Осуохай - этнический голос Саха

03.06.2012 
Количество показов: 1599
Что такое осуохай для народа саха? В каких случаях его запевают: только ли во время ысыаха и праздников? Какое значение этому круговому танцу придавали наши предки?
Ответы на эти вопросы мы искали с нашими экспертами Светланой Мухоплевой – одним из зачинателей, руководителей и членов республиканской ассоциации «Олонхо», старшим научным сотрудником сектора якутского Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, кандидатом филологических наук, доцентом.

- Светлана Дмитриевна, давайте для начала определимся: что такое осуохай?
- Это круговой танец, возникший как танец, сопровождающий заклинательные и ритуальные песни. И как свидетельствует их содержание, осуохай представлял собой коллективное ритуальное действо, связанное с молениями божеств айыы. Предположительно такие круговые танцы совершались только родами, берущими начало от первопредка саха - Элляя. И назывались они просто YНКYY (танец) – «ХАМЫЫ YНКYY» (танец шагом), «КЫМЫС YНКYYТЭ» (кумысный танец) (корень слова «YНКYY» - YН в переводе с якутского означает моление – прим. авт.). Сам термин «осуохай» стал популярным лишь после революции, освободившись от обрядово-ритуальной практики и сакрального смысла.

- Постойте, как это «освободившись»? А мы сейчас, запевая и танцуя осуохай, разве не поклоняемся Айыы?
- По большей части, уже нет. Сегодня такое значение осуохаю придается только истинными последователями учения Айыы. В большинстве своем мы сегодня танцуем светский осуохай.

- Светский?
- Необходимо различать несколько временных типов осуохая. До прихода русских, когда круговой танец имел и ритуальное значение с поклонением верхним божествам, и заклинательное. Эти два типа в древности исполнялись лишь во время ысыаха. В другое время запевать традиционный осуохай запрещалось. Так как считалось, что круговой танец имеет прямое влияние на природу, «вертит» ее. Кроме того, осуохай танцевали и одновременно с камланием шамана вне жилища, где проходило действо, чтобы помочь последнему достичь цели.

В танце само вождение хоровода по кругу являлось ритуальным действом. Хождение по кругу выполняло функцию очищения этого пространства от скверны, а также способствовало созданию нового чистого места. Магическое значение имело и само движение по замкнутому кругу, как считают исследователи, это связано с почитанием Солнца нашими предками.

О многообразии и значении самих движений якутского кругового танца опубликованы две большие научные работы. Это книга А.Г.Лукиной «Традиционные танцы саха: идеи, образы, лексика» и монография Н.А.Стручковой «Формирование кинетического компонента в ритуальной практике. На примере генезиса якутского кругового хороводного танца осуохай».

Начиная с 19 века, заклинательные и ритуальные песни кругового танца, связанные с божествами Айыы, начинают забываться. Это связано с изменением традиционного праздника ысыах. С внедрением христианства ысыахи проводились больше с целью прославления родов. В это время активное развитие получают светские песни – µгэ (басня, иносказание). Тем самым осуохаю уже придают больше коммуникативное значение. Его запевают на встречу лета, на праздниках, как выражение радости.

В советское время, трансформировавшись в развлекательно-досуговый феномен, осуохай стал приурочиваться не только к летнему празднику ысыах, он стал неотъемлемой частью праздников, связанных с государственно-политическими традициями. И круговому танцу стали придавать агитационное значение. К примеру, запевала осуохая мог призывать женщин стать свободными. Сохранились песни, записанные в конце 30-х годов XX-го века: «Потерпел крах, кажется, старый режим. Молодые девицы, не робейте перед мужьями, давайте объединившись, скажем: «Наше прошлое, кажется, кануло в вечность»».

- Известно, что осуохай в советское время запрещали.
- Действительно, такой период был, но все же, несмотря на любые запреты, осуохай продолжал звучать все это время. Потому и сейчас он развивается.

- Какой осуохай звучит сегодня?
- В настоящее время на ысыахах водятся традиционные осуохай, имеющие больше презентационный формат. Параллельно с ним бытует осуохай досуга в рамках «клубной» системы. Инициатором и организатором развития этой формы осуохая является общество «Осуохай». Осуохай при указанной форме бытования может быть мало похожим на традиционный и текстом песен, и звучанием, и своими движениями. Кроме того, идейный лидер общества профессор Н.Е. Петров в свое время поставил вопрос об осуохае как естественной форме интегративной арттерапии, включающей в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущей в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. Однако идея о здоровьесберегающей функции осуохая профессора никем на должном профессиональном уровне еще не поддержана: ни врачами, ни психологами, ни культурологами.

- Если прислушаться к звучанию осуохая, то даже сегодня сохранились различия. Наример, вилюйский и олекминский звучат абсолютно по -разному – и мелодика, и тексты, и даже шаги бывают разные.
- Действительно в разных улусах Якутии звучит разный осуохай. Например, в круговом танце Аллаиховского улуса большое влияние оказывает сээдьэ. Хотя сегодня и идет унификация осуохая, но у каждого тµілбэ (местности) есть свой особенный вариант, который мы и должны пытаться сохранить. В 2010 – 2011 годах наш институт организовал экспедицию по улусам республики с целью изучить современное состояние якутского кругового хороводного танца. Мы побывали в центральных, заречных, вилюйских группах улусов. Побеседовав со многими запевалами осуохая, хранителями местных фольклорных традиций, пришли к выводу, что, к сожалению, народная память не зафиксировала в полном объеме осуохай дореволюционного типа. Сейчас круговой танец носит ту форму, которая сформировалась в советский период, или постепенно трансформируется, принимает постсоветскую форму. Под угрозой исчезновения оказались локальные варианты осуохая. Сейчас большое распространение имеет вилюйский вариант, который влияет на остальные локальные (тYолбэ). Причиной тому, по нашему мнению, является большой вклад в развитии вилюйского типа песен кругового танца известного народного певца и сказителя, основоположника якутской танцевальной культуры Сергея Зверева – Кыыл Уола. Он сам родом из Тюбяйского наслега Сунтарского улуса Вилюйского округа. Благодаря его активной популяризации осуохая и распространился вилюйский вариант, который сейчас имеет общенациональный характер. И его можно уже назвать классическим.

- В последние годы популяризации осуохая придается большое значение. Проводятся конкурсы, будет установлен мировой рекорд Гиннесса. На ваш взгляд, что еще необходимо для развития кругового танца нашего народа?
- Сегодня осуохай, как бы он ни менялся, – связующее звено между древностью и современностью. Он объединяет в единое целое человека, природу, верхние божества. Осуохай призван укрепить наше этническое самосознание.

Для того чтобы сохранить локальный вариант осуохая, присущий только той или иной местности, необходимо вводить новые конкурсные условия именно для запевал такого рода осуохая.

По сей день не до конца изучена поэтика осуохая. Для обогащения языка текста песен кругового танца обязательно нужно издать специальный словарь языка осуохая. Дело в том, что сегодня забываются некоторые каноны языка песен осуохая. Например, нельзя в осуохае воспевать ель. По верованиям народ саха ель считалась нечистым деревом, местом, где укрывается нечистая сила. В древности на старой густой ели вешали шаманскую утварь, бубен, плащ, колотушку и шапку.

- Ваше мнение насчет того, что в Якутии будут установлены сразу два рекорда Гиннесса: В Якутске – на самый большой по количеству участников и в Нюрбе – на самый продолжительный?
- Мы – малочисленный народ, и у нас есть большое желание заявить о себе в мировом сообществе, войти в мировое пространство. Мы ищем пути для этого. И как раз один из путей – это установление мирового рекорда. Если получается, почему бы и нет? Так что я абсолютно за то, чтобы заявить таким способом перед всем миром о себе!
Мысли запевалы

23-24 июня в Нюрбе состоится ысыах Олонхо. В эти дни будет установлен российский рекорд Гиннесса по длительности запева осуохая.

О том, что значит в его жизни осуохай, мы поговорили с запевалой Прокопием Степановым, жителем с. Мальджегар Нюрбинского улуса.

- По моим размышлениям, осуохай берет начало с тех древних времен, когда зачиналось и олонхо. Меня радует, что сегодня олонхо признали шедевром мирового наследия. Между тем хочу заметить, что и осуохай имеет не меньшее значение. К сожалению, из-за отсутствия поддержки со стороны государства осуохаю долгие годы не придавали большой роли. Одно время его и вовсе запрещали. Уж поверьте словам человека, который запевает осуохай вот уже 21 год. Радует, что сейчас, наконец, повернулись лицом к этому культурному феномену.

Этот год объявили Годом единения и дружбы народов, а между тем ысыах Туймаады, ысыах Олонхо в Нюрбе и ысыах в Верхневилюйске назначили в один и тот же день. Я считаю, что это абсолютно неправильно. Нынче будем отмечать 25-летний юбилей общества «Осуохай». А из-за того, что все эти крупные мероприятия проведут одновременно, у запевал осуохая не будет возможности собраться на одном тюсюлгэ. Ведь мастера из разных улусов должны слышать друг друга, кто и как запевает, поделиться опытом, именно это способствует дальнейшему развитию кругового танца народа саха.

В качестве пожелания организаторам мероприятий хочу сказать, что во время ысыахов главное внимание должно быть уделено именно осуохаю, как основе культуры народа саха, месту и времени его проведения. Необходимо приложить максимум усилий в деле популяризации осуохая среди молодежи.

Потому что для нас, жителей Якутии, осуохай является связующей и объединяющей силой.
Количество показов: 1599
Выпуск:  № 42 от 01.06.2012 г.