Александр Тарасов: "Из Арктики можно будет летать дешевле"

20.01.2012 
Количество показов: 388
Как-то русский американец Сергей Халанский, о чьем альбоме «Дикий Север» я писала материал, спросил у меня: «Ты была в Момском национальном парке?» Я отвечаю: «Нет». «А на горах Верхоянья?» «Тоже нет. Сергей, я даже в селе Хорула родного улуса не была, потому что туда можно добраться только на самолете. А авиабилеты у нас очень дорогие!».
Фотограф, объездивший всю Якутию вдоль и поперек в поисках красивых кадров, был обескуражен. Ему, готовившему альбом о красотах северной республики на средства спонсоров, было дико узнать, что житель Центральной Якутии за всю свою жизнь может ни разу не увидеть, как цветет весной тундра, а бабушка из Верхоянска любовалась прозрачными водами Амги только по телевизору.

Действительно мало кто из якутян может позволить себе такую роскошь, как путешествие по республике. Если даже есть оплачиваемый проезд, то люди стараются использовать его на отдых где-нибудь на море. А ведь для того, чтобы полюбоваться белыми горами Абыйского улуса, надо заплатить за авиабилет по маршруту «Якутск - Белая Гора - Якутск» 40 000 рублей. Дешевле получается до Москвы туда и обратно из Якутска слетать.

Почему в Якутии такие высокие тарифы на воздушные перевозки? Из чего складываются цены на авиабилет? Будет ли обновляться самолетный парк наших авиакомпаний? Ответы на эти и другие вопросы мы узнали у первого заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства, руководителя Департамента воздушного транспорта республики Александра Тарасова.

Старый не значит плохой

- Александр Евгеньевич, действительно ли на обновление самолетного парка Якутии будет выделено из государственных средств более 20 млрд. рублей в течение пяти лет? Это же как развернуться можно!
- Вот у меня эта программа «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012 – 2016 годы» на руках. Читаем: «Развитие региональных авиакомпаний», строка «всего» - 22 млрд. рублей. В том числе из федерального бюджета – 775 млн., республиканского – 1 млрд. 249 млн., местного – ноль, ООО РИК – ноль, внебюджетные средства – 20 млрд. рублей. Что такое внебюджетные средства? Это кредиты и собственные средства авиакомпаний.

На авансовые платежи на приобретение самолетов АН-140 или АТР-42 или Dash 8 в лизинг предполагается направить из бюджета в целом 350 млн.: в 2012 году - 175 млн. и 2016 году – 175 млн. На покупку самолета «Суперджет» - 160 млн. в 2013 году заложено.

Дальше смотрим. На приобретение МИ-8 для «Полярных авиалиний» 700 млн. прописано на 2015-2016 годы. Обеспечение бортовыми приборами – 40 млн. на 2012 год. И все. Где здесь 20 миллиардов из бюджета? Их нет. Эту сумму должны взять на себя сами авиакомпании.

А вы спрашиваете, почему мы приобретаем подержанные «Боинги»…

- Действительно, почему?
- Вы сами на какой машине ездите?

- Ни на какой. Ее у меня нет…
- А у друзей?

- Ну, в основном подержанные «японки». Новые же дорого.
- А почему тогда спрашиваете у нас, почему мы подержанные самолеты берем?

- Это же все-таки самолет. К нему повышенные требования по безопасности предъявляются.
- Само понятие «старость» по отношению к воздушному судну некорректно. Лайнер не может быть молодым или старым - речь идет лишь о том, выработал ли самолет свой установленный заводом-изготовителем ресурс или нет согласно собственному «календарю службы». Так что и на «подержанном» лайнере можно преспокойно летать многие годы. Тем более, если принимать во внимание высокую выносливость западных машин.

Лишь считанные крупнейшие авиакомпании в состоянии регулярно приобретать только новую технику.

Перелет Тикси-Якутск за полцены

- Но все же, думается, чем самолет современнее, тем и расходов должно быть меньше, соответственно, тариф на авиабилет может быть ниже…
- Из чего состоит тариф? Из разных моментов, за которые авиакомпании должны платить (см. врезку «Из чего состоит тариф на авиабилет?» - прим. авт.). А сами компании зарабатывают мало.

- Не поверю! Разве ГСМ не субсидируется государством?
- Нет. Госзаказ идет только на тушение пожаров, санавиацию, другие экстренные, резервные цели. А на коммерческие рейсы авиакомпании топливо закупают на собственные средства. При этом базовый тариф по маршруту «Якутск-Москва» держится на уровне 25 тысяч рублей за счет экономии на различные издержки, на то же топливо. В противном случае цены были бы значительно выше.

Каким образом еще снижаются издержки. К примеру, вместо «Ту-154» сейчас в основном ставим «Боинги». Дело в том, что «Ту» заправляют до Москвы 35 тонн керосина, «Боинг» - 21 т. В «тушке» 152 кресла, причем с топливом он может везти только 120 человек. В «Боинге» 192 места, которые можно все реализовать. Есть разница? И таким образом, мы в прошлом году держали тариф на уровне 17 тысяч рублей (авиаперелет до Москвы), соответственно, на субсидированные авиабилеты – 8 250 рублей (гражданам, не достигшим 23 лет и старше 60 лет). Кстати, нынче женщинам разрешили летать по льготным ценам с 55 лет.

- Александр Евгеньевич, посоветуйте, как приобрести относительно недорогой авиабилет?
- Если вы не подпадаете в категорию льготников, то советую следить за акциями, которые проводят авиакомпании. К примеру, «Якутия» в прошлом году 23 февраля и 8 марта продавала билеты со скидкой 50%. Более восьми тысяч человек воспользовались такой возможностью.

- А нынче такая акция будет?
- Не знаю. Это уже будет решение руководства авиакомпании.

- Во многих улусах республики наземного сообщения между наслегами особенно в летний период практически нет. А между тем, на самолетах летать – это очень дорогое удовольствие…
- Как раз для разрешения подобной проблемы впервые в России именно в Якутии с 2002 года введен в действие механизм субсидирования социально значимых внутриулусных авиаперевозок. Начиная с 2002 года объем авиаперевозок увеличился с 9 тысяч пассажиров до более 23 тысяч в 2010 году. При этом население сейчас оплачивает в среднем лишь 27% от тарифа, остальное субсидируется республикой.

Кроме этого четвертый год работает механизм субсидирования магистральных авиалиний. То есть жители Дальнего Востока (молодые люди в возрасте до 23 лет, женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет – прим. авт.) могут воспользоваться проездом до Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи со скидкой 50%. Всего в 2011 году на эти цели было выделено 2,5 млрд. рублей. В программу из Якутии вошли Якутск, Полярный. Мирный, Нерюнгри. При этом в других регионах ДВФО участвуют только столицы, а у нас благодаря целенаправленной работе руководства республики вошли сразу четыре населенных пункта. С этого года прошел также поселок Тикси.

- А внутри республики не планируется вводить такие льготы?
- В 2012 году в бюджете республики предусмотрено 22 млн. 700 тысяч рублей на субсидирование внутрирегиональных перевозок населения арктической зоны. Это пилотный проект республиканского правительства. Жители арктических улусов будут иметь возможность прилетать в Якутск за половину стоимости тарифа. Но будут какие-то ограничения, возможно, по аналогии с российским механизмом – также не старше 23 лет и возрастом более 55 лет. Кроме этого, субсидии по улусам будут квотированы согласно количеству населения.

Далее будем добиваться увеличения суммы.

- С какого числа жители арктических улусов смогут воспользоваться субсидированным проездом?
- Планируем с 1 апреля этого года.

Канадцы и китайцы взамен АН-24

- Какой перевозчик придет на смену Мирнинскому авиапредприятию?
- Принято решение передать аэропорты МАПа в федеральную собственность. Затем и в Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Севера». Таким образом вместо трех республиканских авиакомпаний будет создано две. Часть человеческих, технических ресурсов МАПа перейдут в авиакомпанию «Якутия» и «Полярные авиалинии». И здесь для нас самое главное – сохранить людей, специалистов МАП.

- Хотелось бы поговорить и о безопасности полетов. После авиакатастрофы лета 2011 года, когда погибли несколько человек, летевшие с авиакомпанией «Ангара» на «Ан-24», президент страны запретил эксплуатацию самолетов «Ан-24» и «Ту-134». А ведь именно на этих самолетах ведутся внутриреспубликанские перевозки. Какие работы ведутся в этом направлении?
- К 2015 году по утвержденной программе должны произвести замену самолетов «Ан-24». Для компании «Якутия» необходимо 10 машин такого класса, для «полярников» - где-то шесть.

- На что будете менять?
- Сегодня сертификацию в России прошли самолеты АТР-42 и Dash 8. Первый на некоторые наши аэродромы не может садиться, в этом отношении канадский Dash 8 показал себя лучше. Это воздушное судно хорошо зарекомендовало себя в условиях низких температур и наиболее подготовлено для посадок на грунтовых аэродромах.

- Но ведь есть еще и российский «Ан-140»...
- Он действительно всем хорош – и летает отлично, и по комфорту, и по экономике, но Самарский завод перестал их выпускать.

Потому сейчас мы рассматриваем варианты с канадскими Dash 8 и китайскими Ма-60. По последнему, кроме качества, нам удобна транспортная схема, все же Китай территориально ближе Якутии.
Из чего состоит тариф на авиабилет?
  • Топливо
  • Бортовое питание
  • Обеспечение бортовым питанием
  • Аэронавигация
  • Коммерческое обслуживание пассажиров (регистрация, досмотр, взвешивание багажа и др.)
  • Коммерческое обслуживание груза и багажа
  • Пользование аэровокзалом
  • Штурманское обеспечение
  • Медицинское обслуживание
  • Техническое обслуживание
  • Агентское обслуживание
  • Стоимость «летного часа» (заработная плата, налоги и др.)
  • НДС
Количество показов: 388
Выпуск:  № 4 от 20.01.2012 г.