Спектакль «Очи черные»: современный взгляд на купринскую «Яму»

28.04.2017 
Количество показов: 200
В пятницу, 29 апреля, в Русском театре состоится премьера  спектакля «Очи черные», поставленного по повести  Александра Куприна «Яма».

В свое время откровенная повесть о такой социальной язве, как проституция, вызвала множество споров и отрицательных откликов. Одни считали недопустимым выносить на суд общественности это уродливое явление, поскольку оно неприглядно и встречается крайне редко. Другие, в числе которых был и К. И. Чуковский,  назвавший эту повесть «…пощечиной всему современному обществу», заявляли, что подобные пороки разъедают общество изнутри.  И единственный выход - не замалчивать их, а изменить общественное устройство так, чтобы для них не было места.

Трагедия же в том, что маленький человек становится жертвой этих бесчеловечных нравов, не в силах победить социальное зло. И виновато в этом общество, с легкостью толкающее на дно заблудшие души.

Спектакль поставила режиссер Норильского Заполярного театра драмы, выпускница ГИТИСа Анна Бабанова, которая на пресс-конференции с журналистами рассказала о своем видении проблемы, а также собственной трактовке известной повести.

Сюжет постановки прост: брачный аферист Горизонт (арт. Михаил Мамлеев) зарабатывает на жизнь тем, что женится на молоденьких девушках, а затем продает их в публичный дом. Весь ужас того, что происходит в публичном доме, мы видим глазами его очередной жертвы Сони (арт. Екатерина Нарышкина).

Автор показывает «мутную, грязную жизнь» больных, несчастных женщин. Это какой-то пир во время чумы. Девочки-проститутки, живущие в публичном доме, остановились в своем развитии на уровне 13–15-летних детей – им никто не читал книг, их никто не воспитывал и ничему не учил. Единственная их миссия – ублажать мужчин. Судьба толкнула их на проституцию, и с тех пор они живут какой-то странной жизнью, не обогащаясь жизненным опытом, наивные и доверчивые. В них никогда не умирает какая-то бессильная жалость, бесполезное сочувствие человеческому страданию. Девочки-проститутки, по выражению режиссера, подобны священникам, которым на исповеди изливают все беды и проблемы. Но вместе с тем они получают еще больше грязи: пришедшие к ним мужчины, издерганные делами и работой, именно на них выплескивают всю свою агрессию, утверждая свое «мужество».

Нелепость и цинизм такой жизни способны уничтожить душу, и проститутки настолько выжжены изнутри, что испытывают отвращение и к жизни, и к любви. Выброшенные обществом, проклятые семьями, они живут тяжело и бессмысленно, и весь этот ужас и ад, в котором все веселятся, танцуют и пьют, происходит с ними каждый день. Как страшно жить, когда смерть оказывается лучшим выходом, чем жизнь!

По замыслу режиссера, спектакль представляет собой трагикомедию в стилистике кабаре. В необычной постановке задействован живой оркестр, будут исполнены музыкальные композиции в джазовой манере, прозвучат песни Вертинского в исполнении Леонида Анциферова. Главным музыкальным мотивом, связывающим все элементы сюжетной линии, стал старинный романс «Очи черные». Изысканный и волнующий, он будет звучать  в разных интерпретациях, а вместе с ним и вечная тема любви и подлости, затрагивающая самые тонкие струны человеческой души. Ведь весь спектакль – это «вещь, способная ударить по сердцам с потрясающей силой».

В ролях: Анна Марковна – Александра Антюхова, Яша – Андрей Шаповалов, Кербеш, Богатый старик – Эдвардас Купшис, Коля – Александр Сердюков, Женька – Ксения Еремеева, Манька – Екатерина Зорина, Нюра – Татьяна Медвинская, Верка – Александра Салих, Тамара – Оксана Смеркалова, Любка – Алла Бузмакова, Лихонин – Илья Данилевский/Илья Шумкин, Рамзес – Евгений Кузьмин, Симеон – Владислав Мичурин, Военный, Дилекторский, Гусар, Доктор – Степан Федоренко.

Количество показов: 200
Выпуск:  №16 (2593) от 28 апреля 2017 г.
Комментарии