Какое будущее ждет Союз композиторов?

Какое будущее ждет Союз композиторов?
На этой неделе состоялся VIII съезд Союза композиторов Якутии.
В рамках съезда прошли перевыборы председателя Союза, обсуждались проблемы классической музыки республики, в том числе отсутствие закона о творческих союзах России, творческой личности, об особенностях грантов, выделяемых на поддержку композиторского искусства и многие другие вопросы.

Живой союз

Завершился съезд концертом произведений якутских композиторов. В его работе принял участие давний друг якутских композиторов, председатель Союза композиторов России Владислав Казенин. Высокий гость приехал на съезд, и его одновременно пригласили принять выпускные экзамены в Высшей школе музыки. Наряду с этим он выполнил еще одну ответственную миссию – заручился поддержкой у наших композиторов против реформы системы российского образования, из-за которой может разрушиться давно сложившаяся и зарекомендовавшая себя российская музыкальная школа.

«Нельзя закрывать музыкальные школы, реформировать среднюю ступень – колледжи и училища. Детей талантливых очень много. Чтобы сохранить специальное образование будущих музыкантов, необходимы все этапы обучения музыке. Поэтому мы потребовали оставить наши школы в покое. За это надо бороться, и мнение вашего Союза композиторов чрезвычайно важно», - обратился к якутским композиторам Владислав Казенин.

Кроме этого гость подчеркнул актуальные проблемы классического музыкального искусства России: желание свести всю работу композиторов к единому знаменателю, при котором стирается его авторский почерк, народные особенности мелодики в зависимости от географии композитора и другие важные составляющие, которые и делают классическую музыку образцом человеческого творения. Также гость затронул вопросы материального обеспечения труда композиторов, условий их жизни, проблему звучания их произведений, печати партитур.

Союз композиторов Якутии был создан в 1979 году. В настоящее время общество объединяет одиннадцать профессиональных композиторов. Руководит Союзом Степан Захаров. Кстати, его избрали и на этот раз. Так как Союз - это общественная организация, она не имеет государственного финансирования, существует Союз на гранты Министерства культуры и духовного развития РС(Я) в размере 700 тысяч рублей в год. В рамках этих средств Союз не только содержит председателя, ответсекретаря, бухгалтера и свое помещение, но и оплачивает постановочную и концертную деятельность, издает сборники, партитуры, поддерживает юбиляров и оказывает материальную помощь нуждающимся деятелям культуры и их семьям. К тому же композиторы России из-за отсутствия законодательной базы остались вне трудового закона. Им не засчитывается трудовой стаж, не выплачиваются социальные пособия, зарплата, им не положено улучшение жилищных условий и прочие блага, которыми пользуются все остальные граждане страны. Поэтому композиторам, как и многие сотни лет назад, после длительного профессионального обучения приходится влачить буквально нищее существование. И, несмотря на популярность их произведений, приходится одновременно заниматься другими видами деятельности. Вместе с тем, Союз композиторов Якутии развивается, и его ряды пополняются новыми членами, среди которых есть и совершенно молодые участники, как, например, Николай Михеев, произведения наших композиторов входят в репертуары театров республики, издаются партитуры. Поэтому в отличие от прошлых лет, когда в Союзе чаще всего звучали пессимистические высказывания и царил застойный дух, нынешний съезд отличился живостью общения, деловитостью и актуальностью прозвучавших предложений, нацеленных на будущую работу Союза и повышение его роли в духовно-культурном развитии республики.

Меняйте отношение к творчеству!

Такой совет художественного руководителя Театра оперы и балета, режиссера Карла Сергучева вызвал бурю негодования у композиторов. Все началось с того, что композитор Владимир Ксенофонтов в своем выступлении посетовал на трудности работы – на отсутствие финансирования постановок, понимания со стороны театров, которые требуют с авторов деньги, а не наоборот. После в своем выступлении Карл Сергучев, тоже человек достаточно прямой, не удержался от замечаний: «Говорим о работе. Денег не было, нет и не будет. У нас нет театров, которые бы платили композиторам за постановку их произведений 3 миллиона. Сейчас постановка одного спектакля стоит примерно 1 млн. 200 тысяч рублей. Но мы выходим из положения. К примеру, на тот бюджет, который был выделен нам к 65-летию Победы - 700 тысяч рублей, мы поставили два спектакля якутских композиторов. В репертуаре нашего театра сейчас пять спектаклей якутских авторов. Этого достаточно в данный момент. Театр работает, ориентируясь на зрителя, и нет цели ставить спектакли только якутских композиторов. При постановке произведений наших композиторов есть и такие проблемы как отсутствие соответствующей драматургии, отсутствие выбора специалистов, которые бы разбирались и писали либретто. Сейчас нам более важно ставить Даргомыжского, Лионкавалло. Союзу композиторов надо исправить свое отношение к большим драматическим формам, к своему творчеству. Мы вносим свои предложения, предлагаем те формы, которые нам необходимы. Но встречных предложений не поступает. Прошу обратить на это внимание. По отношению к меценатам. Есть масса интереснейших людей, которые могут стать ими. Но тут, может быть, мешает то, что само отношение к якутской музыке отсутствует, не востребована она. Рекомендую работать не по своему плану, а по организации менеджмента якутской музыки. Также надо заключать авторские права. Пока Всероссийское агентство по авторским правам (ВААП) на Дальнем Востоке будет находиться в Хабаровске, ни один наш композитор, художник, писатель не получит денег. Они и сейчас не получают. Надо создавать в Правительстве свой комитет по авторским правам, насильно навязать им это. Только так можно решить вопрос. Театры платят в ВААП, а авторы гонорары не получают», - сказал режиссер и добавил, мол, если нет денег, к тому же нет либреттистов, желания менять отношение к своему творчеству, композиторам надо работать в учебных заведениях и там пробовать свои произведения.

Тут композиторы, которые и по ходу выступления режиссера вставляли недовольные реплики, и вовсе не выдержали и начали считать, сколько и каких предложений звучит в год от Театра оперы и балета, и кто из-за чего отказался. Карл Сергучев парировал тем, что почему-то оперетта «Цветок Севера» Гранта Григоряна везде идет успешно, зритель ее любит, а наши композиторы не хотят заниматься такими доступными для зрителя формами. Достаточно нервную словесную перепалку пришлось перевести в другое русло.

Директор театра танца Александр Алексеев: «Все время говорим о классической музыке. Надо думать и о народной. Мы сотрудничаем с Союзом композиторов, 25 спектаклей у нас есть в репертуаре. Они идут с большим успехом в Москве, Санкт-Петербурге, на Дальнем Востоке. 31 мая мы летим в Москву, затем два месяца будем выступать в Бельгии, Франции. Народная музыка пользуется большим успехом. У нас уникальные молодые композиторы, которые пишут много новой музыки, и думаю, надо поддерживать Союз композиторов».

Свои предложения внесли и другие участники съезда. Аиза Решетникова рассказала о музее музыки и фольклора, который в настоящее время остался без здания и живет мечтами о новом помещении со зрительным залом. И, несмотря на временные трудности, развивается и уже преобразовывается в Музей науки о фольклоре. Она поделилась, что сейчас они занимаются новыми формами в организации музейного дела, так как фольклор – это специфичное искусство, которое на стену не повесишь и не заставишь людей целыми днями музицировать в ожидании посетителей. Сейчас в музее представляют видеоэкспонаты, мультфильмы, документальное кино. При этом большую помощь оказывает музыка якутских композиторов, в частности Степана Захарова. В целом Аиза Решетникова оценила работу Союза композиторов как очень серьезную и мудрую. При этом она отметила, что наши композиторы пользуются уважением не только ценителей, но и власти, которая идет им навстречу.

Объединяйтесь с мелодистами!

Со своими предложениями на съезд пришел и самодеятельный автор-песенник, педагог Алексей Калининский. Он предложил Союзу композиторов объединиться с мелодистами республики в единое музыкальное сообщество – Ассоциацию музыкальной культуры Якутии, чтобы можно было влиять на развитие и направления самодеятельной музыки.

«Низкопробная музыка сейчас заполонила все пространство – радио, телевидение, концертные залы и не всегда она такого качества, которое можно предлагать широкому кругу слушателей. Самая высокая сейчас музыкальная премия в республике «Этигэн хомус»! - ужаснулся мелодист. - Но у нас есть и те мелодисты, которые заслуженно пользуются успехом у слушателя. Чтобы классическую музыку сделать популярной, почему бы музыкальные образы некоторых мелодистов не обработать в серьезную музыку? Как говорил Глинка, музыку сочиняет народ, а композиторы только аранжируют ее», - поделился Алексей Калининский.

Его выступление прокомментировал ответственный секретарь Союза Кирилл Герасимов: «Когда существовала Ассоциация мелодистов, не было таких технических возможностей, как сейчас, и самодеятельные авторы шли к композитору, чтобы мелодию положить на ноты и его песня звучала. Сейчас мелодист идет к фонограммщику. У мелодистов к профессиональным композиторам нет интереса, их творчество сложно, дорого. У нас несколько другой стиль, мы ориентированы на живое исполнение. Вообще уровень вкуса, эстетической культуры резко спал. Вырабатывается другая эстетика, другие требования к музыке. Если она вызывает сексуальное возбуждение у молодежи, то считается хорошей, если нет – плохой», - посетовал композитор, автор музыки Гимна РС(Я), Гимна учителей и один из самых исполняемых профессиональных авторов республики.

Обращайте внимание на новые имена!

«Наша задача – исполнение музыки современных композиторов. И когда будем стараться включать их в свои репертуары, то музыка станет ближе, понятнее слушателю, - дополнила выступления коллег Наталья Базалева, директор Госфилармонии республики. - Госфилармония по сравнению с Союзом композиторов еще дитя. Но мы призваны восполнить такие пробелы в музыкальном исполнительском искусстве, как отсутствие в репертуарах оркестров сочинений современных композиторов и работа с якутскими композиторами. Здесь бы я хотела внести свое предложение. У нас появились свои талантливые звездочки. Владимир Боярский – баянист, Фрося Ефимова, Сережа Панин и другие молодые исполнители. Они играют все, но только не якутских композиторов. Обращайте внимание на них. Молодые очень гибкие в плане мышления и с ними будет проще решать вопросы выбора произведения, в том числе финансовая сторона сотрудничества. Молодые – это будущее Союза, и оно есть, яркое и очень талантливое!».

Свое веское слово на съезде высказала и легендарный якутский композитор Феврония Баишева. В начале, обращаясь к Владиславу Казенину, она вспомнила, как впервые увидела его в Якутске в далеком 1964 году и поблагодарила председателя за приезд и поддержку якутского композиторского искусства. Что касается своего Союза композиторов, то она предложила инициировать работу со слушателем, воспитывать его посредством внедрения в самодеятельные коллективы, к примеру, хоровые, профессиональных хормейстеров. Их сейчас готовят только в Арктическом институте и Колледже культуры и то только эстрадного направления. Поэтому надо открывать отделения хормейстеров классической музыки и в других учебных заведениях.

«Необходимо воспитывать восприятие классической музыки. Как это можно сделать? Хоровых коллективов очень много, они стали популярными. Но вся их деятельность очень самодеятельная. Надо готовить хормейстеров-профессионалов и вводить классическую музыку в их репертуар. Я еще шесть лет назад писала о том, что время идет. Старейшие руководители уйдут, кто их заменит? Надо открывать хоровые коллективы в учебных заведениях. В СВФУ 18 факультетов и нет ни одного хорового руководителя. Университет готовит учителей, врачей, инженеров – будущую интеллигенцию сел и городов республики. А они не имеют хотя бы начальной музыкальной культуры, - возмутилась композитор. - Фольклорный сектор должен быть в Союзе композиторов. Много мелодистов, и действительно надо аранжировать их произведения. Мелодисты пишут довольно талантливо, но неграмотно. С поэтами надо держать связь композиторам, чтобы они сочиняли либретто и произведения ставились. Денег никогда не будет много. Без либретто композитор оперу писать не может. А то, что госфилармония создана, вселяет надежду. Значит, якутская музыка будет развиваться. Но также надо создать при госфилармонии хоровой коллектив и оркестр. Вокалистов и музыкантов выпускается достаточно, и мы все над этим должны работать».
Количество показов: 336
Нашли опечатку? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter