Доступный якутский язык

26.10.2009 
Количество показов: 533
За последние 10 лет национальный состав столицы Якутии сильно изменился, чему способствует активная миграция носителей якутского языка из улусов в город.
Кроме того, в последние годы увеличивается интерес к сохранению национальных традиций и родного языка, что, безусловно, радует. Учитывая, что культуру необходимо прививать с самого детства, «ЭС» решила выяснить – что в этом плане могут предложить городские школы.

Возможности есть

Методист научно-методической службы управления образования г. Якутска Галина Винокурова:
- Вот уже 20 лет мы ведем мониторинг по поводу открытия якутских классов, и, надо сказать, за эти годы возможность обучать детей родному языку значительно увеличилась. Если, например, в 1990-91 учебном годе в Якутске было всего 5 школ с обучением на якутском языке, с охватом лишь 2,5 тысяч учащихся, то к этому учебному году уже 19 школ включили в образовательный процесс якутский язык как основной, комплектация составляет 260 классов на 6315 учеников, что составляет около 25% всех учащихся (не включая вспомогательные школы). Кроме того, ровно 50% всех учащихся, независимо от национального состава, на сегодня имеют возможность изучать разговорный якутский язык как государственный, и две трети от общего числа школьников изучают предмет «Культура народов РС (Я)».

- Есть такое мнение, что ребенок, обучавшийся в школе на родном (якутском) языке не будет иметь полноценной возможности поступить в центральные российские вузы. Насколько верно такое мнение?
- Действительно, многие родители волнуются по этому поводу, но зря! В якутских классах и школах все предметы ведутся на якутском языке до 5 класса, а в некоторых до 7 класса. И если ребенок хорошо будет знать свой родной язык, то, по моему мнению и опыту, другие языки ему будут даваться легко, и русский в том числе.

- Не трудно ли детям будет перестраиваться?
- В якутских школах и классах в основном преподают предметы учителя-носители языка, и ребенку, приехавшему из улуса, всегда могут объяснить как на русском, так и на якутском языках. Если у ребенка база сформирована на родном языке, ему помогают перестраиваться и учителя, и родители, и одноклассники. И добавлю, что в настоящее время доля учителей якутской национальности в общем числе учителей школ города составляет более 60%.

- А что же с учебниками на якутском языке?
- В начальном звене учебники все на якутском, кроме учебника по русскому языку. В старших классах учителя и ученики пользуются переводными учебниками, как дополнительным, вспомогательным материалом.

- Чем отличается образовательный процесс в якутских школах и якутских классах русскоязычных школ?
- Вообще, конечно, отдельная школа – хорошо, там мононациональная среда, дети общаются на родном языке, приехавшим из районов или просто выросшим в национальной языковой среде в таких условиях учиться, безусловно, легче. В якутских классах русскоязычных школ дети параллельно говорят и на якутском, и на русском языках. При этом управление образования использует все возможности открывать якутские классы не только в центре города, но и на окраинах. А если говорить о качестве образования, то требования в школах с якутским языком обучения, такие же, как и во всех других.

- Кстати, по какому принципу открываются якутские классы в обычных школах?
- На каждый новый учебный год с весны объявляется набор первоклассников в якутские классы. Если желающих больше чем обычно, формируются дополнительные классы. В этом году, например, у нас открылось 37 новых классов-комплектов, так как многие родители изъявили желание отдать детей именно в национальные классы. Но есть и такие ситуации, когда набор объявлен, а желающих мало. Например, в один класс в этом году набралось всего лишь 7 желающих, а надо 25, ну или минимум – 15 человек. В этом случае предлагается отдать ребенка в другую школу, где есть места.

Пусть меня научат!

- Нужны ли какие-то особые знания, чтобы попасть в якутский класс?
- Любые тестирования для первоклассников запрещены законом.

- Многие национальные семьи, утратившие родной язык, хотят дать ребенку возможность наверстать языковое упущение. Могут ли обучаться в якутских классах дети, не знающие родного языка?
- Возможно, поначалу им придется трудно, но в языковой среде нет ничего невозможного. Главное, чтобы была мотивация. Лично мне о таких затруднениях ничего неизвестно. Возможно, это просто не афишируется, если родители приняли соответствующее решение, значит, они должны помогать своему ребенку. Например, желательно таких детей отдавать в классы, где не очень много детей, чтобы у учителя была возможность найти индивидуальный подход.

- Выходит, востребованность в изучении родного языка высока?
- Еще как! В последние пять лет наблюдается стабильный рост якутских классов в общеобразовательных учреждениях города.

- А есть ли возможность у ребенка неякутской национальности изучать якутский язык в обычной школе?
- Да, есть. В русскоязычных школах и классах изучают разговорный якутский язык и культуру народов РС (Я). На сегодняшний день эти предметы преподают в пятидесяти школах города.

- У нас специально готовят учителей в якутские классы?
- В Якутском государственном университете есть факультет якутского языка, литературы и национальной культуры, и у нас в школах работают учителя, закончившие его. Других учителей – предметников (математиков, физиков и т.д.) специально не готовят. Но если учитель сам носитель языка, он может помочь тем, кто слаб в языке, все зависит от личности учителя.

- Чем отличается образование в национальных гимназиях и лицеях от образования в обычной школе с якутским языком обучения?
- Как известно, в этом учебном году при наборе в гимназии и лицеи из-за большого количества желающих среди первоклассников дети проходили собеседование с психологом. Конечно, все родители хотели бы отдать своих детей в гимназию или школу повышенного уровня обучения, но здесь ситуация «палки о двух концах». Кроме желания родителей, необходимо еще учитывать реальные способности ребенка, которые никак не могут проявиться в 7 лет. Оптимальный вариант в этом случае – принимать детей в гимназии с пятого класса, например, тогда уже можно проводить тестирование на выявление тех или иных способностей, моральных и физических возможностей. Начальное образование ребенок может получать в любой школе или классе, а после 4 класса, если ученик способный, переводиться в лицеи или гимназии. Вообще все зависит от учителя, набирающего первый класс. Во всех школах есть учителя, которые могут дать хорошую базу знаний в начальном звене.

- А как обстоит дело с национально-региональным компонентом в образовании?
- В декабре прошлого года президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта». Согласно этому документу, с 1 сентября 2009 года в России должны начать действовать новые федеральные образовательные госстандарты. Ранее они представляли собой совокупность трех компонентов – федерального, национально-регионального и компонента образовательного учреждения, однако последние две составные части федеральный закон отменил. Этот законопроект был рассмотрен на пленарном заседании Ил Тумэна, в результате обсуждения пришли к выводу, что национально-региональный компонент с принятием закона не исчезает. Управлением образования рекомендовано школам не исключать из учебной программы предметы национально-регионального компонента, что и было сделано. Как видим, не зря.

Чем раньше – тем лучше

Как нам пояснили в дошкольном отделе управления образования, из 54 муниципальных дошкольных учреждений три являются полностью национальными, в 16-ти садиках (общей численностью 54 группы) ведется обучение на родном языке, в 32 ДОУ проходит обучение разговорному якутскому языку как государственному, независимо от национальной принадлежности. Группы формируются по количеству желающих изучать якутский язык. В этом году открыли дополнительные группы в ДОУ № 14, 8, также планируется открытие одной группы в новом детском саду в Хатассах, сверх существующих четырех обычных.
Когда якутский - разговорный
Управление образования ежегодно проводит олимпиады для учащихся якутских классов, научно-практические конференции, фестивали, конкурсы, декады, посвященные Дню родного языка и письменности, организует встречи с якутской интеллигенцией, артистами, писателями.

Для детей, которые изучают якутский язык как разговорный, также проводят олимпиады, в которых, в основном, участвуют дети неякутской национальности. Для них отдельно проходит конкурс ораторского искусства, День якутского языка и письменности и фестивали, конкурсы знатоков якутской культуры, литературы и т. д.

Все эти мероприятия направлены на развитие якутского языка и культуры среди городского населения, приобщения обучающихся к наследию якутского народа.
Количество показов: 533
Выпуск:  Выпуск "Эхо столицы" № 83 (1792) от 23.10.2009 г.