Когда за дело берутся волонтеры

10.09.2020 
Количество показов: 434
При слове волонтеры лично мне в голову приходит такой ассоциативный ряд, как «медицина», «помощь», «поиски пропавших людей». Но оказывается, в Якутии существует такое движение как «Волонтеры культуры». И как раз в эти дни добровольные помощники участвуют в ремонте объектов и благо­устраивают музей в селе Черкёх Таттинского улуса. Недолго думая, в волонтеры культуры записался и корреспондент «Эхо столицы». 
МУЗЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ССЫЛКИ

Музей в Черкёхе известен тем, что его основал народный писатель Дмитрий Кононович Сивцев — Суорун Омоллоон, кстати, стоявший у истоков и инициатор создания и деятельности Общества охраны памятников истории и культуры ЯАССР еще в 1960-е годы. 

В 21 веке теперь уже Якутское республиканское отделение Всероссийского общества охраны памятников культуры и истории — ЯРО ВООПИК — в рамках общероссийского проекта «Том Сойер Фест» инициировало движение Suorun Omolloon FEST. Идея начать движение появилась давно, но по-настоящему она стала реализовываться с весны этого года, когда в Якутске побывал автор проекта «Том Сойер Фест» Андрей Кочетков. 

С ним и были обсуждены мероприятия проекта, по которому в Якутии тоже приступили бы к работам по восстановлению исторической среды поселений, ремонту исторических зданий, благоустройству территорий музеев, усадеб и т. д. И вот в сентябре началась непосредственная, можно сказать, практическая работа по этому направлению.
 
В минувшую субботу на открытии волонтерской работы в Черкёхском музее добровольцев напутствовали писатель и общественный деятель, сын Дмитрия Кононовича Сивцева — Айсен Дойду, ветеран Великой Отечественной войны, кавалер ордена «Полярная звезда» Петр Конкин, руководитель Департамента республики по охране объектов культурного наследия Николай Макаров. 

С претензией на международное признание

Если с Томом Сойером более менее все понятно, то почему название проекта в Якутии написано на английском языке? Неужели нельзя было подчеркнуть особенность региона, где он проводится?

Вот как объяснил это председатель ЯРО ВООПИК Руслан Васильев: 

— Как раз наоборот и объясню почему. Название проекта в Якутии написано буквами алфавита Новгородова, разработанного еще в 1920-х годах на латинице. Это дань уважения нашей языковой и письменной культуре. И как раз в эти дни в сентябре, когда мы начинаем свой проект, исполняется 100 лет алфавиту, созданному этим уважаемым лингвистом (Семеном Новгородовым. — Прим. автора). Ну, а слово Fest — это наша претензия на международный уровень. К проекту мы шли полгода и не зря начали с музея в Черкехе. Дмитрий Кононович стоял у истоков создания в Якутии республиканского отделения Общества охраны памятников культуры и истории, в советские годы он организовал и создал три музея: Музей дружбы в Соттинцах Усть-Алданского района, Музей политической ссылки под открытым небом в Черкёхе и в Хадайыы в Таттинском, бывшем Алексеевском районе ЯАССР. А начнем мы с ремонта юрты Трощанского, политического ссыльного, проживавшего в этом балагане с 1886 по 1898 годы. К слову, политический ссыльный Василий Филиппович Трощанский приходится мне дальним родственником.

Между прочим, многие участники проекта «Волонтеры культуры» в Якутии оказались так или иначе причастны к событиям далекой истории. Например, Руслан Васильев оказался родственником политссыльного Василия Трощанского, а Георгий Кулаковский приходится родственником самому Алексею Реасовичу Кулаковскому, основоположнику якутской литературы.
ВОКРУГ И ОКОЛО ЦЕРКВИ 

На территории Музея политической ссылки в Черкёхе расположено больше 20 исторических объектов, перенесенных из разных сел Таттинского и других заречных улусов, — как, например, амбар Василия Манчаары. Или юрта, якутский балаган, в котором в годы ссылки в Таттинский улус Якутской области Иркутской губернии проживал будущий известный этнограф и ученый Эдуард Пекарский. Самый известный объект Черкехского музея политической ссылки — Таттинская Николаевская церковь, построенная местными умельцами в 1912 году. Просто невероятно и уму непостижимо — как в те годы, без кранов и других вспомогательных механизмов, построили эту церковь из мощных бревен? Даже в наши дни туристы с трудом взбираются по лестницам на колокольню церкви, откуда открывается вид на все село. Рядом расположена небольшая, по сравнению с Николаевской церковью, но не менее мощная и крепкая часовня 19 века. На территорию музея в Черкёхе часовню перенесли из села Уолба Таттинского улуса. 

Эти два объекта являются знаковыми и центральными, вокруг которых и был создан в 1970-е годы Черкёхский музей политической ссылки. Чуть позднее по инициативе (и кипучей деятельности) Дмитрия Кононовича Сивцева — Суоруна Омоллоона при поддержке земляков, а также некотором противодействии советских властей (об этом расскажем позже в других номерах «Эхо столицы») на территорию музея из других сел и наслегов были перевезены другие объекты. Все они имеют историческую ценность — это юрты, якутские балаганы, в которых проживали политические ссыльные, хозяйственные постройки. А местное население охотно пополняло экспонаты музея семейными реликвиями: старинной домашней утварью, предметами и одеждой, предметами обихода и т. д. Так что можно сказать, что народный писатель Д. К. Сивцев сделал не просто музей политических ссыльных, а именно народный музей. 

ЧУЖОЙ ПРИМЕР ЗАРАЗИТЕЛЕН

Юрта, в которой в далекой Якутии проводил годы ссылки Трощанский, — это традиционный якутский бревенчатый балаган с насыпанной на пологой крыше землей — утеплителем того времени, размером примерно 5 на 4 метра. Внутри по периметру стен — деревянные дощатые нары, в центре или с краю — камелек. Конечно, юрта Трощанского в наши дни — отреставрированная. Кстати, юрта стоит на своем исконном месте недалеко от Николаевской церкви, на том самом месте, куда в 1886 году в ссылку в Черкёх доставили несчастного В. Трощанского. 

Волонтерам предстояло очистить кровлю от насыпанной сверху земли; при необходимости — заменить пришедшие в негодность бревна или другое, провести ремонтные работы, очистить прилегающую территорию от мусора и прочего. 

Сейчас восстановительные работы в юрте Трощанского в Черкёхе еще идут, но, как отметил председатель ЯРО ВООПИК Руслан Васильев, «работы предстоит выполнить больше, чем было по дефектной ведомости». Так, истлевшие бревна обработают специальным раствором «Силор», разработанным учеными из СВФУ имени Аммосова, своего рода антикоррозийным средством для древесины. На крыше уложат изоляционный материал, а стены обошьют. И, как заверяют волонтеры, «все намеченные работы до 13 сентября постараемся выполнить». Отметим, что на 8 сентября в Черкёхском музее работали 38 волонтеров. Кстати, заслышав о них, волонтерскую работу стали проводить и сами жители Таттинского улуса. Благо, на территории сел улуса много исторических объектов, где стоит прибраться и привести все в надлежащий вид. 

Отметим, что мероприятие «Suorun Omollon Fest» проводилось в рамках реализации национального проекта «Культура» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Фото автора 
Количество показов: 434