День с депутатом: Виктор Федоров

22.02.2018 
Количество показов: 1004
Виктор Федоров рассказал о своей работе, убеждениях, увлечениях и о том, что он покупает в интернет-магазине «Алиэкспрессе». О том, как корреспондент «ЭС» провел день с одним из самых популярных депутатов республики – читайте в этом материале.
Мы встречаемся в его кабинете в ИЛ Тумэне ровно в 9 утра. Под утренний кофе в начале рабочего дня народный избранник просматривает почту, читает новости на местных сайтах, интересуется федеральной прессой.

- Как реагируете, если натыкаетесь на новости и статьи о вас? Нервирует?
- Знаете, учитывая то, что я уже почти 15 лет депутат разных уровней, привык к тому, что тебя обсуждают. Целенаправленно статьи о себе не ищу, но, если попадаются, могу прочесть. Что-то, конечно, задевает, а так… нормально.

Виктор Федоров, наверное, единственный депутат, работающий на постоянной основе в Госсобрании, который ходит на работу в джинсах и без галстука. Этакий «юношеский протест». Однако в этом году в сентябре ему исполнится 60 лет, но ни внешность, ни манеры этого возраста не выдают.

О патриотизме
- Виктор Николаевич, вы можете себе позволить уехать в теплые края и больше никогда не вспоминать о проблемах нашего бюджета, экологии, не участвовать в перепалках с властями и не трепать себе нервы опусами недоброжелателей… Зачем вам это?
- Думаю, мы живем в самом богатом регионе страны и мира, можно так сказать! Только сегодня многие неправильно понимают богатство. Богатство Якутии – чистый воздух, чистая вода, девственные леса, просторные алаасы, прекрасные люди! Якутия и Амазонка – легкие планеты. Стратегически неправильно делать ставку на то, чем занимались последние пятьдесят лет. Возможно, что через лет 6-7 нефть никому будет не нужна, автомобильный транспорт перейдет на электричество. Уже сегодня, к вашему сведению, чистая вода дороже нефти. Хотелось, чтобы республика не потерялась в этом изменчивом мире, заняла свою неповторимую позицию и с уверенностью смотрела на перспективу 50-100 лет! Думаю, здесь важна позиция и депутатов Ил Тумэна.  И я хотел бы приложить все усилия сохранить это богатство.
- То есть вы патриот?
- Это слово уже на сто рядов пересмотрели, каждый понимает его по-своему. У нас сегодня, например, патриоты и те, кто хочет построить химический завод на берегу Лены, и те, кто не хочет этого завода. Конечно, считаю себя патриотом республики! Здесь я родился и вырос, здесь учился в школе, здесь моя семья, мои братья, здесь родились и прожили большую жизнь мои родители, деды и прадеды. Республика дала мне все, и хочу, чтобы мы все бережно и трепетно к ней относились, как к своей матери! В прошлом году парламент республики принял экологическую доктрину РС(Я). В настоящее время идет работа над стратегией развития республики до 2030 и 2050 годов. Думаю, эти два документа должны быть неразрывно связаны друг с другом. Наша задача - задуматься о будущем наших детей и внуков, задуматься о будущем нашей республики и сделать все необходимое для ее процветания.

Могу на самолете, могу – на танке…
- В преддверии праздника хотелось бы спросить: какое-то отношение имеете к военным?
- Самое прямое. В восьмидесятом году окончил Институт стали и сплавов, там у нас была военная кафедра. Военная специальность – командир взвода средних танков. Был лейтенантом, сейчас – капитан в запасе. Водить танк умею, стрелять – тоже. Первый раз, когда поехал на танке, оказалось, легче, чем на легковом автомобиле. А автомобиль вожу с 1981 года. Есть права на вождение трактора, катера. Пробовал летать за рулем самолета, вертолета.


Нет хаосу!
Судя по количеству приложений в айфоне Виктора Николаевича, он никогда не должен выпускать его из рук, что бы ни делал. Все приложения разложены четко по папкам, а в них – ценная для него информация.
- Конечно, прежде всего программы, которые помогают организовывать мою деятельность: календарь, телефоны, WhatsApp, ведомственная сеть, электронные почтовые ящики, «Мегаплан», диктофон, камера, социальные сети, новостные сайты. Стараюсь следить за своим здоровьем, поэтому у меня есть несколько приложений с упражнениями и советами: «Мой рацион», «Фитнес», «Активность», «лечим спину», «питаемся правильно».
Иногда хочется немного «убить время», разгрузить мозг, особенно в обед. Мои любимые игры – аркады и футбол. Ну и прочее подобное.
К развлечениям отнесу приложения, среди которых и полезные – «Гоу про», «управление дронами», «замер радиактивности», «нитраты», «Алиэкспресс», «Джум»
В айфоне депутата – целый офис: книжные интернет-магазины, читалки, офис для документов, госуслуги, приставы, штрафы, проверка авто, программы для работы, календари, переводчики, есть даже программа для автоперевода ресторанного меню – для любителя путешествий самое то.
Музыка – караоке, гитары, песенники, настройки гитар. 
Навигаторы, маршруты. Приложения всех авиакомпаний, такси, прокатов машин, гостиниц, аэропортов, ж/д билетов…
Даже на охоте он не расстается со своим мобильником. Здесь есть даже «Охотничьи манки», которые подключаются к колонке.
И, конечно же, Финансы – приложения всех банков, отчеты по бюджетам.


Возврат акций Алроса-Нюрба
В 9.30 в кабинет вошел референт депутата Вячеслав Жариков, чтобы обсудить рабочие вопросы.
Немного вводит в курс дела: 
- Вчера было заседание координационного совета по предпринимательству при главе РС(Я). На текущую дату просроченной кредиторской задолженности бюджета республики за 2017 год более 4 млрд руб.! И около половины задолженности - это задолженность перед предпринимателями!
- Вячеслав Олегович, необходимо внести следующие предложения:
- При принятии госбюджета предлагаю включить в постановление. Первый пункт: правительству изыскать возможность в первом квартале закрыть всю просроченную кредиторскую задолженность.
Второй вопрос. Госсобрание Ил Тумэн выражает озабоченность по исполнению доходной части бюджета 2018 года. Предлагаю правительству изыскать возможность обеспечить исполнение доходной части бюджета, в том числе возвратом акций Алроса-Нюрба.

Битва за «Сессну»
- С 2014 года наш комитет постоянно занимается вопросами развития малой авиации в республике. Мы понимаем, что с нашими расстояниями и нашей плотностью населения нет другого варианта решения проблемы транспортной доступности населения, чем внедрение внутриулусных и межулусных перевозок на базе малой авиации. Это нам подтверждает и мировой опыт ее использования на Аляске и в Канаде. В октябре месяце прошлого года к нам из Москвы из Минтранса поступил на согласование проект федеральных авиационных правил, который, наконец, позволил бы пилотам легких воздушных судов осуществлять воздушные перевозки и авиационные работы для нужд населения и госзаказчиков в том числе. Сейчас такого документа не существует вообще, выполнять указанные работы невозможно. В настоящее время он рассматривается в Минтрансе РФ, и ждем его на выходе весной этого года. Кроме того, наш комитет инициировал поправки в Воздушный кодекс РФ касающиеся видов выполняемых работ. 21 февраля будем их рассматривать на пленарном заседании Госсобрания, а затем направлять в Госдуму РФ. В республике также проводится эта работа, но считаем, не обоснованно, в настоящее время сделана ставка на новый самолет ТВС-2ДТС (модернизированный АН-2). Данный самолет еще не запущен в серию, и планируется это сделать в 2020 году. Кроме того, есть вопросы по его эксплуатации. Наши частники брали уже эти опытные самолеты 2 года назад и после непродолжительной эксплуатации отказались от них. Проблема – американский двигатель, его обслуживание, его обеспечение запасными частями. Мы уже обожглись, когда взялись испытывать новые самолеты АН-3, Ан-140. Где они сейчас? Опыты на себе делает недалекий человек, умный человек учится на опыте других. Мировой опыт показывает, что Канада и Аляска используют самолеты «Сессна», полмира на них летает, они сертифицированы в России для эксплуатации при минус 40 градусов, если необходимо, то они могут быть сертифицированы и до минус 55 градусов. Даже без учета данных обстоятельств мы понимаем, что решать проблему надо сегодня, а не в 2020 году! Людям нужно летать сегодня! 

Об единомышленниках
Следующий посетитель – Владимир Ильич Чичигинаров, руководитель Управления Росздравнадзора РС(Я). Собирается выдвигаться в парламент по Поярковскому избирательному округу по партийным спискам от «Единой России». 
- Наша задача - привести своих сторонников на голосование. Это не конкуренция, а совместная работа. У нас стоят общие цели по представлению города Якутска в республиканском парламенте – знакомит Виктор Федоров.
- Виктор Николаевич - технарь, а я – медик. Друг друга будем дополнять. Ему близки финансовые вопросы, мне – социальные, – уточняет будущий кандидат. - Медицину нужно поднимать.
- Вообще, я считаю, депутатам от города в парламенте и депутатам Гордумы следует объединиться. Двигаться в депутаты нужно с какой-то идеей, чтобы она была близка твоим избирателям. Здесь же работа в интересах города, если ты городской или республиканский депутат. Вот для этого мы после праймериза будем формировать единую платформу, хотим в этой части объединить депутатов. 

Инвестиции в экономию
По приглашению депутата сегодня (в четверг, 15 февраля) пришел с интересным проектом его инициатор И., человек, который почти десять лет уже его продвигает. Тема для обсуждения на правительственном часе: экономия бюджета за счет внедрения на территории республики технологии пиролиза на местах добычи бурого угля в районах потребления. Исполнители – частные инвесторы.
- Технология, конечно, не очень новая. Еще во время Второй мировой войны ее применяли гитлеровцы для получения дизтоплива. А у нас давно назрела необходимость изменений в способах доставки топлива в отдаленные от основных шахт районы, – рассказал И.
Например, в Нюрбе есть большие месторождения бурого угля. Огромные запасы, более миллиарда тонн. Но в этот район республики поставляют уголь из Джебарики-Хая, по Алдану, Вилюю. При этом вполне успешно можно обогащать местный уголь с применением технологий пиролиза. Сейчас в Нюрбе уголь стоит 9 тысяч, а может стоить на 30 % ниже – 6 тысяч. 
- В Джебарики-Хая покупаем по цене 2 310 рублей за тонну. Чтобы доставить в Черский, Чокурдах, несем 6-7 тысяч транспортных расходов на каждую тонну. Везем через Алдан, Вилюй, через море, две перевалки. Через два года доставляем. И пока уголь доберется до места назначения, его цена вырастает в десять раз – 20-24 тысячи рублей за тонну. Хотя весь Север в углях. Я долгое время в Якутугле занимался технологиями энергосбережения и, в общем, предлагаю другую схему: местный уголь перерабатывать, в результате чего мы будем получать такой же уголь, по всем показателям совпадающий с каменным углем.
И в Чокурдахе будет стоить 6 тысяч, но уже в 4 раза ниже сегодняшней цены. Чтобы завести туда уголь, нужно миллиард четыреста рублей. А организовать добычу и переработку там, на месте – всего 350 миллионов. 
- Так в чем же проблема?
- Нет поддержки этим проектам, а они жизненно необходимы республике! – отвечает Федоров. - Если сейчас инвестировать средства, то куда, если не в это? Эта технология очень универсальная. Мы можем вообще уйти от завоза нефтепродуктов на север, – поясняет депутат. А если в целом смотреть на Северный завоз, то экономия для бюджета республики может стать еще больше, так как не придется обновлять суда, танкеры и так далее. В общем, поддерживаю этот проект, – заключил Виктор Федоров. Сейчас наш комитет по бюджетной и инвестиционной политике должен этим заняться.
Рабочий день депутата завершился встречей с представителями многодетных семей по поводу развития инфраструктуры на выделяемых участках. К сожалению, средств, закладываемых в бюджет, крайне мало для того, чтобы в ближайшее время обеспечить инфраструктурой – электричеством и газом – участки, выданные семьям 4-5 лет назад и позже. Как депутат от города, он также взял этот вопрос на собственный контроль.
- А теперь куда? Домой поедете?
- На дачу надо заскочить, цветы поливать. Жена попросила. Нужно исполнять!


Подробности личной жизни
В небольших перерывах между встречами Виктор Николаевич делится некоторыми подробностями личной жизни. Очень личной. 
- Как вечера коротаете?
- Как у всех, у меня семья – жена, два ребенка. Ну, один условно ребенок – он работает самостоятельно, ему уже 34 года, дочери 15 лет. А вечером люблю читать. Как правило, одновременно – несколько книг. Уже лет 5-6 читаю исключительно электронные книги, их легко найти.
Открывает «читалку» в своем айфоне:
- «Власть в тротиловом эквиваленте» Полторанина – про Ельцина.
«Совершенное тело за 4 часа» – фитнес.
«История Сингапура».
«Нарком Берия – злодей развития» 
Лев Ландау – история жизни.
«Мифы СССР» - Мединский.
«Гибель империи. Уроки для современной России». И так далее.
Среди уже прочитанного – «Легенды Невского проспекта» Михаила Веллера, «Дед» Эдуарда Лимонова. «Русский дневник» Джона Стейнбека, «Счастливая Россия» Бориса Акунина. «Честная книга о том, как делать бизнес в России», автор Дмитрий Потапенко.
- Любопытная подборочка! 
- История прошлого проецируется на сегодняшний день. Интересно читать то, что касается политики, истории, аналитические материалы - это помогает разбираться в сегодняшней ситуации.


Технологии – это интересно
Сам технарь по образованию, Виктор Николаевич признается, что очень любит разнообразные гаджеты, все хочется попробовать:
- Люблю изучать всякие новшества – от селфи-палок с разнообразными функциями до квадрокоптеров. Есть тепловизор, алкотестер, дозиметры - все к айфону. Будущее по транспорту уже рядом - недавно заказал электроскутер. Везет на 100 километров со скоростью 60 км/час, сам весит 28 килограммов всего, а вес держит – 200! На охоте буду кататься.
Количество показов: 1004
Выпуск:  №7 (2636) от 22 февраля 2018 г.
Комментарии