конкретно, например, вокруг этих лотков каждый день вырывали котлованы, но помогало это ненадолго. Сейчас мы входим в активную фазу, будем отрабатывать с Росприроднадзором. Если жители увидят факт незаконного слива жидких бытовых отходов, они могут написать в Административную комиссию или на портал One Click Yakutsk. 

О работе с частным сектором
 – У нас есть пилотный проект, мы его запустили в прошлом году. Поставили в Мархе 99 баков, из которых сейчас осталось только 63. Мы делаем начисления жителям Мархи за вывоз мусора из частного сектора, но практически никто не платит, хотя сумма небольшая – 250 рублей со двора. У нас такая работа идет в Мархе, Тулагино, Хатассах, Магане и в Табаге. Где-то оплачивают хорошо, например, в Хатассах или в Магане. Сейчас вышел федеральный закон №418 по обращению с отходами, где конкретно прописано, что со следующего года каждый житель РФ должен иметь договор на утилизацию и вывоз мусора, поэтому эту проблему будем планово решать. 
В данный момент мы будем вызывать людей, которые не имеют договора, на административную комиссию, чтобы вменить им эти договоры, так как согласно Правилам благоустройства, каждый житель обязан иметь эти договоры. Но ситуация остается пока напряженной. Я думаю, что в течение 2-3 лет все изменится. 
Сейчас проблема мусора в каждом округе решается по-разному. Например, в Мархе мусор собирается в баках и вывозится. В Строительном округе мы вывозим мусор по звонку от заказчика. В Промышленном округе в Управе продаются специальные мешки с надписью, в стоимость которых уже включен вывоз мусора. Человек может сложить в этот мешок мусор и выставить его на улицу, и этот мусор заберут.

 – Входит ли «Жилкомсервис» в систему «Дом.Онлайн»?
 – Да, тарифы на вывоз жидких и твердых бытовых отходов начисляются в системе «Дом.Онлайн».

Количество показов: 1373
Выпуск:  №94 (2468) от 21 августа 2015 г.