Открылся «Желанный берег»

29.03.2011 
Количество показов: 331
На этой неделе открылся республиканский театральный фестиваль «Желанный берег» Союза театральных деятелей РС(Я) под руководством директора Саха театра Анатолия Николаева.
Недельная фестивальная программа обширна. Ежедневно на сценах Саха театра, Театра юного зрителя, ГТОиБ и Русского драматического театра проходят конкурсные спектакли девяти театральных коллективов республики. Одновременно идут семинары театральных критиков под руководством известного критика из Москвы Н.С. Пивоваровой, мастер-классы для молодых артистов, работает клуб молодых режиссеров и намечается съезд Союза театральных деятелей республики. Также организаторы запланировали в эти дни презентацию книги об известном сценографе Саха театра Г.П. Сотникове.

В первый день, 22 марта, фестиваль открылся обсуждением книги «Антология Саха театра» в историческом зале Национальной библиотеки и спектаклем-размышлением «Девушка с коромыслом» - «Оргуhуохтаах кыыс» Национального государственного театра танца им. С.А. Зверева-Кыыл уола. В главных ролях были задействованы Егор Максимов – Герой, Алексей Пинигин – Мохсогол, Диана Кожурова – Девушка с коромыслом. В массовых сценах были задействованы артисты театра танца и учащиеся народного отделения Якутского хореографического училища им. А.В. Посельской.

Спектакль-размышление поставлен режиссером Саха театра Сергеем Потаповым по мотивам одноименной сказки-тойука. Для адаптации произведения древнего устного творчества народа к музыкальному спектаклю он написал свое авторское либретто. По содержанию действие спектакля происходит в незапамятные времена, когда человечество еще не прошло этап самоидентификации и люди жили в лишенном индивидуальности обществе. В этом мире все механично, у людей нет ни чувств, ни стремлений. Но гром небесный ниспосылает к ним космическое существо – Мохсогола. Он рассказывает землянам о прекрасной девушке, живущей на Луне по воле его хозяев-небожителей, пожалевших ее и отправивших туда. Девушка будет жить на Луне, покуда на Земле не наступит золотой век. Это время пришло, и Мохсогол спустился к землянам в поисках Героя.

Именно с этого момента и начинается театральное действие. На сцене кромешная темнота, вспышка яркого луча и появляется Мохсогол. Он в серебристой космической одежде с горящими глазами-лучами и в… джампингах (специальные устройства для прыжков). Он скачет по сцене и среди серой толпы людей-механизмов выхватывает избранного. Этот юнец должен стать воином, пройдя все этапы закалки эпических боотуров, и он им становится и достигает Луны. Но вернуть девушку ему не удается. Она хоть и одинока, но жизнь на земле ее не прельщает. Люди живут в изобилии, но потеряли души. Пока они не одумаются, ей нет места среди них. Девушка уговаривает воина вернуться на землю и передать людям свой алгыс. Он выполняет наказ девушки. Люди восторженно слушают и восхваляют воина. Теперь он для них становится идолом, учителем, принесшим истину. Незаметно люди впадают в неистовое поклонение воину. Герой пытается их образумить, но тщетно. Люди его уже не замечают в своем идолопоклонничестве.

И тут прекрасные звуки обрывают безумие толпы. Сверху на них ниспадает голубоватый лунный луч, и все пространство вокруг замирает под благодатным очищающим дождем…

Прекрасное, философское содержание либретто, в котором ярко и неожиданно передана мудрость известной древней сказки. Автор, переплетая содержание архаичного олонхо с особенностями нашего бытия, превалирующих в обществе взаимоотношений, наполнил сюжет сказки современным смыслом и передал его языком танца.

Сергей Потапов находится в постоянном творческом поиске и пробует свои силы не только в драматических спектаклях, но и в художественном кино, а теперь и в музыкальном спектакле. Сюрреалистические сюжеты, персонажи, сценография – характерный почерк молодого режиссера. Не отошел он от этого и в новом для себя жанре театрального искусства. Минимум света, мрачные декорации, соответствующая обрамлению сцены музыка… Либретто же позволяет думать и додумывать сюжет. И, как мне кажется, если бы все, что задумал режиссер, было реализовано на сцене, спектакль уже с первого дня можно было бы определить в когорту лидеров фестиваля «Желанный берег». Но, увы. Желания иногда не сходятся с возможностями и имеющимися ресурсами. Это в первую очередь касается артистов Театра танца нашей республики. Зритель оценивает их работу по действу на сцене, а не по тому, сколько пота они пролили во время репетиций. Удивилась, но на фоне профессиональных артистов театра танца очень выгодно смотрелись учащиеся хореографического училища.

Чтобы передать смысл либретто артистам не хватило мастерства или репетиционного времени. Не чувствовалась энергетика танца, не хватало пластики, актерской игры. Ничем примечательным не отличились и массовые сцены. Артистам не удавалось достичь синхронности движений, отчего отдельные композиции теряли свою целостность. Это говорит о том, что они мало репетировали массовые сцены в привязке с действиями главных героев. Складывалось ощущение, что артисты танцуют автоматически, обособившись в своем мире и оставаясь абсолютно равнодушными к происходящему с главными героями. Да, они изображали серую безликую массу, но даже в хаосе присутствует определенный порядок. Как и в полифонии звуков – особая красота.

Фестиваль продолжается и завершится в воскресенье торжественной церемонией вручения премии «Желанный берег» в Саха театре в 17.00. Подробный материал о фестивале читайте в следующей пятничной «толстушке».
Количество показов: 331
Выпуск:  Выпуск № 21 от 25.03.2011 г.
Комментарии