«Через вызовы – к обновлению, через стабильность – к росту экономики»
Дорогие якутяне!
Послание – это не доклад о проделанной работе, не отчет о достигнутых успехах. Не ждите в нём ответов на все вопросы. Послание – это скорее взгляд в перспективу, осмысление ключевых проблем и постановка приоритетных задач с учётом оценки текущей ситуации.
В начале этого года мы понимали, насколько он может быть трудным по причине тех рисков, которые продиктованы ситуацией на мировой арене и в стране. Поэтому в конце прошлого года мы настраивались на безусловное выполнение всех социальных обязательств, поиск резервов для обеспечения устойчивого развития экономики.
Сегодня можно говорить о том, что основные параметры социально-экономического развития республики сохранили положительные тенденции. Мы ощущаем замедление инвестиций в основной капитал, которое объясняется завершением ряда крупных строек, снижением доступности финансовых рынков. Но, в общем, положение республики складывается лучше, чем в среднем по России.
Для всех важно, как мы будем принимать бюджет республики. Наш главный финансовый план по-прежнему строится на базовом варианте прогноза, основывающемся на высокой зависимости от мировой конъюнктуры рынка полезных ископаемых, курса доллара и стабильности механизмов взаимоотношений с федеральным центром.
Да, ситуация сейчас неоднозначная, но у нас нет никаких оснований для пессимистических настроений. Наоборот, всем надо понимать, что бюджет республики должен быть бюджетом роста и бюджетом ответственности. Думаю, представленный мною документ отвечает этим требованиям.
Во-первых, предлагается затянуть пояса, то есть отказаться от расходов, которые можно отложить до лучших времен и сократить долю текущих расходов.
Во-вторых, сегодня мы ведем речь о повышении операционной эффективности расходов. При этом акцент делается на неукоснительном исполнении социальных обязательств.
6 января, то есть примерно через полтора месяца, исполнится ровно десять лет, как Владимир Владимирович Путин провел совещание в городе Якутске, после которого появилось его поручение о разработке Схемы комплексного развития республики до 2020 года.
Уже сейчас можно говорить о том, что Схема–2020 стала одним из немногих документов территориального планирования в стране, которые дали высокое качество реализации.
В 2016 году нам предстоит сформировать и утвердить новый масштабный документ, органично дополняющий Схему-2020 – Стратегию социально-экономического развития республики до 2030 года. В этом документе также должны быть обозначены горизонты развития Якутии вплоть до середины ХХI века.
Подчеркиваю, что наша общая цель на ближайшие годы остается неизменной – это развитие более высокими темпами.
Год предпринимательства, который мы объявили, дает свои результаты. На поддержку малого и среднего бизнеса направлены немалые средства государственного бюджета. Введены двухлетние налоговые каникулы, мораторий на увеличение арендных ставок при использовании республиканского имущества, расширена сеть бизнес-инкубаторов. Принимаются меры по устранению административных барьеров.
В 2016 году предлагаю определить в качестве основных задач по развитию малого бизнеса стимулирование социально ориентированного предпринимательства, повсеместное повышение экономической грамотности населения.
И несколько слов об антиалкогольной политике в разрезе её влияния на предпринимательскую среду. Заявляю ещё раз всем: мы не вводим «сухой закон», а наводим порядок в этой сфере в интересах людей, в интересах большинства жителей Якутии. Предприниматели, которые заняты в торговле, должны четко понимать это.
Крупная промышленность – локомотив нашей экономики.
В этом году на федеральном уровне поддержано создание территории опережающего развития «Индустриальный парк «Кангалассы». С моей точки зрения, этот проект имеет все шансы стать катализатором возрождения и развития системы местного производства в республике.
Также необходимо создать условия для развертывания ТОСЭР в районе Нижнего Бестяха, где формируется крупнейший на Северо-Востоке России транспортно-логистический узел, объединяющий 3 федеральные автодороги, железнодорожную магистраль и водную транспортную артерию, связывающую БАМ с Северным морским путём.
В сфере энергетики мы ожидаем ввод первой очереди Якутской ГРЭС-2 в конце следующего года. Это позволит повысить надежность энергоснабжения центральной Якутии, но что ещё важнее – создать условия для более энергоемких производств.
Почти три года назад мы с воодушевлением встретили приход оптоволоконной связи в столицу республики. Теперь стоит задача проложить оптоволокно в западные районы республики, начиная с Олёкминского улуса, а также в сторону Магадана вдоль автодороги «Колыма». Это позволит кратно улучшить доступ к сети Интернет.
В результате мы должны обеспечить полноценную работу сервисов по получению государственных и муниципальных услуг в электронной форме для всех жителей республики.
Историческим событием обещает стать завершение асфальтирования участка Томмот – Якутск автодороги «Лена» в 2018 году.
Серьёзной задачей остается для нас завершение строительства пускового комплекса железнодорожной линии в Нижнем Бестяхе.
Кризисные явления на российском рынке авиационных перевозок напрямую отражаются и на авиапредприятиях Якутии. Но наша твёрдая позиция – поддержать и сохранить республиканские авиакомпании в условиях безальтернативности транспортного обеспечения арктических и северных улусов.
Мы скрупулезно подошли к разработке законопроекта о развитии сельского хозяйства республики, организовали вокруг него широкую дискуссию. Надеюсь, что документ будет внесен в Государственное Собрание до конца года.
Несмотря на позитивные тенденции, жилищный вопрос в республике пока не теряет своей остроты. Для обеспечения жителей республики комфортным жильем, изменения структуры и системы жилищного строительства с учетом приобретенного опыта, полагаю, назрела необходимость разработки и утверждения постоянно работающей Программы жилищного строительства в республике до 2022 года. Прошу правительство республики представить такой документ на утверждение до середины следующего года.
Организация функционирования жилищно-коммунального хозяйства во многом входит в область компетенции муниципальных властей. Но это должно быть подкреплено еще более конкретными действиями со стороны правительства. Потому что муниципалитеты в условиях низкой доходности местных бюджетов с этими задачами не справятся.
Сорок процентов респондентов при ответе на вопрос: «Какие проблемы района и поселения, на ваш взгляд, требуют немедленного решения?» называют необходимость благоустройства своих городов и сёл.
Исходя из этого мной принято решение объявить 2016 год Годом благоустройства населенных пунктов в Республике Саха (Якутия).
Первоочередной задачей в социальной политике является сохранение роста реальных доходов населения и уровня минимальной заработной платы в республике не ниже прожиточного минимума.
Год от года укрепляется материально-техническая база в системе образования, строятся новые школы и детские сады. Принято беспрецедентное решение по строительству объектов образования за счет механизма государственно-частного партнерства. Всего по этой программе, в этом году объявлены конкурсы по строительству 25-ти детских садов общей мощностью 4539 мест, 4-х школ на 1600 мест и 3-х объектов культуры. Объем привлекаемых инвестиций на концессионной основе составляет 12 миллиардов рублей. Цель – до 2019-го года снять остроту в проблеме нехватки объектов образования.
И последнее. Следующей осенью состоятся выборы депутатов Государственной Думы Российской Федерации. Впервые с 2003 года думские выборы пройдут как на уровне политических партий, так и на уровне персоналий в связи с возвращением смешанной системы.
Наша задача - объединить усилия всех жителей республики для достойного выбора депутатов высшего законодательного органа страны, реально болеющих и делающих конкретные дела для родной Якутии, для нашей России.
Спасибо за внимание!