02.09.2014 | 16:52

Литературная вахта Алексея Амбросьева

Не многие области человеческой культуры обладают такой глубиной, силой и продолжительностью воздействия, как литература.
Литературная вахта  Алексея Амбросьева
Автор: EXO-YKT
Якутская земля богата на литературные таланты. Сегодня в гостях у «Эхо столицы» большой друг нашей редакции, известный якутский журналист и писатель Алексей Амбросьев – Сиэн Мунду.

Я всегда знал Алексея Алексеевича как умного политического обозревателя, в начале нулевых он заведовал в редакции «Эхо Столицы» отделом политики и экономики. И мы вместе с читателями просто балдели от его репортажей и зарисовок с сессий городского собрания или республиканского парламента. Надо сказать, что политобозреватели в редакциях считаются элитой журналистики. И по большей части это исключительные снобы и довольно-таки закрытые люди. К таковым я по привычке относил и Амбросьева, пока не открыл его для себя как писателя.
У него действительно божий дар, причем очень редкий. Алексей из тех, кто раскрывает в своих рассказах и повестях всю свою душу. Но тому, кто туда заглядывает, придется покопаться и в своей, причем штыковой лопатой.

Книги – это высшая ценность


Современный литературный процесс таков, что мы очень плохо знаем своих современных национальных писателей. Они просто теряются в океане информации, которая сегодня окружает нас. Классиков мы еще помним, они окружают нас в названиях улиц, площадей, университетов. Их еще много на старых книжных полках родительских квартир. А с современниками просто беда.


- Алексей, следуя древним традициям знакомства, хотелось бы поинтересоваться, откуда вы родом?
- Если о корнях, то во мне смешались две крови - вилюйских и центральных якутов. Мама моя усть-алданская, отец - сунтарский. У папы была не простая, но очень интересная и показательная для того времени судьба. Он родился в 35-м году. Смертность тогда среди детей была ужасающей. В семье деда родилось больше 10 детей, но выжило из них только трое. Он один из них. Спасло его, возможно, только то, что его еще ребенком отдали в детский дом. Сегодня о таких, как он, говорят словами: сделал себя сам. Хотя отец за то, что получил образование, выбился в люди и ,собственно, выжил в детстве, благодарит только советскую власть.
А я сам родом из Якутска. Мои родители познакомились уже здесь, когда учились в университете. Я – сергеляхский ребенок, из пятого корпуса. Она, такая старая, почерневшая от времени бревенчатая двухэтажка, стояла до недавнего времени. Но при этом сказать, что я коренной горожанин просто язык не повернется. Ведь жил я по всей Якутии. Отец мой образованию был историком, а мать - учителем русского языка и литературы. Отца сразу после окончания университета назначили директором школы села Хорула Ленинского района, ныне это Нюрбинский улус. Карьера у отца шла вверх. Потом были еще несколько школ, где он был директором, а потом уехал в Тикси по партийной линии. Он раньше был хорошим запевалой осуохая, даром, что является любимым учеником легендарного Сергея Зверева – Кыыл Уола. В общем, в детстве приходилось довольно много раз переезжать. Из той жизни хорошо запомнилось одна деталь. Где бы мы ни останавливались, нас всегда сопровождали книги. Могла отсутствовать мебель, не хватало каких-то бытовых вещей, но при этой спартанской обстановке книги были всегда. И при переездах главной проблемой была их транспортировка... Впрочем, тогда многие жили с такой мыслью, что книги - это самое главное накопление и ценность. 


Как стать писателем


- Кстати, о книгах. Когда вы научились их читать, а потом уж и писать?
- Читать я начал довольно рано. Случилось так, что в 4,5 года в детском садике я очень неудачно сломал руку. Перелом был сложный, ее оперировали три раза, в последний раз в Якутске. И всегда в больнице со мной была моя мама. Она сидела со мной и читала какие-то рассказы и сказки. И, видно, в процессе поняла, что легче научить меня читать самого. Так что к пяти годам я уже читал довольно прилично, если не сказать что запоем. 


- А писать?
- В школьные годы я всегда что-то писал, вел какие-то дневники, кропал в школьные газеты. И было еще одно любопытное обстоятельство: я очень любил и люблю петь. Жаль, правда, что медведь на ухо наступил и отдавил все музыкальные способности. Но песни - это моя слабость. В 70-е годы было очень сложно найти тексты песен, и я каждый раз, чтобы переписать слова, шел в библиотеку или записывал с радио. Помню газету «Молодежь Якутии», она выходила тогда три раза в неделю на четырех полосах и там была рубрика «Музыкальный вторник» с аккордами для гитары и словами популярных песен. И у меня накопился объемный архив. У девчонок были так называемые «Откровенники», а у меня тетради с песнями. Вот с этих песен у меня отчасти пошла любовь к хорошему, емкому слогу. Когда ты много переписываешь от руки, то чувствуешь каждое слово...
Первую свою статью я написал буквально за 10 минут. Я поступил на первый курс и, проявив здоровую наглость, пришел в редакцию газеты «Молодежь Якутии», которая тогда находилась напротив «Пушкинки», и сказал, что хочу с ними сотрудничать. Удивились, но дали задание. Первым материалом была заметка про посвящение в студенты первокурсников. Даже помню название статьи «Всем студентам слава!» Тогда же примерно я начал писать свои короткие рассказы. 


- Что вы читаете, как вам наша литература?
- Читаю много, и это понятно. Что касается второй части вопроса, то считаю, что у нас в Якутии литература есть, а литературного процесса нет. Несмотря на наличие аж двух писательских Союзов республики, полнокровный литературный процесс у нас отсутствует. Нет того, что называется триадой «писатель – критик – читатель». Нет школы переводчиков. В утешение могу сказать, что такая же картина наблюдается и в целом по стране. Мы – плохо это или хорошо – приходим к западным стандартам, где творчество писателя оценивается для массового читателя прежде всего по критериям продаж его книг... 


Большой «маленький человек»


- Алексей, в чем миссия современного писателя? В чем вы видите миссию писателя Алексея Амбросьева - Сиэн Мунду?
- Да нет у меня никакой миссии! У меня есть просто потребность написать о том, как живут самые простые люди вокруг меня со всеми своими радостями и горестями. Все мои рассказы и повести об этом. Мне нет дела до того, как жили великие хунны или сотрясатели неба, мне важнее, например, что чувствует человек, которому нахамили в автобусе. В прежние времена критики бы обязательно сказали, что я продолжаю тему «маленького человека» в нашей литературе. Говорят, что у меня это хорошо получается. Вот я и пишу. 


Но все-таки мини-миссия, наверное, есть – рассказать о взгляде на мир представителя народа саха, который думает на двух языках, но пишет на русском. Без посредников в лице переводчиков! Меня всегда интересовала тема билингвизма. К слову сказать, у меня очень странное положение русскоязычного писателя – русские собратья по перу смотрят почти всегда снисходительно, мол, хорошо пишешь... Но всегда, как бы сказать, похвала идет через запятую... А свои этнические писатели тоже не всегда воспринимают, мол, настоящая якутская литература создается только нами.
Что касается вопроса о миссии писателя в целом... Одним из первых это сформулировал – еще до революции – Максим Горький, который написал, что «литератор у нас на Руси - это самый ответственный и трудный пост». А позже Евгений Евтушенко выдал свое знаменитое: «Поэт в России - больше, чем поэт...» И поэтому во все века российские писатели и поэты несли на себе крест духовной миссии. Зачастую неподъемный. Потому так много среди наших литераторов трагических судеб. Кстати, многие не знают, как звучат дальше процитированные строки Евтушенко...


- И как?
- «В ней суждено поэтами рождаться» 

лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, 

кому уюта нет, покоя нет».


Мне кажется, в этих словах и скрывается историческая преемственность сознания наших граждан, которые вслед за словом ПИСАТЕЛЬ невольно произносят МИССИЯ. В то же время, я бы хотел отметить, что для такой молодой по историческим меркам литературы, как якутская, наши первые писатели из народа саха действительно высоко пронесли звание писателя. Они выполнили свою миссию по созданию национальной литературы как таковой, миссию закрепления высокого якутского литературного слова и высокого литературного слога. Вот это была их миссия! Образно говоря, Кулаковский, Алампа, Неустроев, Ойунский и другие построили литературный корабль (по образу и подобию корабля русской литературы), а мы – последователи – в меру своего литературного таланта несем свою вахту на нем.

P.S. У Алексея Амбросьева есть изданные книги, опубликованные в журналах рассказы, но, к сожалению, найти их в книжных магазинах непросто. В продаже еще остались экземпляры сборника его рассказов «Полкоробка спичек и вся жизнь». И еще посоветуем найти его произведения на популярном российском сайте литераторов – «Проза. Ру» по электронному адресу http://www.proza.ru/avtor/mundu

Новости

Популярное

В Якутии единое пособие назначено родителям более 58 тысяч детей
Город | 1 день назад
В Якутии единое пособие назначено родителям более 58 тысяч детей
Отделение Социального фонда России по Якутии продолжает принимать заявления от будущих мам на единое пособие.
Госавтоинспекция оштрафовала водителя за стоянку на тротуаре
Город | 1 день назад
Госавтоинспекция оштрафовала водителя за стоянку на тротуаре
Водитель автомобиля «Тойота Лэнд Круизер 200» оштрафован по фото в соцсетях.
Глава Якутска обсудил с частными перевозчиками реформу общественного транспорта
Город | 1 день назад
Глава Якутска обсудил с частными перевозчиками реформу общественного транспорта
Проблема, которую озвучили перевозчики, это «зайцы», пассажиры, которые не оплачивают проезд, и наносят ущерб предпринимателям.
Какие улицы перекроют на празднование Дня Победы в Якутске
Город | 19 часов назад
Какие улицы перекроют на празднование Дня Победы в Якутске
В программе празднования Крестный ход, патриотическая акция «Свеча памяти», встреча фронтовиков «На привале».