Народные виртуозы

24.01.2011 
Количество показов: 484
Якутский музыкальный колледж, пожалуй, в опытности, профессионализме и продвижении идей и методов классической школы исполнительского мастерства не может сравниться ни с одним из учебных заведений республики.
За свою более чем 60-летнюю историю колледж объединил в своих стенах талантливейших педагогов, создавших основу для развития всего музыкального искусства республики и выпустил немало профессиональных музыкантов, составивших яркие страницы истории якутской музыки. По сей день Якутский музыкальный колледж остается единственной в своей области кузницей кадров для всех учреждений культуры республики. И в этом весомая заслуга тех, кто ежедневным кропотливым трудом создает современную летопись колледжа. Среди них руководитель отделения народных инструментов – Людмила Киселева, Заслуженный деятель искусств Якутии, опытный педагог и талантливый музыкант, вкладывающий всю душу, знания и умения в дальнейшее развитие родного колледжа.

Людмила Петровна приехала в нашу республику в далеком 1975 году после окончания Российской академии искусств в Москве по специальности «домра».

- Отделение народных инструментов открылось одним из первых в республике, - рассказывает Людмила Петровна. - В то время здесь работали очень интересные преподаватели, окончившие вузы в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Харькове: Валерий Соморов, Геннадий Жильченко, Николай Кисленко, Сергей Чжан, Иннокентий Романов. В настоящее время в нашем коллективе трудятся заслуженные деятели искусств республики Радомир Борисов – баян; известный композитор,
автор музыки государственного гимна Якутии Кирилл Герасимов; отличники культуры - Валерьян Емельянов, Анастасия Каженкина - первая профессиональная балалаечница республики, Раиса Крылова – баянистка.

В последнее десятилетие в коллектив влились молодые педагоги Максим Шумилов, Андрей Псарев, Лариса и Николай Пикутские, Сергей Донской, Владимир Боярский. Практически получается, что весь состав педагогов - это выпускники прошлых лет нашего музыкального колледжа и впоследствии окончивших различные вузы страны.

- Сейчас многие выпускники Музколледжа поступают в Арктический институт, ваши преподаватели там работают. В чем цель такого тесного взаимодействия с АГИКиИ: невозможность поступить в центральные вузы и нехватка кадров?
- Ни в коем случае. С Арктическим институтом у нас сложился единый комплекс в системе музыкального образования. Все эти годы, работая в колледже, мы мечтали, чтобы у нас было высшее образование в народноинструментальном направлении. Эту задачу Якутский музыкальный колледж выполнил. В республике открылся филиал Уральской государственной консерватории (г. Екатеринбург), затем - Арктический государственный институт искусств и культуры. В связи с этим определилась стройная система преемственности во всех трех ступенях учебных заведений республики: детская музыкальная школа – училище - вуз. Такая система позволяет обеспечить музыкальными кадрами учебные заведения республики, и всё это способствует неразрывным творческим связям и взаимодействию этих структур. Поэтому наши студенты по окончании колледжа поступают в Арктический институт, а мы там преподаем дисциплины уже вузовского уровня и дальше оттачиваем их мастерство.

Мы стараемся соблюдать преемственность. В этом году колледж подготовил 17 специалистов по народному отделению, десять из которых поступили в АГИКиИ.

Кроме того отделение народных инструментов в тесном контакте работает и с детскими музыкальными школами. Каждые два года в совместном проекте управления по учебным заведениям министерства культуры, колледжа и АГИКиИ мы проводим конкурсы «Поющие струны Якутии» и «Юный виртуоз», куда съезжаются 500-600 детей со всей республики. В прошлом году в рамках конкурса впервые прошла научно-практическая конференция по теме «Роль Якутского музколледжа в становлении и развитии народно-инструментального исполнительства в республике». Такие творческие мероприятия способствуют наиболее качественной подготовке в ДМШ юных музыкантов и обеспечивают профориентационную работу для поступления в колледж. Эта работа нужна, и этим мы добились того, что к нам теперь идут хорошо подготовленные абитуриенты. Есть школы, из которых к нам неизменно приходят яркие воспитанники. Это Олекминск, Намцы, Таатта, Нюрба, Нерюнгри, Усть-Алданский улус, Амурская область, Детская
школа искусств в Якутске. В Тикси сейчас подрастает очень много талантливых ребят. Они являются учащимися наших воспитанников. Эти дети уже стали лауреатами конкурсов центральных регионов России, и мы надеемся, что они приедут сюда учиться.

- Насколько востребованы выпускники отделения народных инструментов?

- В республике более 90 детских музыкальных школ. В 68 из них есть отделения народных инструментов, где обучают игре на баяне, домре, балалайке, гитаре. Там работают наши выпускники. Вес состав оркестра Государственного театра танца РС(Я), оркестра Сахацирка, Государственного концертного оркестра г.Алдана – тоже наши выпускники.

В настоящее время ряд музыкальных школ улусов не укомплектованы специалистами - «народниками», ещё остаётся высокой потребность в кадрах. Сейчас на отделении у нас учатся 45 студентов по пяти специальностям, и мы видим свою задачу в решении вопроса обеспечениями кадрами школ.

- То, что студенты все ступени образования получают в республике, не влияет на качество подготовки музыкантов?
- У нас открыты двери для поступления в различные вузы страны. Те студенты, которые являются преподавателями колледжа сейчас, в свое время закончили Новосибирскую консерваторию, Дальневосточный институт культуры, Екатеринбургскую консерваторию, Российскую академию музыки в Москве, Санкт-Петербургскую консерваторию. Чтобы не снижать планку профессиональной подготовки музыкантов, мы поддерживаем очень тесные кураторские связи с профессорами этих вузов. Ежегодно приезжают с мастер-классами такие выдающиеся деятели музыкальных искусств как Шаукат Амиров, Александр Цыганков, Михаил Имханицкий, Николай Ляхов, Александр Капитанов, Сергей Арбуз. Они принимают участие в проведении фестивалей, конкурсов, дают сольные концерты, выступают с нашими оркестрами в качестве солистов. Дают высокую оценку деятельности отделения народных инструментов ЯМК и АГИКиИ. Так что мы держим руку что называется «на пульсе». Наши студенты принимают участие во многих всероссийских и международных конкурсах, становятся дипломантами и лауреатами. Это Екатерина Бутырина, Андрей Лукьянов, Максим Шумилов, Владимир Боярский, Александр Сироткин, Сергей Чеглаков, Егор Громов, Татьяна Кривошей и другие. Да, их не так много. Ведь участие в конкурсе в первую очередь это финансовые расходы, которые не всегда нам удается осилить. Вместе с тем руководство колледжа всячески нас поддерживает и изыскивает средства, так как участие в конкурсе - это получение дополнительного опыта, возможность узнать свой исполнительский уровень, то к чему надо стремиться или убедиться, что мы на правильном пути в своем развитии. Сейчас мы со студенткой 2 курса, домристкой Екатериной Филатовой готовимся к международному конкурсу в Липецке, который пройдет с 17 по 22 февраля. В марте готовимся на региональный конкурс в Алдане «Радуга севера». И еще готовимся к конкурсу баянистов, который пройдет с 25 по 26 марта. Мы очень дружны с ассоциацией баянистов республики, которой руководит наш студент в АГИКиИ Мичил Березкин. В нем могут принять участие баянисты всех возрастов и уровней подготовки. Чтобы в будущем иметь ярких абитуриентов, студентов, поднять интерес к народным инструментам Якутский музыкальный колледж проводит и такую работу.

- А вообще интересуют ли народные инструменты молодых? Ведь сейчас многие стали увлекаться компьютерной музыкой…

- Огромный набор в колледж показывает, что народные инструменты пользуются популярностью. Что же касается увлечения компьютерной музыкой, то этому не стоит противодействовать. Мы живем в современном мире, когда внедрение информационных технологий необходимо во всех областях жизнедеятельности человека. У нас для этого созданы все условия: кабинет музыкальной информатики, где студент может самостоятельно работать с нотными редакторами, программами, создающими так называемые «минусовки». Возникла возможность доступа в Интернет, где можно ознакомиться с новинками музыкальной литературы, с сочинениями современных композиторов.

- У вас бывают любимчики?
- Конечно же, в колледже есть звездочки и у нас на отделении тоже. Как правило, они становятся звездами благодаря своему таланту, работоспособности и увлечённости любимым делом. А так со всеми студентами у нас сложились доброжелательные ровные отношения. Мы должны всех обеспечить знаниями. Помочь справиться с возникающими проблемами в учёбе и не навредить студенту, создать соответствующий психологический климат в классе, при котором он должен освоить весь комплекс знаний. Ученики не могут быть не любимыми, как и та деятельность, которой ты посвятил всю свою жизнь.

- Как вы думаете, какие качества необходимы учителю музыки, чтобы взрастить талантливого ученика и сделать его профессионалом?
- Самое важное в обучении - любить свою профессию, не навредить студенту, а помочь преодолеть трудности, встречающиеся ему в учебе и жизни. Я знаю, что формула - профессионализм плюс внимание и уважение к своему воспитаннику в работе обязательно дадут свои превосходные плоды.
Количество показов: 484
Выпуск:  Выпуск № 3 от 21.01.2011 г.
Комментарии