Студенческий дисконт: кидалово или реальная помощь?

07.02.2011 
Количество показов: 358
В ноябре прошлого года в Якутске начала работу единая система дисконтных скидок для студентов.
Идея казалась привлекательной для всех: и для предпринимателей, которые получат тысячи новых клиентов, и для студентов, которые могут облегчить свое материальное положение путем значительной экономии. Но, как это часто бывает, идея была привлекательной только на бумаге, в жизни оказалось не все так радужно. Многие студенты разочаровались в системе студенческого дисконта. В чем причина недовольства? И есть ли будущее у студенческого дисконта в Якутске?

Что такое студенческий дисконт?

Сама по себе идея студенческих дисконтов далеко не нова, в мире уже давно действуют аналогичные дисконтные системы, например ISIC (International Student Identity Card – Международное удостоверение студента). Разговоры о создании такой системы для якутских студентов периодически возникали последние годы, но только в прошлом году стало ясно: студенческому дисконту быть. Проект поддержали Окружная администрация г. Якутска, Министерство по молодежной политике РС(Я), Молодежный парламент, Союз молодежи начального и среднего профессионального образования РС(Я), первичная профсоюзная организация студентов СФВУ им. М.К. Аммосова и Объединение молодежных организаций улусов РС(Я).

Суть системы проста: всем студентам бесплатно раздали дисконтные карточки и брошюрки со списками предприятий, где можно по этому дисконту получить скидку. Всего карточек было роздано 42 000 студентам очных отделений, в том числе 12 000 - студентам СВФУ. В список вошли продуктовые супермаркеты, аптеки, кинотеатры, развлекательные центры, магазины одежды, обуви, спортивные, книжные и хозяйственные магазины и т.п. То есть практически все предприятия, которые по идее должны быть интересны для студентов. Всего в проекте приняло участие более 80 предприятий. Карточка выдана сроком на один год с момента получения, с октября 2010 года.

«На что жалуемся?»

Казалось бы, студентам грех жаловаться: бесплатный студенческий дисконт должен был многим помочь сэкономить деньги, но вместо этого градом посыпалась критика. Для того чтобы выяснить основные претензии студентов, «ЭС» провела опросы на двух самых популярных якутских развлекательных сайтах - ok.ya1.ru и joker.ykt.ru, основные пользователи которых - молодые люди от 17 до 25 лет. Для серьезного социологического исследования такие опросы не подходят, но для составления общей картины самое то. В опросах приняли участие более полутора тысяч человек, а это существенный аргумент. Проведя анализ комментариев, нетрудно было выяснить, какие основные претензии предъявляют к проекту разочарованные обладатели дисконтных карт.

Первая и самая основная проблема: во многих магазинах и предприятиях, которые указаны в брошюре, по студенческому дисконту отказались предоставлять скидки.

Возмущению студентов не было предела. Уже это оттолкнуло добрую половину обладателей дисконтов. Особое негодование вызвали магазины «Тринитрон» и сеть универсамов «В десятку». Со своей стороны в одних магазинах объясняли это тем, что перед Новым годом они и так проводят акции со скидками, поэтому скидки по студенческим дисконтам не действуют. В других только разводили руками: «Мы еще не успели подготовиться к приему ваших карт», а в некоторых магазинах вообще недоуменно смотрели на дисконтные карты, будучи совершенно не информированными, что это и чем это едят. В целом, это сильно подорвало репутацию только что запущенного проекта.

Вторая и не менее важная проблема касалась размеров скидок.

Оказалось, что благодаря дисконту не так уж много и экономишь. Скидки колебались от 3 до 50%, причем самые большие скидки от 15% и выше, как правило, не действовали на такие важные категории, как одежда, продукты, обувь. Может, это не такая уж и проблема, но в сочетании с первой претензией, это оказалось гремучей смесью - большинство студентов быстро разочаровались в системе и в дальнейшем даже не пытались воспользоваться картой. А некоторые ее просто выбросили.

Из комментариев на сайте:
Mirovingen: «В «Электроопте» купил лампочки на 50 руб., воспользовался карточкой на 3%. Сэкономил 1,5 руб. Смешно просто».

Тут надо понять, что студенты - это не пенсионеры, которые рады, если удается сэкономить 5-10 рублей, и готовы рыскать по всему городу в поисках масла и сахара дешевле на 2 рубля. Такими скидками студентов не проймешь. Сами подумайте, насколько поможет среднему студенту скидка в 5-10% в модном бутике, где даже после скидки одежда стоит раза в три дороже, чем на рынке? С другой стороны, понятно, что столичные предприятия отнюдь не готовы давать разорительные скидки студентам, даже ценой привлечения десятков тысяч клиентов.

Третья претензия касалась довольно странного ассорти- мента предприятий, указанного в брошюре.

Что вообще нужно студенту? Если судить по предприятиям, указанным в брошюре, то студенту в первую очередь нужно где-то поклубиться, модно одеться и обуться, поесть суши и обвешаться ювелирными драгоценностями. Про татуировки и посуточные дома я вообще молчу. Нет ни одного книжного магазина, но зато есть ночные клубы и салоны норковых шуб. Особо удивляют ювелирные драгоценности и швейцарские часы (скидка 3%). Каким образом это относится к студенческому дисконту, непонятно.

Из комментариев на сайте:
Yuki2009: «Меня убила скидка на 3% в магазин швейцарских часов. Зачем нам такая скидка, если мы не в состоянии купить такие часы?»

Лично у меня создалось ощущение, что организаторы запихали в список все предприятия, которые согласились сотрудничать. Отмечу, что в списке есть и действительно полезные предприятия, вроде услуг на стоматологию, но они странно смотрятся на фоне остальных.

Альтернатива есть?

Между тем, в городе действует и другая система единого дисконта. Правда, тут уже не только для студентов, а для всех категорий населения. Созданная практически одновременно со студенческим дисконтом система «CityCard». Ее организаторы Николай Александров и Федор Курчатов уверены, что их система лучше и надежнее, чем студенческий дисконт.

– Наши карточки бессрочные, то есть ими можно воспользоваться в любой момент. Это удобно, когда делаешь крупные покупки, которые можешь себе позволить не каждый год. Например, сделать ремонт или купить квартиру. Но главное, что мы постоянно мониторим предприятия, чтобы не было такого, когда клиенту отказывают в скидке. Если есть такие случаи, мы немедленно это отрабатываем с начальством предприятия, – рассказывает директор компании Николай Александров.

Что касается студенческого дисконта, то здесь их мнение единодушно: отличная идея, но неважное исполнение.

– С такой мощной поддержкой они могли бы более качественно подойти к делу. Говорят, они грант выиграли на 700 000 рублей. С такими деньгами можно было бы все сделать качественнее. Тем более, у них сразу было такое большое количество людей. Написать на бумажке бизнес-план - это одно, а воплотить его – это другое. Такого не должно быть, когда клиентам отказывают в скидке, за каждого клиента надо биться. И реакция магазинов нам тоже непонятна: какой смысл было вступать в систему, если все равно не даете скидок?

Кстати, компаньоны сообщили, что намереваются распространить «CityCard» и среди студентов, создав тем самым конкуренцию студенческому дисконту.

– Для студентов будем продавать карты в два раза дешевле. В конце концов, конкуренцию никто еще не отменял. Пусть студенты сами решат, что для них выгоднее.

«У студенческого дисконта есть будущее »

Несмотря на то, что большинство склоняется к тому, что студенческий дисконт провалился как социальный проект, руководитель проекта, ответственный секретарь молодежного парламента Руслан Михайлов, не считает, что положение настолько плохо:

– Во-первых, хочу опровергнуть информацию о том, что мы выиграли грант на 700 000 рублей и на эти деньги организовали этот проект. Это неправда, никаких денег ни от республики, ни от города мы не получали. Все поддержка была нефинансовая. Средства предоставили те предприятия, которые были включены в список. Сколько денег выделило каждое предприятие, сказать не могу, но скажу, что все это было сделано исключительно для помощи студентам.

– Почему не принимают карточки во многих магазинах?
– Сейчас везде принимают. Да, была такая проблема, когда перед Новым годом многие магазины объявили свои скидки и не принимали студенческие дисконты, а где-то персонал не был в курсе, что есть такие карточки. Но сейчас все работает. Правда, предупреждаю, что такое может повториться, если предприятие снова решит отказать в скидке, но они должны предупредить, что дисконты не действуют.

– Что насчет маленьких скидок?
– Я не считаю, что скидки маленькие, если часто использовать, то можно существенно сэкономить. Предприятия тоже надо понять, они не могут дать уж очень большую скидку.

– А почему тогда студенты не желают пользоваться картами?
– Просто первое впечатление было подпорчено. Эта проблема утрясется сама по себе. Уже сейчас многие активно пользуются картами. Студенты должны понять, что мы все это делаем только для них. И потом, люди часто не ценят то, что им досталось бесплатно, на халяву.

– А почему ассортимент услуг такой странный? Либо очень дорогое, либо вообще ненужное для студентов.
– Ну, мы поддерживаем ведь не только студентов, но и предпринимателей. Мы брали всех, кто согласился сотрудничать.

– Например, в «Драконе» есть скидка по винной карте. Это вы так поощряете алкоголизацию молодежи?
– Нет, такого нет, я сам спрашивал, скидка только на кухню.

– Что вы думаете о другой единой дисконтной системе «CityCard»? Вы видите в них конкурентов?
– Они создались уже после нашего проекта. Я не думаю, что они для нас конкуренты.

– Ваши дальнейшие планы? Что ждет в будущем студенческий дисконт?
– Будущее, безусловно, есть. Проект себя показал с хорошей стороны. Естественно, что в дальнейшем он немного изменится. Кстати, хочу сообщить, что и в других городах внедряются такие системы студенческого дисконта. В заключение добавлю, что есть те, которые критикуют наш проект, которые думали, что у нас ничего получится. А у нас получилось. Проекту всего три месяца, так что у него есть еще время развиться.

Действительно, судить еще рано. Студенческий дисконт только набирает обороты. И хотя сейчас слышны чаще негативные отзывы, чем положительные, мы не будем подводить итоги и ставить на проекте крест. Ведь по сути и с этим никто не спорит, сама идея великолепна, волнует только ее воплощение. Репутацию проекту уже, с одной стороны, сильно подмочили магазины, отказавшиеся предоставлять скидки, и это в самом начале года. А с другой, некоторые предприятия жалуются, что, мол, отвалили денег за участие в проекте, так хоть бы один студент с карточкой пришел. Не хотелось бы, чтобы отличная идея завершилась черномырдинским выражением «хотели как лучше, а получилось как всегда». В общем, поживем-увидим.
Количество показов: 358
Выпуск:  Выпуск № 7 от 04.02.2011 г.
Комментарии