Учить вокалу - сложное искусство

31.05.2011 
Количество показов: 477
Творчество артистов любого жанра многим обывателям кажется легким и лишенным всяких трудностей, как и их выступление на сцене.
Но, увы, за внешней красотой театральных подмостков, блистательных выступлений кроются годы обучения в различного уровня музыкальных учреждениях, многочасовые репетиции, сопряженные с постоянной необходимостью повышать свой профессиональный уровень.

На днях мы побывали в Музыкальном колледже им. Марка Жиркова, на отделении пения. Здесь в свое время успешно учились такие мастера якутской оперной сцены как Альбина Борисова, Айталина Адамова-Афанасьева, Марина Силина, Наталья Москвина, Александр Емельянов, Анастасия Мухина, Раиса Захарова и другие. Также это отделение выпустило немало успешных педагогов.

Мы в классе заведующей отделением пения Валентины Колодезниковой. Идет урок.

- Ма-мо-ма-а-а, - тянет ученик.
- Нет резонанса. Форма, - велит педагог. - Ма-а-а, мо-о-о, ма-а-а.
- Нет. Не так. Очень вяло. Теперь хорошо. Эта мышца не взяла нагрузку. Форма, – прикладывая руку на живот ученика, указывает Валентина Ивановна. Ученик не может собраться и снова запеть.
- Что страдаешь? Не получается? Если вяло взял, то, конечно же, не получится. Ты перестал дыхательную установку делать.
"Форма", - в очередной раз велит педагог. И снова: «Ма-а-а, мо-о-о, ма-а-а». И так час, другой, третий, много часов, которые сливаются в дни, месяцы и годы.

Возможно, этот ученик по прошествии лет вырастет в великолепного оперного солиста. Но станет он им или нет, пока гадать очень рано. Ведь голос, хоть и появляется в виде дара Божьего, также может и бесследно исчезнуть. И чтобы этого не случилось, ученик и педагог кропотливо трудятся над постановкой голоса, затем закреплением полученных навыков. Потом эти умения наращивают уже на базе высшего учебного заведения – в консерватории. И только после этого можно будет сказать, что педагог вложил все для того, чтобы из простого паренька вырос солист оперы.

Старейшее отделение

Отделение пения было создано в 1948 году на базе расформированного театра-студии, где одной из первых и ведущих солисток была мать нынешней заведующей отделением пения Валентины Колодезниковой. А среди первых педагогов вновь организованного отделения тогда были Владимир Крышин – бывший солист Большого театра СССР. Долгие годы на отделении работали ведущие преподаватели Петр Кривошапкин, Венера Сыллырова. А возглавляли его в разные годы заслуженная артистка РФ Анастасия Лыткина, Отличник культуры СССР, режиссер музыкального театра Александр Хроленко, народная артистка РФ, лауреат государственной премии им. П.Ойунского Варвара Яковлева. Она и сейчас работает ведущим преподавателем отделения. Надо отметить, что Варвара Николаевна подготовила педагогическую смену колледжа в лице Р.Г. Корзон, А.В. Янковой. Елена Владимировна Яковлева тоже ученица Варвары Николаевны. Она закончила Уральскую консерваторию и творческую аспирантуру по классу профессора, народной артистки РФ Светланы Зализняк. Ученица Елены Владимировны в 2010 году стала дипломантом студенческого конкурса «Bella voce» в Москве. Этот успех ученицы доказывает уровень мастерства педагога. На отделении также в прошлые годы работал Заслуженный артист республики, солист радио и телевидения Александр Алексеев. Его ученик Григорий Петров сейчас тоже стал заслуженным артистом республики и ведущим солистом Театра оперы и балета. Из его недавних работ можно назвать участие в совместном якутско-германском проекте. Григорий исполнил теноровую партию в «Реквиеме» В.А. Моцарта.

Немало заслуг по воспитанию и обучению солистов и у других педагогов отделения. Руслана Корзон подготовила ряд выпускников для профессиональной работы в качестве артистов хора оперного театра, преподавателей музыкального колледжа. Руслана Геннадьевна – заместитель директора по научной и методической работе. Ее выпускница, лауреат нескольких престижных конкурсов Катя Захарова ныне студентка Новосибирской консерватории, выпускница преподавателя А.В. Янковой. Также на отделении успешно работает Саргылана Павлова, выпускники которой стабильно поступают в высшие учебные заведения – Арктический институт и Высшую школу музыки. Саргылана Степановна – ученица В.И. Колодезниковой, в свое время закончила Якутский филиал Уральской консерватории.

Мастерство приходит с годами

- Случайных людей у нас нет. Наши педагоги все имеют послевузовское образование. Это сплав опыта и мастерства. Даже молодые вроде бы педагоги, но уже имеют свои достижения на педагогическом поприще в виде учеников – победителей и участников многих республиканских и всероссийских конкурсов. Очень большой потенциал у наших педагогов. Есть и преемственность поколений. Следующее поколение педагогов можно сказать мы уже взрастили. Но, к сожалению, у нас нет педагогов для мужского голоса. Многие приходят, желающие работать. Мы пока не подобрали подходящего. У человека должны быть любовь к делу, вдобавок к этому призвание, хорошие уши, склонность к преподавательской деятельности, - рассказала заведующая отделением пения Валентина Колодезникова.

- Валентина Ивановна, а в чем отличие вашего отделения, к примеру, от отделения инструменталистов?
- Больших отличий нет. Учащиеся проходят курсы общих дисциплин и специальных. Уроки у нас могут длиться 45 минут и дольше. Все очень индивидуально и зависит от тех задач, которые ставят перед собой ученик и педагог. В колледже много преподавателей пенсионного возраста. Но здесь это делу не помеха. В музыкальном образовании чем старше педагог, тем больше у него практического опыта. Это как дорогое вино, которое с годами становится только лучше. Вообще о педагоге как о преподавателе в музыкальных дисциплинах можно говорить только после семи-десяти лет его работы в этом качестве. Наша наука – сплав эмпирики и теории. Нельзя только теоретически научить вокалу. Нужны и практические навыки. А это в свою очередь связано и с физиологией. Надо познать природу человека, прежде чем правильно научиться дышать, выговаривать звуки, петь. Это еще и основы психофизики, умение диагностировать. Казалось бы, все есть у ученика, но не получается петь. А педагогу необходимо искать причину, давать правильные установки ученику, учить и преодолевать трудности.

- Бывают ли у вас по этой причине отсевы учащихся?
- Отсевы должны быть. Не всем дано петь. Но этого не надо бояться. У нас нет селективного отбора. И в первый год мы присматриваемся к ученику, он изучает свои возможности. А если не получается, то он может перейти на другое отделение.

- У нас есть яркий пример того, как человек может вдруг запеть на оперной сцене в достаточно уважаемом возрасте – Иван Степанов. Это уникальное явление, или такое может произойти с талантливыми, но во время не раскрывшимися людьми?
- Очень хорошие низкие голоса формируются к сорока годам, и такое возможно.

- Солист совершенствует мастерство в течение всей своей жизни. А преподаватели имеют такую возможность?
- На стажировки ездим, конкурсы, сами выступаем на сцене, слушаем записи, читаем литературу. В последнее десятилетие появилось очень много хорошей музыкальной литературы.

- Есть много различных школ вокала в мире. По какой системе обучения вы работаете?
- С рубежа 16-17 веков каждая страна внесла что-то свое в вокальное искусство. Есть школы итальянская, французская, русская. Традиции этих школ сохраняются в произведениях авторов из той или иной школы. Но существует и всемирная система, общепринятая, по которой мы работаем, используя наработки наших якутских преподавателей.

- И напоследок. Какие-то особые требования есть к учителю вокала, чтобы взрастить успешного солиста?
- Профессионального музыканта, вокалиста могут вырастить только самые самоотверженные люди. Хлеб этот очень трудный. Учеба длительная, и не всегда можно итог получить. Поэтому многие студенты-вокалисты параллельно получают гуманитарное образование. Мы не машины, запрограммированные знаниями, которые могут гарантировать исход обучения. Сейчас, когда у нас появился Арктический институт и многие из нас там тоже работают, есть возможность довести знания и навыки своего ученика до высшего профессионального уровня, совершенствовать вокальный инструмент. За пять-шесть лет невозможно овладеть всеми навыками пения. В колледже мы закладываем основы вокала, а остальное ученик получает в вузе и при последующих стажировках. Поэтому становление солиста продолжается все время, пока он на сцене.

- А чем привлекательна эта работа для вас лично?
- Педагог - профессия хоть и трудная, но очень многогранная, интересная и творческая. Тем более, что мы общаемся с творческой молодежью с высокими жизненными требованиями. Мне просто нравится заниматься музыкой и учить этому молодых.

- Спасибо за интервью. Дальнейших успехов в творчестве и педагогической карьере!
Количество показов: 477
Выпуск:  Выпуск № 39 от 27.05.2011 г.