"Дьесегей" - эталон этномузыки в Азии

"Дьесегей" - эталон этномузыки в Азии
Совсем недавно заслуженные артисты республики Клавдия и Герман Хатылаевы со своей группой «Дьесегей» в составе Лени Имеева, Прокопия Хойутанова и Айты Эверстовой с ошеломляющей победой вернулись с III Международного фестиваля этнической музыки «Голос кочевников», который проходил в конце июля в городе Улан-Удэ.
Клавдия и Герман Хатылаевы. Их побед и успешных выступлений на российских и мировых площадках этнической музыки уже не счесть. За почти двадцатилетнюю творческую жизнь в качестве этномузыкантов осталось мало уголков земли, где они не побывали бы со своими выступлениями. Не останавливаясь на собственных достижениях, вот уже пять лет артисты кропотливо оттачивают музыкальное мастерство своих подопечных – детей из этногруппы «Дьесегей» и группы барабанщиков «Тэтим».

И если у «Тэтим» все успехи еще впереди, то группа «Дьесегей» всего за пять лет работы удостоилась звания народной, стала участником и победителем многих международных конкурсов и фестивалей. Сейчас в республике ни одно значительное мероприятие государственного уровня не проводится без участия воспитанников Хатылаевых. Игры «Дети Азии», Чемпионат России по вольной борьбе, Чемпионат России по спортингу… Можно с уверенностью сказать, что и они стали яркой и неповторимой визитной карточкой республики.

Как только юные артисты со своими руководителями вернулись из поездки в Бурятию, в перерывах между репетициями выступления на открытии Чемпионата России по спортингу нам удалось расспросить их о конкурсе.

Бывают у бурятских деревень и якутские названия

- До этого шел Чемпионат России по вольной борьбе, где мы принимали участие. Поэтому ни о каких поездках после мы даже не задумывались, - рассказывает Клавдия Хатылаева. - Было приглашение от организатора конкурса «Голос кочевников» Жанны Дымчиковой. Нас им представила Лена Слепцова-Куорсуннаах, которая до этого победила в конкурсе поэзии. Но мы отказывались ехать. Большей частью все упиралось в средства. Решение было принято буквально за четыре дня до начала конкурса, когда деньги нашлись, тогда мы собрались в дорогу. 19 июля рейс на Иркутск вылетел с задержкой. Мы даже подумали, что, если еще раз задержат рейс, мы вернем билеты. Но все же мы удачно долетели до Иркутска. Оттуда на такси за восемь часов доехали до Улан-Удэ. Дорога была длинная и запомнилась тем, что мы увидели не одну табличку с названием деревень на якутском языке. Удивлению нашему не было предела! Там, оказывается, есть деревня Ютюлюк («рукавица» по-якутски), а также речушка Вилюй и другие названия. Спрашиваем у местных, что означают эти слова на бурятском, они не знают. Говорят, после каких-то кочевников остались. Наверное, это были древние якуты – наши предки.

- Мы специально останавливались у озера Байкал. Грандиозное зрелище, атмосфера, краски! - включается в нашу беседу Герман. – Мы, конечно же, искупались. Правда вода была очень холодной, не июльской. Уже на берегу я попробовал играть на хомусе под звуки волн Байкала. Интересная интерпретация получилась, необычная. А после мы посетили местные юрты, попробовали байкальскую форель. Очень сытная рыба, вкусом напоминающая нельму и жирного озерного чира.

С ходу – на конкурсную сцену

- Ехали-ехали до Улан-Удэ и… опоздали на конкурс. Приехали в полдевятого вечера, а конкурс начался в 18.30. Нам потом рассказали, что организаторы нас очень ждали, а потом решили, что мы опоздали и уже даже подвели итоги конкурса, а для нас подготовили грамоту. Все же издалека люди приехали, хоть и с опозданием. Но, на счастье, мы успели к началу второй части конкурса, когда должны были на сцену выходить уже звезды этномузыки. И как только мы приехали, был объявлен антракт, организаторы быстренько установили на сцене аппаратуру, а мы надели свои костюмы. Так прямо с дороги, без проверки звучания микрофонов, впопыхах мы выскочили на сцену. Переполненный зал встретил нас какой-то очень напряженной тишиной. Мы с ходу исполнили четыре номера и только тогда зрители начали аплодировать. Герман поздоровался с публикой, рассказал, кто мы такие, откуда, какую музыку исполняем. Потом мы уже по плану исполнили все заготовленные номера, зал уже аплодировал стоя. Обычно на конкурсах дается время на выступление, потом ты должен быстро освободить сцену. Мы так и сделали. Поклонились, ушли в свою гримерную и уже стали переодеваться, как прибегает организатор и говорит, что зрители просят еще выступить, никого другого на сцену не выпускают. Нам пришлось снова облачаться в свои жаркие меховые костюмы и выходить на сцену. Потом было награждение. Из двенадцати отобранных на финал конкурсантов из Тывы, Бурятии, Калмыкии, Киргизии, Монголии, Японии и других регионов и стран звание победителей вручили нам. Мы и не надеялись, что нашу музыку посчитают лучшей. Там такие профессионалы выступали! «Хуун Хуур Ту» из Тывы, японские рокеры «Оки даб айну бэнд», молодая, но очень перспективная группа девушек. Мы ведь изучали информацию в Интернете до поездки по каждому заявленному коллективу. Тогда думали, что будет большим достижением, если мы займем хотя бы третье место.

Традиционное этно слушателю поднадоело

- Очень понравилось исполнение монгольского народного оркестра «Жодон». Там играют музыканты-профессионалы, бывшие выпускники консерватории. Инструменты национальные монгольские, но заводского изготовления, не такие, как наши кустарные. Коллектив молодой и исполняет современную этнику, классические произведения в переложении для народных инструментов. С необычной интерпретацией этнической музыки выступили иркутские музыканты из группы «Квадраптих Евгения Маслобоева». Они исполняют песни иркутских русских первопроходцев. При этом вокальное многоголосье они сопровождают игрой на различных инструментах – скрипке, африканском барабане, даже на якутском хомусе. Но жюри такая «глобалистика» в этномузыке не понравилась, и иркутяне заняли лишь третье место. Вообще жюри под руководством известнейшего музыковеда Александра Чепарухина придерживалось строго главной линии конкурса и давала положительную оценку только тем коллективам, которые исполняют чисто этническую музыку.

Также красиво и богато звучали тувинцы со своим горловым пением. Но и тут мнение жюри было однозначно. Чувствовалось, что они пресытились традиционным исполнением и ищут новое звучание этники.

Вообще мы заметили, что звуки природы, как ржанье жеребца, вой волка, пение кукушки, стали исполнять все и повсеместно, и это тоже достаточно поднадоело слушателям. Несмотря на историческую ценность, как мы думаем, музыка предков тоже должна звучать современно, чтобы притягивать слушателя и при этом сохранить все свои богатые традиционные краски.

Участие в конкурсе окрылило

- Не скроем, что, несмотря на многие наши предыдущие достижения, успешное выступление на конкурсе «Голос кочевников» нас окрылило, появились новые задумки, планы. Ведь мы впервые выступили в конкурсе в рамках азиатских стран. Раньше были большей частью на фестивалях других стран. Даже в «Голосе кочевников» организаторы поделились, что у них все спрашивали, где нашли, откуда привезли нашу группу, и удивлялись, когда узнавали, что мы уже почти двадцать лет трудимся и объездили много стран. Вообще мы считали, что среди азиатских групп было мало тех, кто о нас знает. Последние поездки в Москву на выставку народных музыкальных инструментов, Италию, затем в Улан-Удэ показали, что о нас знают, следят за творчеством. Люди подходили, разговаривали, спрашивали. Это радует и прибавляет силы для того, чтобы творить дальше.

Этническая музыка – двигатель развития

В эти дни во многих бурятских СМИ много пишут о конкурсе «Голос кочевников». В аннотации министр культуры Бурятии подчеркнул, что этот конкурс имеет большое значение для культурного пространства республики, так как они хотят актуализировать этнические группы, многие из которых имеют большое будущее.

«В этномузыке сосредоточены такие энергетические силы, которые могут стать двигателем развития всей музыкальной культуры современности», - высказался министр.

Председатель жюри конкурса «Голос кочевников» Александр Чепарухин:
- Особенность конкурса в том, что организаторы в лице Министерства культуры республики Бурятия наряду с традиционными направлениями этнической музыки рассматривают экспериментальные подходы в ее исполнении. Мы увидели, что в азиатских странах этническая музыка достаточно интересно звучит, не засушивается в музеях, как гербарий, а развивается. В этом отношении мне очень понравилось выступление Хатылаевых из Якутии. За душу берет то, что в группе представлены разные поколения исполнителей этномузыки. Видно, что артисты передают свои знания молодым. В целом творчество группы удивляет разноплановостью, свободным отношением к музыке своего народа. У жюри с самого начала не было никакого сомнения в том, что эта группа лучшая. Конечно, в конкурсе участвовали высокопрофессиональные коллективы, но они повторяли стандарты советских времен в исполнении. Мне больше импонирует нестандартный подход Хатылаевых. Чувствуется, что их музыка идет от души, не ограничиваясь в пространстве и стандартах, у этой музыки такие возможности, что она может еще сколько угодно развиваться. Я желаю якутской музыке развиваться дальше, а Хатылаевым – продолжать подавать пример всем музыкантам, как творчески, от души можно осваивать наследие традиционной якутской музыки.

Сайнхо Намчылак, легендарная тувинская певица (Австрия):
- Группа «Дьесегей» из Якутска поразила меня своим звучанием. Мистический огромный мир звуков, очень таинственный. Их композиции отображают картину мира, природы, тесно связаны с пульсом земли, энергией ветра, воздуха. В каждой композиции я слышала голоса предков. Гениально!

Количество показов: 257
Выпуск:  Выпуск № 59 от 05.08.2011 г.
Нашли опечатку? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter