Миграция: проблема – мировая, дело – государственное

12.05.2014 
Количество показов: 473
В апреле депутаты Якутской городской думы встретились, чтобы обсудить проблему миграции в Якутске.
Правда, на этом уровне навряд ли можно было принять какие-либо основательные решения, но обратить на эту проблему внимание вышестоящих властей, внести свои предложения – почему нет?

На заседании присутствовал представитель МИД России в Якутске Николай ДЬЯКОНОВ, с ним мы и обсудили вопросы и суть миграции.

- Вопросы миграционной политики регулируются федеральными законами. Почему эту тему взялись обсуждать именно городские депутаты?
- Действительно, согласно федеральному законодательству миграционная политика не относится напрямую к полномочиям органов местного самоуправления, но я поддерживаю попытку городских депутатов обратить внимание на эту крайне актуальную проблему.

- Разве в Якутске на сегодня эта проблема – острая?
- По данным соцопросов в Москве порядка 60 процентов жителей считают миграционные проблемы самыми волнующими. А вот по Якутску таких данных нет. В связи с этим я хотел бы предложить руководству Якутска провести свои социсследования. Тогда и мы узнали бы, насколько эти проблемы нас волнуют.

- Если все тихо, то зачем?
- Проблемы такого плана могут, по вашему выражению, «тихо» зреть годами, но выплеснуться в каком-нибудь шокирующем виде так, что мало не покажется. Миграционные вопросы напрямую связаны с межнациональными проблемами. Хотя миграционными проблемами в целом занимается Федеральная миграционная служба, МИД России также уполномочен в рамках своей компетенции решать некоторые вопросы.

Другая точка зрения

- В последнее время в обществе витает идея, что нужно вообще запретить въезд всех мигрантов из стран Средней Азии и Кавказа. Или хотя бы сделать их въезд визовым. Но это невозможно. Во-первых, это противоречит геополитическим интересам Российской Федерации. С древних времен каждая страна, каждое государство старались обезопасить себя, создавая вокруг себя пояс дружественных стран, как буфер от нападения. И оно с течением времени трансформировалось в политику добрососедских отношений с соседними государствами. А у нас эти соседние государства – наши недавние республики, с которыми мы были в составе единой страны – СССР. В Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной в 2013году, прямо говорится, что «приоритетным направлением российской внешней политики является развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества государств – участников СНГ, дальнейшее укрепление СНГ». Конечно, можно вести разговор о въезде в РФ по загранпаспортам, усилить миграционный контроль как на границе, так и внутри страны. Но по этим вопросам очень активно работает ФМС. Они живут, скажем так, динамично. Постоянно какие-то изменения в их работе, то есть в миграционной политике государства в целом. Новые законы, новые нормативно-правовые акты. Из наиболее важных отмечу Концепцию государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года. 

- Иногда ситуация велит изменить свои взгляды на любой вопрос.
- Вот именно. Например, совсем недавно по итогам известных политических событий (в Крыму) были приняты решения по упрощению выдачи гражданства РФ. Хорошо это или плохо? Мы, федеральные чиновники, не задаемся таким вопросом, наша задача исполнять закон. Но, как я знаю, есть и сторонники, и противники этих нововведений. По этому закону в течение трех месяцев будет оформляться гражданство РФ тому, кто скажет, что, к примеру, в семидесятые годы он какое-то время жил, например, в Тюмени, или в Курске живет его двоюродная сестра. В ситуации с бывшими республиками это сплошь и рядом. И этот вал, получающих гражданство по новым правилам, набирает силу.

- Я понимаю, с одной стороны, зачем это нужно. Чтобы жители Украины могли вновь стать Россиянами, так как наши корни очень сильно переплетены. Но ведь закон действует и на всех наших соседей, с которыми отношения несколько иные!
- Каждая страна хочет, чтобы число ее граждан увеличивалось. Это стратегическая задача любого государства. Именно с такими странами считаются в мире. Количество населения играет большую роль на международной арене, не говоря о демографической политике государства. В это понятие входят и объем трудовых ресурсов, это и проблема старения населения, и в этой связи увеличивающаяся «пенсионная нагрузка» на молодых и так далее.

- Выходит, что если наша страна нашла путь, каким образом увеличить число граждан, она может перестать поощрять рост демографии? Я говорю о материнском капитале.
- Мы не можем сказать, что в России начался рост населения. Имеется такое понятие, как естественная убыль населения. По последнему прогнозу ООН на 2050 год население РФ будет составлять около 116 миллионов человек. В настоящее время, как вы знаете, около 145 миллионов человек. Есть и другие варианты. Но они все прогнозируют дальнейшее сокращение населения России. И в этом случае очень важным параметром оказывается объем внешней миграции, способной компенсировать естественную убыль населения. Никто не говорит, что закон об упрощенном порядке выдачи гражданства идеальный, так как принят он был очень быстро и имеет свои недочеты.

Кто на кого работает

- Сейчас, например, рабочая сила к нам привлекается по квотам. В республике есть межведомственная комиссия по определению количества привлечения иностранной рабочей силы. Там рассматриваются заявки организаций, к которым те прикладывают свои справки о потребности, сколько и для чего им нужна рабочая сила. В этой комиссии так же присутствуют представители Министерства строительства, Налоговой службы и других ведомств. Если у данных организаций были выявлены какие-либо нарушения в части охраны труда или по недоимке налогов, то квота не дается или урезается. А по проектам нормативно-правовых актов, которые сейчас разрабатываются в недрах ФМС и правительстве РФ, практика квотирования иностранной рабочей силы отменяется. Таким образом, мигранты будут приезжать в том количестве, в котором они сами захотят. Если сейчас есть какая-то преграда, в виде квоты, то через полтора-два года ее могут снять совсем. Мигранты станут работать по патентам. Сначала патенты выдавали только частным лицам, теперь они появятся и у юридических лиц. Мне представляется, что в ближайшие годы только цена патента будет регулятором присутствия иностранной рабочей силы.

- Насколько остро стоит проблема рабочих мигрантов именно у нас?
- В Якутске проблемы такие же, как по всей стране, а в других странах они выступают еще резче. В Европе, США, по всему миру.

- Но, может быть, существует страна с идеальными миграционными законами?
- В свое время я проводил сравнительную характеристику миграционного законодательства США и России в университете Сан-Диего, Калифорния. Там местные специалисты и профессора утверждали, что эту проблему победить невозможно. Если, например, чисто теоретически, взять и выселить всех мексиканцев и латиноамериканцев обратно, откуда они пришли, вся экономика Калифорнии рухнет, начнется коллапс. Рабочие мигранты обычно сильно интегрированы в экономику - как у нас, так и у них. Миграция с юга на север и с востока на запад – планетарного масштаба.

- Но те, кто против миграции, я говорю о Якутии, в частности, уверяют, что мы могли бы легко обходиться без иностранной рабочей силы. Были времена, когда в Якутию привлекалась рабочая сила и специалисты из нашей же страны. Сейчас все свелось к привлечению иностранцев-гастарбайтеров. В стране перевелись специалисты?
- Разумеется, Российская федерация что-то делает в этом плане – по привлечению специалистов в регионы. Есть госпрограмма содействия добровольному переселению соотечественников из других стран. Большинство из них – русские. Очень хорошие люди, работящие, молодые, образованные, с опытом. Их с радостью принимают в другие области. Многие едут работать в Новосибирск, Омск, Липецк, Приморье, Калининград и Белгород. Во всяком случае, по организованному набору лучше, чем толпы нелегальных мигрантов. Но в Республике Саха (Якутия) эта программа не работает, хотя по данному вопросу и было Постановление правительства РС (Я) от 27 ноября 2008года. № 504. По федеральной программе переселенцы получают подъемные, оплату проезда, переезда, перевоза вещей вплоть до машины. Суммы выделяются очень большие. Они и сами хотели бы приехать в Нерюнгри, Мирный. А между тем большая половина каждого самолета, который прилетает в Якутск – граждане из Средней Азии.

- А своих нет? Вроде бы каждый якутянин стремится получить высшее образование, где же все они, специалисты?
- Дело зависит от работодателей. Большие компании нанимают рабочих из-за пределов республики. Так им выгоднее. В Нерюнгри, Алдане производства закрылись. А те, что работают, мотивируют свой выбор тем, что нет специалистов. А специалисты нужны именно рабочих профессий. И это тоже мировая практика. Мы, в России, не можем без перекосов. Оказалось, что в Приморье процентов 20 овощеводческих хозяйств идут на банкротство. Они должны сеять, сажать, а ФМС по новым правилам требует, чтобы овощеводы имели на руках дипломы специалистов. Китайский крестьянин-рисовод веками знал, как это делать, не заканчивая никаких учебных заведений. В общем, из-за этих недоразумений поднимается цена на плодоовощную продукцию.

- Гастарбайтеры, мигранты в нашем понятии - это низкоквалифицированная рабочая сила.
- Строительная отрасль существует в основном только благодаря им. И все эти наши увещевания, что надо местных поднимать – они заканчиваются на трибунах, а в жизни работодатель старается принимать гастарбайтера. Ему так выгоднее.

- Что мы, общество, должны сделать для того, чтобы рабочие места все же доставались сначала местным, а потом уже, при нехватке, приезжим? Пока же на самых высокооплачиваемых производствах трудятся чужие.
- Сейчас много внимания уделяется мнению общественных организаций. Пусть они сильнее обозначают этот вопрос – участия якутян в производстве, строительстве, транспорте, освоении рабочих профессий. Мы сами должны быть более конкурентноспособными, чтобы на работу брали нас, а не чужих. Я думаю, исполнительная власть прекрасно знает, что нужно делать. Но если начнется вал гастарбайтеров, силы одной республики навряд ли смогут на него повлиять. Как я уже сказал, это политика государства в целом.

Будь как мы

- Если обозначить в целом проблему приезжих, то общество ее представляет так: мигранты пользуются всеми социальными благами, не давая ничего взамен. Мы, жители страны, платим высокие налоги на социалку, медстрахование, подоходный налог, а мигранты пользуются медуслугами, садами, школами.
- Да, такая проблема есть. Гастарбайтер, легальный мигрант платят налоги в виде приобретения патента на работу. Его цена – всего 1200 рублей в месяц. По новому законопроекту субъектам самим предлагается устанавливать стоимость патента. Именно этой стоимостью можно было бы регулировать поток мигрантов в регион. Если потребности в мигрантах нет, то цена на патент будет высокой, вот и все. Общество настроено на то, чтобы убрать всех иногородних. Но факт нашей действительности таков, что какое-то количество для экономики все-таки нужно – для промышленности, производств и так далее. Мы сейчас никак не можем остаться совсем без них.

- В Госдуму поступает достаточно много законопроектов, связанных с мигрантами. Есть предложения заставить их платить социальные взносы, медстраховку, учить язык, культуру, знать историю страны... То есть сделать их полноценными членами нашего общества. Кажется, мысль здравая.
- Да, и дополнительно к этому эксперты предлагают провести миграционную амнистию. В США это практиковали несколько раз через каждые 10-12 лет. Хотя и противников, и сторонников амнистии там очень много. В Европе, Франции другие проблемы с нелегальными мигрантами. Все, кто туда приезжает, любыми способами стараются получить пособие. Это цель их жизни. А у нас, залегализовавшись, платили бы налоги в бюджет страны.

Мигрант в каждом из нас

- Дайте свое, краткое определение мигранта.
- Мигрант – человек, который переменил место жительства в поисках лучшей доли. Мигрант – это не обязательно гастарбайтер в широком понимании. Очень многие переезжают внутри страны, в более благодатные регионы. Из улусов мигрируют в города, где есть работа. Миграция – это процесс нормальный, очень даже закономерный и полезный для развития общества в целом, миграция – это показатель экономической ситуации в стране или в отдельных ее областях. В благополучную страну, регион едут охотнее. В связи с этим миграционные вопросы в обществе выступают на первый план.

- Тогда в чем проблема?
- В нелегальной миграции. Нелегалы это те, кто нарушает законы как своего государства, так и принимающего.

- Вы бывали во многих странах, знаете много законов. Каким, по-вашему, должен быть идеальный мигрант? Он должен иметь образование? Быть хорошим специалистом или просто не нарушать привычного распорядка нашей жизни?
- Идеальный мигрант в моем понимании - это тот, который приехал в страну по приглашению работодателя, который будет платить все налоги и будет жить, уважая традиции народов, населяющих данную территорию, регион. Он должен уметь сносно изъясняться, ориентироваться в особенностях законодательства, в том числе и в собственных интересах. Ведь именно несоблюдение традиций и установленных порядков мигрантами стали причиной событий на Манежной площади. Проблемы миграции притягивают за собой вопросы и национальные, и межнациональные, и конфессиональные. Поэтому и правительство страны, и общество этими вопросами так озабочено.

Количество показов: 473
Выпуск:  № 51 (2276) от 8 мая 2014