Хранители материальной культуры

10.03.2012 
Количество показов: 432
Наша республика традиционно сильна народными мастерами.
Сегодня в сфере традиционных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства заняты свыше 3 тысяч мастеров-умельцев, из них более 160 человек имеют республиканские звания «Народный мастер» и около двухсот – «Мастер народных художественных промыслов». Их произведения несут в себе историческую память народа, его старинную материальную культуру, хранят его представления о мире, человеке, красоте и добре.

Три дня, с 5-го по 7-е марта, в РЦК им. А.Е. Кулаковского проходил III-й Республиканский Форум народных мастеров. Праздник был приурочен ко Дню народного мастера РС(Я), который в этом году учредил президент Якутии Егор Борисов. В центре культуры собрались делегации народных мастеров из 20 улусов республики. В зрительном зале проходили выступления участников форума, в кабинетах работали творческие лаборатории по традиционной одежде народов Якутии, по художественной обработке дерева, по кузнечному делу. А в фойе РЦК расположились стенды выставки- ярмарки «Якутия мастеровая». В общем, это был настоящий праздник труда.

В ходе выставки мы познакомились и поговорили с отдельными мастерами. Одним из респондентов стала мать-героиня Ульяна Ануфриева из Чурапчинского улуса. На своем стенде мастерица из села Чакыр представила плетенную из конского волоса коллекцию дамских шляпок, сумочек и национальную одежду. Ульяна Николаевна – человек богатой и сложной судьбы. В 11 лет, в годы Великой Отечественной войны, ее семья вместе со многими чурапчинцами попала в жестокие жернова переселения. С тех лет она и начала вручную плести рыболовные сети. Сегодня у нее больше сорока внуков и правнуков по всему миру. «Я хочу работать, творить, передавать свое мастерство подрастающим поколениям», - говорит Ульяна Николаевна. Бабушка мечтает о своей мастерской или небольшой квартире в городе, где могла бы работать.

Другой народный мастер из поселка Белая гора Абыйского улуса Василий Спиридонов привез на выставку четыре фигуры из композиции «Олонхо», над которой он работает. Пока готовы фигуры «Появление Ньургун Боотура в срединный мир», «Уруй айхал предкам», «Восхваление жизни», «Защита от Абааhы». Всего в задумке у автора 12 больших резных фигур из березы. Готовые работы уже достойны выставочного места в любом этнографическом музее. Мастер говорит, что когда закончит свой труд, скорее всего, продаст его в частные руки. Музеи сегодня не готовы платить достойную плату, а коллекционеры уже стоят в очереди… Василий, потомок Бечеря, легендарного сказителя олонхо из Верхневилюйского улуса, говорит, что вырезать из дерева начал еще в детстве. И первыми его поделками были пистолет, сабля и конь.

Третьим мастером, с которым мы пообщались, стал кузнец из Усть-Майского улуса Евгений Коваленко. Бывший охотник-промысловик уже 12 лет кует якутские ножи. «Другими ножами не занимаюсь, - говорит Евгений Владимирович, - Не лежит к ним душа, а якутский нож - это наше все, лучше его в мире ничего не придумано. Универсальный, функциональный, прикладистый, хорош в быту и незаменим на охоте».

Работа трудоемкая, кропотливая, на изготовление одного ножа в среднем у мастера уходит два дня. За месяц получается 15 якутских ножей. К сожалению, говорит Евгений, местный рынок такой продукцией уже перенасыщен. Пора кузнецам выходить за пределы республики, заинтересовывать своей продукцией другие регионы страны. И здесь надежда только на республиканские структуры.

О роли государства в сохранении, развитии и популяризации традиционных народных художественных промыслов и ремесел говорили все присутствующие мастера. К сожалению, такое явление как народное мастеровое искусство сегодня существует во многом благодаря усилиям талантливых одиночек-кустарей. Молодежь неохотно перенимает богатейшее наследие своих предков. И может случиться так, что когда уйдут старейшие носители материальной культуры народов республики, продолжателей уже не останется.
Уже сегодня на рынках Якутска можно встретить дешевые «жестяные» подделки китайских производителей, внешне, казалось бы, не отличимые от произведений якутских мастеров. Но если присмотреться, в них нет ничего от якутской культуры… Ни сакральных символов, ни теплоты и духа, которые мастер вкладывает в каждое произведение. Спасибо нашему президенту говорили мастера. Егор Афанасьевич как человек, вышедший из исконно народной среды понимает их проблемы. И то, что 5 марта объявлено Днем народного мастера, – это хороший знак!

P.S. 17 февраля 2012 года президент РС(Я) Е. Борисов подписал указ о присуждении народным мастерам и мастерам народных художественных промыслов 19 грантов по 500 тысяч рублей каждый. Данная государственная поддержка направлена для создания на местах мастерских, а также на приобретение спецоборудования.
Количество показов: 432
Выпуск:  № 18 от 08.03.2012 г.
Комментарии