Мост через Лену начнут строить уже в этом году

21.02.2011 
Автор: Евгений Грибчатов
Количество показов: 326
Егор Борисов рассказал об итогах своих визитов в Москву. В минувший вторник президент Якутии собрал журналистов республиканских СМИ , чтобы рассказать о том, чем он занимался после 1 января 2011 года, тем более что, с его слов, новостей накопилось много.
Новостей действительно было немало. Чтобы упомянуть их все, а также привести часть ответов на вопросы журналистов, мы решили дать материал тезисно, в виде прямой речи от первого лица. Так, как, собственно, и говорил Егор Афанасьевич.

* * *

- Всю первую половину января прошли встречи с руководителями министерств и ведомств о ходе исполнения задач, поставленных мною перед ними. Мы рассмотрели ситуацию в сельском хозяйстве, геологии, строительстве. Отдельно обсудили ход подготовки к мероприятиям 2012 года, вопросы внедрения электронного правительства и ряд других вопросов.

Перед нами стоит задача – добиться докризисных показателей в экономике, достичь уровня 2008 года во всех отраслях – в сельском хозяйстве, в алмазной, ювелирной, строительной промышленности.

* * *

- В этом году мы должны начать строительство железнодорожно-автомобильного моста через реку Лена. Задача эта очень сложная, но мы должны ее решить, чтобы логически завершить строительство железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск.

По этому поводу у меня была встреча с премьером российского правительства Владимиром Путиным. На ней мы обсудили строительство авто- и железнодорожного моста через реку Лена как реализацию части программ «Развитие транспортной схемы РФ на 2010-2015 годы» и «Развитие Дальнего Востока и Забайкальского региона». В обеих программах мост есть. Владимир Владимирович поддержал наши предложения, по итогам встречи им были даны поручения, для реализации которых и велась наша работа в последующем.

* * *

- Следующий вопрос, который мы обсудили с Владимиром Путиным – снос ветхого и аварийного жилья в республике. Его доля составляет у нас 15%, когда как по РФ этот показатель равен 3%, а в ДВФО – 5%. Это печальный показатель. Есть тому объективные причины. Это уклон в сторону деревянного строительства в градостроительной политике прошлого века, незнание и слабое соблюдение правил строительства в условиях вечной мерзлоты. Российский премьер дал ряд поручений нам в поддержку, причем в виде исключения, поскольку подпрограмма по сносу ветхого и аварийного жилья исключена из состава федеральной программы «Жилище». Но мы, в виде исключения, рассчитываем в этом году получить определенную сумму на эти цели.

* * *

- Очень серьезно Владимиром Владимировичем был поставлен вопрос по обновлению базы минерально-сырьевых ресурсов, особенно в части редкоземельных металлов. С учетом мировой конъюнктуры, Россия сейчас способна стать лидером по добыче этого вида полезных ископаемых. Я предложил Владимиру Путину внести на продажу некоторые месторождения ниобия, в частности месторождение Томтор в Оленекском улусе, и получил определенную поддержку. Редкоземельные металлы используются в машиностроении и космической индустрии, нанотехнологиях. И, например, КНР с нынешнего года объявила о переориентации добытого со своих месторождений только на внутренний рынок. Есть месторождения редкоземельных металлов в Бразилии, но их запасы кратно меньше, чем у месторождений Якутии, в частности, Томторского.

* * *

- Следующая встреча прошла с Ивановым Сергеем Борисовичем – вице-премьером Правительства РФ. Вообще, главной темой всех встреч в Москве было строительство авто- и железнодорожного моста. Получив поддержку у Владимира Путина, мы обсуждали эту тему со всеми, кому он дал соответствующие поручения. В их числе и Сергей Борисович, понявший и поддержавший нас.

Перед ним я поставил ребром вопрос о малой авиации. Через 2-3 года ее не останется не только в нашей республике, но и в целом по Российской Федерации. Аппаратов малой авиации на протяжении последних 20 лет не производится в России, за исключением тех самолетов Ан-3 и Ан-140, что заказывала Якутия. Это печально. Сейчас предлагается обновить летные парки самолетами иностранного производства. Единственное, что меня успокаивает – завод по производству самолетов Л-410 купили российские бизнесмены. Поэтому будем вести переговоры с ними.

* * *

- С Сергеем Ивановым мы обсудили вопрос о «сквозном тарифе» - весьма актуальный для республики. Объясню, что это такое. По льготам, которые установлены для ветеранов и молодежи до 23 лет, они могут летать до Москвы за 8200 рублей. А, например, от Походска до Черского полет стоит 3500 рублей, из Черского до Якутска – 22000 рублей. Итого 25500 рублей до Якутска, а дальше – за 8200 рублей до Москвы. Мы просим, чтобы на таких дальних расстояниях действовали «сквозные» тарифы. С учетом того, что в прошлом году нам дали на дотации пассажирских авиаперевозок более 400 млн рублей, в этом году мы дополнительно просим еще 200 млн рублей, чтобы профинансировать «сквозные» тарифы. С Сергеем Борисовичем мы договорились, что он даст поручение министерству транспорта РФ о том, чтобы они рассчитали сумму необходимых затрат с тем условием, чтобы компенсировать стоимость перелета по «сквозному» тарифу из таких отдаленных мест, как, например, Черский, Тикси, Чокурдах. По этому же принципу тариф рассчитают для Хабаровского края, Чукотки, Камчатки, Магаданской области. После всех подсчетов станет ясна сумма, на которую сможет рассчитывать республика в этом году.

* * *

- Мы хотели, с участием крупных недропользователей, построить в Витиме аэропорт, но некоторые от этой затеи отказались, поэтому «Сургутнефтегаз» начал строить свою авиаплощадку на Талакане. Мы согласились на этот вариант, притом, что оттуда до Витима они же проложили очень хорошую дорогу. И перед Сергеем Борисовичем я поставил вопрос о разрешении «Сургутнефтегазу» постройки аэропорта и помощи с оборудованием взлетной полосы, с организацией полетов и аэронавигацией. Иванов с этим предложением согласился.

* * *

- 2011 год станет годом преобразования АК АЛРОСА из ЗАО в ОАО. Эта работа идет по утвержденному плану, под контролем Правительств РФ и РС(Я), наблюдательного Совета компании и Госсобрания республики (Ил Тумэн). Об этом и не только мы говорили с зампредом федерального правительства, министром финансов Алексеем Кудриным. Обсудили и поручение Владимира Путина по мосту через Лену. Дело в том, что Владимир Владимирович, когда поручения готовил, спросил – кому первому писать? Я попросил – Кудрину. И Алексей Леонидович нас поддержал, дал задание найти и обсчитать источники финансирования. По предварительным данным, на строительство моста пока возможно изыскать 22 млрд. рублей, причем 2 млрд. из них республика получит уже в этом году.

* * *

- Еще один вопрос к министру финансов заключался в изменении методики расчетов трансфертов сбалансированности бюджетов. Дело в том, что нам ежегодно спускают дефляторы – коэффициенты инфляции, которые мы принимаем, используем, выдерживаем. Но в начале этого года нефтяные компании резко подняли цену на свою продукцию, до 20%, а мы свои расходы заложили с дефлятором 6,8%. Поэтому и просим изменить методику расчета межбюджетных трансфертов, ждем в связи с этим определенные суммы компенсаций. Это наше право в соответствии с Бюджетным Кодексом. С другой стороны, В.В. Путин на недавнем совещании в Санкт-Петербурге призвал к ответу руководителей нефтяных компаний, они уже начали снижать цены на свою продукцию.

* * *

- Состоялась также встреча с Эльвирой Набиуллиной – министром экономического развития РФ. Эльвира Сахипзадовна была очень благосклонна к нам, хотя возглавляе- мое ею министерство по отношению к Якутии всегда выдерживало жесткие позиции, считая нас настырными, действующими с наступательных позиций. Но на этот раз мы достаточно хорошо поговорили, прежде всего о строительстве авто- и железнодорожного моста. Набиуллина нас поддержала, сказав, что готова очень жестко «воевать» по этому вопросу с Минтрансом.

Мы обсудили с ней ход реализации госпрограммы «Дальний Восток и Забайкальский регион». Надо сказать, что правительство РФ выступает за бюджетные расходы только через разработку программ, за программное расходование средств. В этой связи госпрограмма должна получить новое содержание, привлечь все источники финансирования – федеральный, региональный, муниципальный, частные инвестиции.

* * *

- Стоит отметить, что для реализации поручений Владимира Владимировича Путина созданы 22 рабочие группы, причем без участия региональных представителей. Мы настояли на кандидатуре Алексеева Геннадия Федоровича, и он вошел в состав одной из групп.

* * *

- Разговор зашел об экономических форумах в субъектах РФ. Мы предложили Дальневосточный экономический форум проводить поочередно в каждой из столиц субъектов ДВФО, и начать в 2011 году с Якутска. Предложение было поддержано. Это была наша инициатива, ни с кем не согласованное предложение. Хабаровский экономический форум традиционно проводился в Хабаровске, Дальневосточный – во Владивостоке, регионы сами по себе проводят другие форумы. На сегодняшний день это не устраивает даже организаторов. А в правительстве РФ считают, что форумов развелось слишком много, и хотят оставить только Санкт-Петербургскую, Сочинскую и Красноярскую площадки. Мы предложили свой вариант – сделать главный форум ДВФО передвижным.

* * *

- На встрече с министром энергетики РФ Сергеем Ивановичем Шматко мы добились поддержки в деле строительства Якутской ГРЭС-2, а также по строительству высоковольтной ЛЭП «Мирный-Ленск-Пеледуй». Знаю, что многие меня упрекнут в том, что из-за этого придется отложить строительство ВЛ-200 «Нюрба-Верхневилюйск-Вилюйск». Но нам пришлось принимать стратегическое решение. Если благодаря строительству ЛЭП нам удастся выйти на Усть-Илимскую ГЭС, то есть в Единую энергетическую систему страны, то Центральная Якутия и Вилюйские улусы в стороне не останутся. Они вынуждены будут присоединиться.

* * *

- О вопросах духовности и культуры. С учетом последнего разговора на заседании президиума Госсовета РФ в Башкирии, усиливается внимание к межнациональным отношениям и, самое главное, к формированию новой российской ментальности. Ответственность за это президент возложил, в том числе, и на каждого руководителя субъекта Российской Федерации. Этот вопрос потребует очень большой работы.

В своем выступлении на президиуме Госсовета я предложил свое видение, хотел, чтобы наша позиция была услышана. Я убежден в том, что российскую нацию может создать тот человек, который верен себе в этническом плане и при этом остается гражданином Российской Федерации.

* * *

- Я поставил задачу, чтобы каждый человек, живущий на территории республики, имел возможность углубленно изучать свой родной язык. Поэтому языковая политика республики Саха (Якутия) должна быть направлена на углубленное изучение каждым человеком своего родного языка. А то раньше думали, что языковая политика - это только якутский язык. А мы должны знать и русский язык как свой, более углубленно. И малочисленные народы должны досконально знать свои языки. Этой политики мы будем придерживаться.

* * *

- В Москве встречались с Вячеславом Штыровым, Николаем Токаревым (ОАО «Транснефть» – авт.), Владимиром Евтушенковым (АФК «Система»), Федором Андреевым (АК АЛРОСА) и договорились о создании эндаумента (эндаумент (англ. endowment) – целевой фонд, предназначенный, как правило, для финансирования организаций образования, медицины, культуры. Эндаумент наполняется преимущественно за счет благотворительных пожертвований – авт.). Привлечем в этот фонд Владимира Богданова (ОАО «Сургутнефтегаз» - авт.), других товарищей. Фонд сформирован для поддержки студентов СВФУ, для поведения ими научных исследований, инновационной деятельности.
Количество показов: 326
Выпуск:  Выпуск № 11 от 18.02.2011 г.