ФАПК «Якутия» и незабываемые дегустации

08.07.2016 
Количество показов: 1195
«А тебе, Можайский, как человеку проверенному и выдержанному будет особое задание, поедешь на дегустацию напитков на ФАПК «Якутия», в том числе и алкогольных», – прозвучало на рабочей планерке. Народ многозначительно и завистливо переглянулся, в этом читалось, мол, как на открытие коровника, так нас, а на дегустацию – Можайского.
Возможно, были и другие причины. Лет десять назад на ровно такую дегустацию поехал журналист от нашей газеты, с собой он взял фотографа и увязавшегося за ними дизайнера-верстальщика. Помимо того что они там напробовались, им подарили по четыре двухлитровых бутылки разного пива. Трое – это уже сложившийся боевой алкогольный отряд. В итоге все эти три человека были потеряны для общества и газеты на добрую четверть недели.

История 
Водка – это, конечно, несомненное зло, убила людей за историю своего существования куда больше, чем автомат Калашникова. Но и тем, и другим в России гордятся. 
Первую государственную монополию на спиртные напитки ввел еще объединитель России – князь Иван III в 1470‑х годах. С тех пор она стала одной из надежнейших статей  российского бюджета. К примеру, при Петре I монополия на алкоголь обеспечивала десятую часть доходов государства. Так, в 1724 году казна получила от продажи «вина» 969 тыс. рублей. Для сравнения: на строительство новой столицы в Санкт-Петербурге тогда ежегодно тратилось около 300 тыс. рублей. Накануне Первой мировой войны поступления от «казенной винной монополии» вообще стали главной статьей российского бюджета…
Сегодня, конечно, ситуация несколько иная, мы качаем нефть и газ, но тем не менее с каждой полулитровой бутылки водки государство кладет в бюджет 100 рублей акцизного сбора. Понятно, что такую синекуру, несущую золотые яйца, надо держать к себе поближе. Как это заведено, допустим, в нашей республике, где единственный производитель крепкого алкоголя, ФАПК «Якутия», по сути, госпредприятие.

Якутская водка
Делегация на дегустацию собралась внушительная, лучшие представители газет, интернет-сайтов и телеканалов. А это полный автобус «ПАЗ», плюс небольшой кортеж автомобилей. ФАПК «Якутия» – предприятие со славной историей.  Здесь работают 300 человек, есть трудовые династии, ветераны, работающие на производстве не одно десятилетие. Завод  поддерживает молодые кадры, помогая им повысить квалификацию и пройти стажировку в зарубежных странах. Несмотря на то, что датой образования ФАПК «Якутия» считается 19 мая 1998 года, его головному предприятию, на базе которого он создан - ГУП Комбинат «Якутский» (ликероводочный), перевалило за 90 лет. А одному из его филиалов – Байловскому спиртзаводу – более ста лет со дня образования. По поводу последнего стоит уточнить, что спирт у нас в Якутии не делают. В свое время экономисты посчитали затраты и решили, что овчинка выделки не стоит, слишком дорого делать сложные технологические линии и далеко везти первоклассное сырье. Дешевле купить спиртзавод с хорошей репутацией. Выбор пал на Байловский, что в Тамбовской области. Но водку, а это не менее ответственный химический процесс, мы делаем сами. Причем это у нас получается. Водки и настойки ликероводочного завода ОАО ФАПК «Якутия» славятся приятным вкусом и ароматом, а также удивительной мягкостью и легкостью. В настоящее время на производстве выпускается более 37 видов продукции. Среди них водка, бальзамы, сладкие и горькие настойки, пиво. Большой популярностью пользуется водка «Байанай», «Алмазы Якутии», «Орто дойду», «Регион 14», «Подледка», «Дархан». Линейка алкогольной продукции с якутской маркой присутствует на званых приемах в Кремле, отдельные марки усиленно продвигаются в Китае. С последним связаны очень большие надежды. 

Круглая водка
Винно-водочное производство – дело на первый взгляд не хитрое. Мешай воду со спиртом да разливай… Однако не все так просто. Все самые хитрые процессы происходят на верхних этажах фабрики. Здесь стоят колонны с продуктом, особые фильтры угольные, с серебренными и золотыми нитями и еще неведомо какие для отчистки воды, спирта. Стоят бутыли с ингредиентами для добавок. Экскурсовод рассказывал о том, что впервые для выпуска высококачественных водок использован активированный кокосовый уголь, импрегнированный серебром, эффект этого способа приготовления водки достигается за счет электрохимической разности потенциалов между углем и серебром, что способствует протеканию окислительно-восстановительных процессов в присутствии кислорода, в результате чего повышаются органолептические показатели - водка становится более мягкой. Сырьем для производства ликероводочных изделий является спирт различной степени очистки («Люкс», «Экстра», спирт высшей очистки, в данное время технологи собираются прибавить спирт «Альфа»), спиртованные соки, морсы, настои пряных и лекарственных трав, кореньев и плодов, а также ледовая и очищенная вода. Все это своё, натуральное, исконное с лугов, лесов, гор и тундры республики. А оттого имеет несравненную экологическую чистоту и природную силу. Сам алкоголь поднимается на самый верх по причине земного притяжения. Именно оно помогает процессу отчистки, когда будущий продукт по трубам самотеком отпускается на нижние этажи, где доводится до необходимой кондиции технологами, выстаивается и, как здесь говорят, «округляется» для лучшего вкуса и запаха. 

Тяжелый труд 
Скажу откровенно, есть несколько профессий, к которым я питаю особый пиетет и уважение: космонавты, библиотекари и до недавнего времени дегустаторы.  И я шел на встречу с мечтою. Даже спросил по пути в дегустационный зал, сколько за рабочий день выпивает дегустатор.  Ответ был восхитителен и загадочен: «Сколько нужно, столько и выпивает!» Я тут же нарисовал в своем воображении картину: поздний вечер, стол, закусочка, грибочки, сало, селедочка, огурчики, приятная музыка и вдохновенный дегустатор – передовик производства. Тут ему звонит жена, мол, что так задерживаешься? А он ей: «Дорогая, до утра не жди, на работе аврал!» 
До этого самого момента я считал работу дегустатора необыкновенно приятной.  Но  не тут- то было. Ассортимент в дегустаторской, конечно, порадовал: на столе и в шкафах расположились пожалуй, все сорта, которые выпускались на ФАПК с 90-х. Первое огорчение - это закуска. Максимум, что полагается дегустатору, - это небольшая кучка нарезанной кубиками, как под окрошку, докторской колбаски и сыра.  И мало того что водку наливают не в стопарики, а плещут её в коньячные бокалы. Так еще и дегустатор попался неправильный. «Посмотрите, - сказал он, - на безукоризненную  прозрачность   и   цвет   изделия!» А что тут смотреть? Все знают, что любая прозрачность зависит от чистоты бутылки. А цвет? Это же водка, она бесцветная…  «Затем,   - говорит дегустатор, - определяем   аромат.  Вращательными   движениями слегка перемешиваем в бокале и  как   бы   подогреваем   изделие   теплом   ладони.  При этом   ароматические   вещества   легче   испаряются.  Слегка   приоткрыв рот,  несколько   раз   втягиваем   носом   воздух. Чувствуете нежный аромат можжевельника?» Вращательные движения - это понятно, без центробежной силы из бокала так просто не хлебнешь. Но кто же водку-то вдыхает, когда правильно резко выдыхать, а уж потом занюхивать? Но добило другое. «Пробы   напитков   не   глотаем,  а   удаляем изо рта в пластиковые стаканчики», - сказал, как отрезал, дегустатор. Мне удалять уже было нечего, осталось только тоскливо посмотреть в окошко. На улице стояла дикая жара. И я отказался от дальнейшей дегустации. Да и не по-людски это так над ценным продуктом издеваться.  Тем более что водка от ФАПК оказалась весьма похвальной.

Славный вкус ФАПК
Но дегустация дегустации рознь. Уже в следующем цеху мы пробовали прекраснейшие и вкуснейшие безалкогольные газированные напитки, знаменитый квас и просто питьевую воду, выпущенную к играм «Дети Азии». Здесь, конечно, можно было дегустировать и дегустировать!
На вопрос о секрете успеха  директор предприятия ответил так:  «Секрет нашего успеха очень прост: во главу своей производственной деятельности мы ставим качество и только качество. В этом смысле наша продукция может смело считаться эталоном. Постоянный контроль качества, огромный опыт мастеров, знание вкусовых предпочтений покупателей позволяют нам стать лучшими на территории Якутии и ее столицы». 

Количество показов: 1195
Выпуск:  № 26 (2552) от 8 июля 2016 г.