Уроки истории в стенах музея

13.03.2013 
Количество показов: 538
В самом начале улицы Ярославского среди каменных многоэтажек спрятался построенный еще в 1880 году двухэтажный дом.
Крепко сколоченный, потемневший от старости, но все еще нарядный, ухоженный с большим внутренним двором, амбаром. Эдакий кусочек неведомо как сохранившейся и застывшей истории. Табличка у дверей гласит, что это дом-музей «Якутская ссылка» - памятник истории республиканского значения. В народе этот дом зовут просто «Романовка».

Подымаюсь по высокому крыльцу и попадаю в другой мир, измерение далекого прошлого. Время, когда в Якутии жили и боролись с царским режимом пламенные и жертвенные революционеры. Несли свой крест суровые и непреклонные сектанты - духоборы, старообрядцы и скопцы. В страданиях искупали в наших краях вину за свои жестокие проступки душегубы, воры и насильники огромной российской империи. 

Уникальный дом

Директор музея Наталья Гоголева поведала, что этот дом – сосредоточие истории Якутска. Построеный в 1880 году жителем Якутска Федором Романовым, он пережил многие поколения людей и целые эпохи страны. Сама улица изначально называлась Портовской, позднее Романовка, а с 1943 г. – ул. Ярославского. Хозяин имел обыкновение сдавать его, так как это был доходный дом, своего рода гостиница. Услугами охотно пользовались политссыльные. Попал дом в историю после событий 1904 года, получивших известность как "романовский протест" - вооруженное выступление политических ссыльных в Якутске против самодержавного режима в России. 
 
18 февраля 1904 в этом самом доме собрались 56 вооруженных политических ссыльных и обратились с открытым письмом к якутскому губернатору с требованием отмены распоряжений Кутайсова. Дом Романова был оцеплен полицией, солдатами и казаками. Во время перестрелки были убиты два солдата. Осаждавшие тоже начали обстрел дома. Позже было подсчитано, что в сторону дома Романова было выпущено более двух тысяч пуль. Следы пуль и сейчас можно увидеть на стенах снаружи. Выстрелами был убит один политссыльный и трое ранены. Осажденные сдались властям. И 55 "романовцев", в том числе 7 женщин, были осуждены к 12 годам каторжных работ и сосланы в нерчинские тюрьмы. Романовский протест вызвал выступления и демонстрации по всей России. После манифеста 17 октября 1905 все "романовцы" были освобождены.

Понятно, что в советское время дом с такой славной революционной историей не мог быть просто так снесен. И здесь во второй половине прошлого века был открыт историко-революционный музей, который назывался “Большевики в Якутской ссылке”. Музейная экспозиция знакомила с жизнью и революционной деятельностью большевиков. 

Не просто музей

Сегодня Романовка - не просто собрание старины, здесь проходят музейные занятия для школьников. Уроки истории прямо на натурных экспонатах проводит сама директор музея, лекции по истории читают приглашенные ученые. На таких занятиях идет взаимообмен информацией. Рассказывают здесь не только взрослые, с докладами выступают сами дети, они же могут задать любой каверзный вопрос непосредственно ученым.

В этот раз я встретил здесь хорошую знакомую нашей газеты, героиню одной из публикаций, археолога и учителя истории городской классической гимназии Елену Соловьеву. Она привела с собой учеников 6 класса, и здесь шло музейное занятие, посвященное 135-летнему юбилею Емельяна Ярославского, видного ученого, революционера, ближайшего соратника Владимира Ленина. Специально к занятию краеведческий музей имени Ярославского, филиалом которого является Романовка, предоставил из своих архивов документальный фильм середины прошлого века, где рассказывается о жизненном пути крупного политического деятеля, повлиявшего и на становление нашей республики. 
 
Здесь же перед детьми выступил доктор исторических наук Павел Пазарян, рассказавший о перипетиях якутской политической ссылки, участником которой являлся Емельян Ярославский, и о первом ученом из народа Саха - профессоре Никите Горохове, деятельность которого подробно изучал Павел Левонович.

Прикоснуться к истории руками

Задаю вопрос Елене Соловьевой: «Школьные экскурсии в музеях мне знакомы, но урок истории в музее я вижу впервые. Я просто позавидовал вашим ученикам. Как давно у вас идут такие занятия?»

«Это не урок истории, а музейное занятие. Мы проводим их с директором Музея ссылки Натальей Константиновной с осени. Наше сотрудничество началось с того, что мне на глаза попало предложение Республиканского музея им. Ярославского о проведении музейных занятий со школьниками. Насколько я знаю, музей уже давно занимается такой деятельностью. Вообще, это направление - музейная педагогика - сегодня очень популярно на западе. Когда-то, лет шесть назад, я видела такие занятия в Русском музее в Санкт-Петербурге, отчего пришла в полный восторг! Там это все проводится на высочайшем уровне! Дети по музею ходят, как завороженные! Вот захотелось и своих детей (это 6А класс, я у них и учитель-предметник, и классный руководитель) приобщить к таким занятиям и пробудить у них интерес к истории вообще, и к истории родного края в частности. У кого-то этот интерес надо пробудить, а у кого он уже имеется - закрепить.
Очень понравилось, что занятия проводятся именно в этом историческом здании. Сегодня это один из памятников истории XIX - начала ХХ веков, у которого счастливая судьба! Он достаточно хорошо сохранился и, надеюсь, еще долгие годы будет радовать нас своим видом. В здании очень хорошая аура, стены дома хранят историю, в доме как-то по-особенному тепло, уютно. Очень нравится и камерность обстановки - здание небольшое, экспозиционные помещения не позволяют детям разбредаться по всему зданию, это заставляет всех держаться вместе, какая-то домашняя атмосфера возникает. 

Сами занятия тоже очень интересны и полезны. В конце занятия дети получают домашнее задание, на следующем занятии, при проверке, лучшие получают специальные музейные жетоны. С помощью этих жетонов будут подведены итоги в конце сезона. Те, у кого жетонов будет больше всего, получат право бесплатного посещения музея в течение следующего года. 

Дети, все без исключения, - люди действия. И если их не направлять на положительные действия, они неизбежно заполнят пустоту действиями негативного характера! А музейные занятия, в этом смысле, очень хорошо нацеливают на позитивную деятельность. К тому же, занятия на базе музея очень способствуют решению проблемы отчуждения современной молодежи от истории. Ведь когда им рассказывает учитель на уроке о каких-то исторических событиях, у них возникает ощущение того, что это было очень давно и к ним не имеет никакого отношения. А вот в музее, увидев экспозиционные материалы, прикоснувшись к ним, это отчуждение постепенно проходит! И не будем забывать, что у нас все-таки гимназия, и мы должны давать детям классическое образование, должны воспитывать в них культурный и патриотический стержень!»
 
Старина в новом свете

Возвращаемся к «хозяйке музея» Наталье Гоголевой: «При вас музей совершенно поменялся, обновились экспозиции, о чем сегодня рассказывает Романовка?»

«Новая экспозиция состоит из четырех разделов. В первом зале показана история возникновения и распространения ссылки в Ленском крае с момента включения Якутии в состав Российского государства.
Во втором зале представлены религиозные ссыльные, осужденные за преступления против православной веры, - старообрядцы, духоборы, иконоборцы, скопцы. Здесь широко показаны орудия земледелия и предметы домашнего обихода русских крестьян – земледельцев, т.е. их вклад в развитие хлебопашества и продвижение земледельческой культуры на Севере. 

В третьем зале показаны уголовные ссыльные, которые сыграли самую губительную роль для местного населения. 

Четвертый зал полностью отведен политической ссылке. Отдельно показаны два вооруженных протеста политссыльных, вошедших в историю под названиями «Монастыревка» и «Романовка».
Также в выставочном зале филиала представлена история кино из фондов Музея кинематографии РС (Я). Здесь наши художники воссоздали интерьер Дома культуры, характерный для середины ХХ века, где показывали советские кинофильмы».


Количество показов: 538
Выпуск:  № 15 от 01.03.2013 г.
Комментарии