Какой мэр нужен Якутску?

20.02.2012 
Количество показов: 274
Сможет ли Якутск за ближайшие пять лет стать истинным лицом республики? Или по-прежнему статус столицы алмазного края будет олицетворять собой только престижная марка автомобиля главы города? Какой мэр сможет сделать Якутск настоящей столицей – городом, в котором удобно жить и которым можно гордиться?
Свою точку зрения высказывает народный депутат Якутии Ньургун Тимофеев.

Как было

Еще весной 2007 года в рамках декады Госсобрания (Ил Тумэн) проблемы столицы всесторонне изучались в ходе многочисленных встреч народных депутатов Якутии в трудовых коллективах, парламентских слушаний и совместных заседаний профильных комитетов республиканского парламента и городской думы.

Это были дни большого паводка. Чрезвычайная ситуация ярко и наглядно высветила не только известные всем проблемы ужасающего состояния городского хозяйства, но и несовершенство системы управления городом в целом, отсутствие должного взаимодействия городских, республиканских органов власти. Депутаты парламента республики пришли тогда к единому мнению – Якутск не управляется стратегически, муниципальная власть не в полной мере учитывает в своей работе реальные потребности горожан, не ищет путей к раскрытию мощного промышленного, социального и культурного потенциала нашей столицы.

На тот момент мы столкнулись, например, с полной неясностью даже в вопросе о том, какова реальная численность населения Якутска. Надо сказать, что и сейчас мы не можем говорить о внятной миграционной, демографической политике городской власти. Сколько реально людей проживает в Якутске, сколько поселится в ближайшие годы? По итогам переписи – порядка 280 тысяч, по другим статданным – 265 тысяч, на самом деле точной численности, социального состава нет. Число переселенцев из улусов республики, мигрантов, живущих и работающих без официальной регистрации, никто назвать не может. Способен ли город принимать столько населения сегодня? Что нужно сделать, чтобы очень большая, причем незапланированная дополнительная нагрузка на городское хозяйство – транспорт, жилищно-коммунальные, образовательные и медицинские услуги - не била по интересам горожан.

Пять лет назад мы отметили полную неразбериху в градостроительной политике: план городской застройки был больше похож на лоскутное одеяло. В нем отсутствовала должная привязка к инженерной инфраструктуре, объектам коммунального хозяйства, к дорогам, к ландшафту. Отсутствовал четкий и прозрачный механизм по распределению земли, даже на уровне дачных участков. Везде процветал самострой, сложились все условия для роста коррупции.

Как есть

Недалеко ушли и сегодня: точечная застройка центра, усугубляющая транспортные, экологические проблемы, хаотичная – на окраинах, многотысячные очереди на земельные участки. В гору ли пойдет город, разрастется ли по долине – если даже и есть предложения, они не подкреплены расчетами, в том числе, финансовыми. Как правило, эти предложения, как минимум, не проработаны, а зачастую просто нереалистичны.

Точно также как в 2007 году, сейчас горожане в числе главных проблем столицы называют аварийное жилье, отсутствие системы утилизации бытовых отходов, состояние дорог, качество воды, нехватку детских садов, слабое медицинское обслуживание. Точно также как и раньше, из-за откровенной управленческой слабости муниципальной власти городскими вопросами вынужден вплотную заниматься президент республики. И совсем неслучайно в программах кандидатов на должность мэра образца 2007 и 2012 годов мы видим все те же проблемы.

Так почему в течение многих лет мы лишены возможности жить в благоустроенном, чистом, экологически и социально благополучном городе?

На мой взгляд, проблема в том, что управление городом проходит бессистемно, в авральном режиме. Муниципальная власть из года в год латает прорехи в городском хозяйстве при скудном бюджете, пытается решать проблемы по мере их появления, действует без четкого и ясного плана.

Сегодня кандидаты в мэры вновь заявляют о своих намерениях построить мусороперерабатывающий завод, водозабор, полностью заменить изношенные коммуникации, снести все аварийные дома, осушить долину Туймаада, построить город на горе и так далее и тому подобное. Что стоит за этими заявлениями, просчитана ли примерная стоимость проектов, хотя бы порядок финансовых затрат – сотни миллионов, десятки миллиардов? Я уверен, будь в распоряжении прежних мэров эти средства, все бы уже давно работало.

Нынешний облик нашего города, качество жизни населения – итог многолетнего игнорирования столичного статуса Якутска. Управление здесь не может ограничиваться лишь жизнеобеспечением, ведь на сегодня Якутск - единственный крупный город на территории, большей, чем вся Европа. Именно качество жизни населения Якутска определяет тот стандарт, к которому должна стремиться вся республика. Культурный, научный, духовный потенциал всей республики формируется в Якутске, именно столица – источник экономического роста, формирования привлекательного инвестиционного климата региона.

Как хотелось бы

Для меня очевидно, что для решения этих масштабных задач будущему мэру совершенно недостаточно обладать опытом управления коммунальным хозяйством или опытом работы в строительной отрасли или в какой-нибудь еще отрасли городского хозяйства.

Новый мэр должен наладить четкое и эффективное взаимодействие не только с депутатами городской думы, но и с парламентом, правительством республики, со структурами президентской власти.

Жизненно необходимо объединить усилия всех этих властных структур, совместно разработать, закрепить законодательно на уровне республиканского и городского бюджетов, согласовать на уровне республиканских и городских органов власти четкую и ясную программу развития города Якутска – столицы Республики Саха.

Население должно ясно видеть, что будет сделано через год, что через два года, каким город станет через пять и десять лет. Только если в этой программе будут определены стратегические и промежуточные цели развития города, ответственность каждого органа власти за достижение этих целей, горожане смогут определить, за что и с кого они смогут спросить на следующих выборах – выборах депутатов, мэра Якутска, президента республики.

На городских выборах в 2007 году я поддерживал Василия Филиппова, и у меня был единственный критерий, определивший мой выбор, – уровень и масштаб личности. Я и сегодня убежден, что тогда именно этот кандидат соответствовал масштабам задач, стоящих перед городской властью. Я и сегодня убежден, что эффективное управление столицей под силу только руководителю, обладающему опытом стратегического планирования, основанного на четком экономическом расчете, способному взаимодействовать с республиканскими органами власти, поднимать проблемы города на самую большую высоту, обладающему современным мышлением.

Сужение спектра приоритетных задач столичного главы, ограничение приоритетов в управлении только хозяйственными вопросами – это путь к дальнейшему прозябанию Якутска в качестве провинциального городка.

Политическая дальновидность, масштабность мышления, умение объединить и сконцентрировать на решении важнейших задач ресурсы города, республики, учесть основные тренды в развитии всего региона Восточной Сибири для развития нашей столицы – вот что мы ждем от мэра Якутска.

Ньургун Тимофеев,
депутат Государственного
Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
Количество показов: 274
Выпуск:  № 12 от 17.02.2012 г.