«Этигэн Хомус-2011». Послесловие

«Этигэн Хомус-2011». Послесловие
25-26 февраля в Государственном театре оперы и балета состоялась XII церемония вручения ежегодной музыкальной премии «Этигэн Хомус-2011», учрежденной радиостанцией «Виктория-Саха».
Как всегда, церемония прошла «на высоте». Все четко, по накатанной схеме: никаких опозданий с началом церемонии, издержек со звуком или светом. Впрочем, такие ежегодные мероприятия и должны быть выдержаны в одном стиле, проходить по стандартной схеме, привлекая зрителей лишь яркими новинками сценографии, декораций, скандалов, слухов и других «изюминок». В Якутске удивить зрителей непросто. Да и менталитет у наших звезд не тот, чтобы каждый раз взрывать публику неповторимым образом, скандальной выходкой или чем то еще из ряда вон выходящим. Но опытному режиссеру Евгению Охлопкову удалось удивить зрителей нынешнего «Этигэн Хомуса». В качестве соведущих церемонии в режиме телемоста режиссер пригласил ви-джея МТV Ваню Васильева, работающего сейчас в Лос-Анджелесе, известного шоумена Эдуарда Гаврильева, ныне живущего и работающего в Москве, и певицу Саину, тоже ставшую жительницей столицы нашей родины. Получалось, с одной стороны, забавно, когда местные ведущие временами забывали объявлять соведущих, к тому же иногда терялась связь, и в то время, как здесь называли очередную песню, на экране возникала, к примеру, невозмутимая Саина из Москвы и эхом повторяла уже звучавший со сцены текст. С другой стороны, было интересно увидеть якутян, которым удалось реализовать себя в Москве и из сельской глубинки выбиться на широкую дорогу жизни. Хотя ничего особенного из своей нынешней жизни они не рассказали. Иван Васильев после традиционных приветов зрителям, родителям с огромным зеленым пакетом начал скакать и прыгать вокруг какого-то придорожного столба, а укутанный в меха Эдик Гаврильев, известный в московском бомонде как «якут», и вовсе никак не выделился. Разве что организовал приветы московских звезд в адрес «Этигэн Хомуса».

Удалось режиссеру Евгению Охлопкову угадать, пригласив так же на открытие церемонии группу «Тэтим» под руководством Заслуженных артистов РС(Я) Клавдии и Германа Хатылаевых. Ритмичная барабанная дробь вместе со звучанием древнего хомуса как нельзя лучше соответствовали названию премии, глубокому смыслу этого конкурса, в основе которого лежит пропаганда как современной, так и исконной музыки якутского народа.

Манерой держаться на сцене, умением заполнять паузы хорошими шутками отличились и тем дополнили праздничную атмосферу мероприятия ведущие церемонии – артист Саха театра Айаал Аммосов, ведущая новостной программы «Вести-Саха» Ньургуяна Феоктистова, редактор журнала «Журфикс» Яна Угарова и теле- и радиоведущие Айаал, Айгылаан и Ньургун.

Но на этом, к сожалению, приятная часть повествования о церемонии заканчивается. Номинанты, имена коих из года в год повторяются, ничем: ни песнями, ни исполнением, ни своим внешним видом - не удивили. Сложилось такое впечатление, что я нахожусь на заштатном концерте эстрадных исполнителей. Понятно, что денег у наших звезд немного, каждый раз шить дорогие костюмы «от кутюр» не получается. Тем не менее, выход на сцену такой масштабной церемонии предполагает наличие сценической культуры, хотя бы отдаленной связки смысла песни и внешнего облика исполнителя, присутствия элементарного вкуса в выборе элементов одежды. А наши исполнители либо донельзя раздеваются, и их платья начинают напоминать купальные костюмы, либо начинают так изощряться в подборе разных элементов гардероба, что выглядят иногда буквально на грани фола.

Известно, что якутские женщины в древности носили защитные покрывала для лица. Но непонятная занавеска с прямоугольными разрезами для глаз «а-ля забрало», словно у средневековых рыцарей, что закрывала лицо Вари Аманатовой, оставило впечатление, что певица пребывает в состоянии конфликта между внутренним состоянием и внешним видом. Это ощущение усилилось еще и благодаря тому, что она в таком виде исполнила известную народную песню, которую обычно блестяще исполняет Марфа Данилова, причем в самом обычном национальном одеянии.

Внешне малопривлекательной показалась и очаровательная Ника в словно мультяшном платье девочки-дюймовочки. Голос певицы из года в год становится сильнее, сочнее в оттенках, но образ, созданный ею для нынешней церемонии «Этигэн Хомус», подводил к мысли, что она поет песню не из своего репертуара.

Отдельной «симфонией» прозвучала в этот вечер и Олимпия. Пусть меня простят создатель ее костюма и автор новой песни, но музыка ее хита очень сильно напомнила другую известную в прошлые годы песню - «Ааспыт сайын» Дьулустана Иванова, а костюм - белого пуделя. Известно, что Олимпия любит шокировать зрителей минимализмом в одежде, но в таком наряде она выглядела еще более… оригинально. Блистала на сцене своим голосом и уровнем исполнения Юлиана. Красива, стройна, талантлива и харизматична. На любом уровне сможет достойно представить якутское варганное искусство. Но ее национальный костюм, богато подбитый мехом и дополненный серебряными украшениями, казался сомнительным благодаря сочетанию элементов традиционной якутской одежды с классическим европейским женским платьем позапрошлого столетия.

В первом выходе головной убор обворожительной Далааны в виде среднеазиатского тюрбана тоже смотрелся тяжеловато по сравнению с легким платьем «в пол» и выглядел чужеродным элементом. Усиливался этот эффект еще и приглушенным освещением сцены. В общем, кроме Кюннэй, постановкой своего выступления не озаботилась ни одна исполнительница или исполнитель. К чему все это? Да просто если не берут за душу песни, то невольно начинаешь искать другие предметы и занятия для ума.

Артисты в этот вечер вокальным мастерством тоже не блеснули. То ли в поисках хлеба насущного слишком углубились они в концертную деятельность, гастроли и заморские поездки, то ли еще что, но выглядели они уставшими и были явно «не в голосе». Анатолий Бурнашев, исполняя известную народную песню, которую, кстати, он довольно часто и великолепно поет, взяв высокую ноту, сорвался на петушиный крик. Чувствовались нелады с голосом и в неповторимых руладах Саарына, фальшивили и другие исполнители. Лэгэнтэй вызвал бурю положительных эмоций в зале своей необычайной энергетикой, но местами смысл слов его песни было не понять. Хотя кто сейчас думает над текстом на эстраде? Не показалась мне хитовой и песня в исполнении Игоря Егорова, которая в этой номинации победила. Лирична, гармонична, не затейлива и про любовь. Ничего нового.

Увы, якутская эстрада в прошлом году не выдала нам настоящих хитов, чего не скажешь об открытии года – певце Ыра Ча5аан. В его голосе чувствуется истинный талант народного исполнителя, присутствуют хорошие голосовые данные, которые надо сохранять и развивать. И то, что он с самого начала творческого пути стал обладателем «Этигэн Хомуса» - знака признания слушателей, еще раз это подтверждает.

Вот на такой ноте хотелось бы поставить точку. Церемония состоялась и в течение двух дней собирала полные залы. Значит, «Этигэн Хомус» в народе востребован и будет еще не один год выводить на сцену новые таланты. Что касается качества выступления самих артистов, то остается просто напомнить им одну непреложную истину – уважайте своих слушателей.

Обладатели «Этигэн Хомус-2011»

Открытие года – Эдуард Власов-Ыра Ча5аан.
Исполнитель года – Василий Еремеев.
Исполнительница года – Далаана.
Хит года – песня «Билбэтэ5им» (слова, музыка и аранжировка Лэкиэса) в исполнении Игоря Егорова.
Лучший исполнитель, придерживающийся традиционного национального стиля, – Юлиана.

Специальные призы:

Лучший аранжировщик – Лэкиэс.
Лучший сценический образ – Уля Сергучева-Кюннэй.
За вклад в развитие песенного искусства – композитор Егор Неустроев.
Количество показов: 354
Выпуск:  Выпуск № 15 от 04.03.2011 г.
Нашли опечатку? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter