Лузер? Аутсайдер? Ребенок болен...

29.09.2009 
Автор: Анна Соловьева, уполномоченный по правам ребенка в РС (Я)
Количество показов: 365
Детское благополучие напрямую зависит от состояния его общего здоровья.
Никто не будет оспаривать банальную истину, что детское благополучие напрямую зависит от состояния его общего здоровья. Никто также не будет оспаривать и то, что душевное здоровье ребенка играет прямую роль в его развитии и становлении как успешной личности.

Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения (далее фонд) бьет тревогу: распространенность пограничных психических расстройств у детей в дошкольном возрасте достигает 50%, а среди школьников старших классов – 70-80%. («Детская социальная психиатрия для непсихиатров», Н. М. Иовчук, А. А. Северный, Н. Б. Морозова). Неутешительный прогноз Третьего конгресса психиатров России к 2020 г. о негативных последствиях психического нездоровья нации на экономику страны уже заставляет наше общество обратить пристальное внимание на душевное здоровье детей и подростков.

Социально-экономическая поляризация населения современной российской действительности - безработица, миграция населения, распространенность социального сиротства, семейное неблагополучие с букетом социальных болезней общества (алкоголизм, наркомания и т. п.) - отражается, в первую очередь, на здоровье ребенка.

Результатом душевного нездоровья детей и подростков является их социальная дизадаптация или искаженная адаптация (Энциклопедический словарь медицинской терапии, 1982 г., г. Москва). Между тем, как показывает жизнь, большинство родителей и многие специалисты, работающие во благо детей, крайне мало осведомлены о состоянии и проблемах душевного здоровья подрастающего поколения. Об этом свидетельствуют факторы роста аутоагрессивного поведения подростков, рост правонарушений и совершаемых преступлений несовершеннолетних граждан против личности в обществе. В связи с неправильной оценкой общего состояния ребенка как лени, избалованности, интеллектуальной несостоятельности, физического заболевания, дурного характера, отрицательного влияния друзей, улиц и др. психическое нездоровье детей и подростков часто длительно не распознается.

Ребенок или подросток не только не получает помощи, но и подвергается неадекватным мерам воспитательного воздействия, в том числе физического и психологического насилия. Длительно нераспознанные стертые психические расстройства, как правило, ведут к тяжелым устойчивым формам школьной и социальной дизадаптаций, требующих специальных методов коррекции.

Родители и специалисты целенаправленно занимаются развитием и воспитанием способности у подрастающего поколения исполнять позитивную социальную роль, соответствующую его возможностям и запросам. Вот почему основным условием правильного или успешного развития любого ребенка является его адаптированность в детской социальной среде: будь то дошкольное или школьное образовательное учреждение.

Обычно школьная дизадаптация выступает в 3-х формах: нарушении обучения, нарушении поведения, нарушении контактов или одновременно в сочетании всех проявлений одновременно. В начальной стадии наиболее часто дизадаптация школьников проявляется в виде неуспешности ребенка в школе. Поэтому родители должны своевременно обратить внимание на то, что у ребенка, прежде успешного, появились неудовлетворительные оценки, что более удлинилось время подготовки домашних заданий, появился страх перед контрольными, зачетами, экзаменами, страх перед школой и возникла потребность в репетиторах.

Родители и педагоги обязаны приложить совместные усилия по недопущению у школьников второгодничества. Педагоги обязаны вовремя заметить и известить родителей об утрате ребенком интереса к учебе, его отказах отвечать у доски.

Глубокие формы школьной дизадаптации могут проявиться у подростка не только в срывах уроков и прогулах занятий, но и в полном отказе ребенка или подростка от посещения школы. Тяжелые формы школьной дизадаптации так или иначе проводят к дизадаптации социальной.

Социальная дизадаптация ребенка или подростка может проявиться в нарушении его адекватного взаимодействия с существующим окружением. Она может принять формы аддиктивного поведения подростка в виде драк, побегов и воровства, употребления психоактивных веществ, ранних сексуальных связях, что также может привести к постановке подростка на учет в комиссии по делам несовершеннолетних.

Далее может проявиться проблема пребывания подростка в учебном заведении. Его результатом зачастую становятся низкий образовательный и профессиональный уровень, незанятость и безработица молодого человека, алкоголизм, наркомания, правонарушения, проституция, раннее материнство и депривация (отторжение) матерью новорожденного ребенка, распространение явлений социального сиротства.

В связи с возникновением проблемы социальной и школьной дизадаптации ребенка главной задачей родителей и педагогов становится ее предотвращение (профилактика) или коррекция (исправление).

Существует целый комплекс факторов, создающих предпосылки для возникновения социальной дизадаптации личности ребенка.

1) Школьный фактор: отсутствие индивидуального подхода к ребенку, неадекватность воспитательных мер, несправедливое отношение к ребенку, психическое, физическое и иные виды насилия по отношению к ребенку со стороны ближайшего и школьного окружения;
2) Семейный фактор: бедность, неблагополучные жилищные условия, неполная семья, дисгармоничная семья с тяжелым эмоциональным фоном, безработица, аддиктивное поведение родителей, употребление ими психоактивных веществ (алкоголь, наркомания), хронические заболевания членов семьи, искаженный способ воспитания. По различным данным фонда не менее 50% детей испытывают различные виды насилия со стороны родителей, членов семьи и родственников;
3) Средовой фактор: влияние асоциальной среды: групп сверстников, «улицы», незанятости, искаженного образа лидера, широкая доступность психоактивных веществ, правовой нигилизм сообщества;
4) Социально-психологический фактор: нестабильность в общественных отношениях, утрата прежних идеалов и безнравственность, социально-экономическая поляризация общества в условиях дикого капитализма, безнаказанность за экономические преступления, циничность и сексуальная распущенность;
5) Соматический (физический) фактор: тяжелые заболевания, в том числе инфекционные, хронические заболевания органов, врожденные и приобретенные уродства;
6) Психический фактор: инвалидизация ребенка или подростка, резидуально-органические поражения центральной нервной системы со всеми вытекающими последствиями. По данным фонда, дети уже в возрасте до 3-х лет 9,6% имеют явную психическую патологию; среди дошкольников лишь у 45% отсутствуют признаки болезненных отклонений в психике; среди школьников распространенность нервно-психических расстройств достигает 70-80%. У учащихся старших классов (от 14 до 17 лет) депрессивные расстройства выявляются в среднем в 19,5%. Дети, ведущие бродячий образ жизни, могут быть признаны здоровыми не более 6%. Дети, проживающие длительное время в детских домах, могут достичь 100% психических отклонений. Среди девиантных детей до 80% требуют срочной психокоррекционной помощи. При этом только 10% всех нуждающихся в психиатрической помощи получают ее в медицинских учреждениях;
7) Возрастной фактор: даже психически здоровый подросток в пубертатном возрасте может войти в зону риска аутоагрессивного поведения;
8) Коррекционно-профилактический фактор, к которому относятся:
а) наличие или отсутствие медико-социально-психологические службы в системе образования, способной своевременно диагностировать признаки декомпенсации и предотвратить наступление тяжелых форм социальной дизадаптации у школьников;
б) квалификация специалистов такой же службы и уровень междисциплинарного действия с ней.

В чем особенность детской дизадаптации?

Первое, ретроспективный анализ показал, что признаки школьной дизадаптации не являются внезапными, а нарастают постепенно в течение 1-5 лет. Всего 3-6% учащихся реабилитационных учреждений не обнаруживали психической патологии. В 94-97% случаев у школьников отмечались остаточные явления резидуально-органического поражения центральной нервной системы.

Второе, семьи подростков с выраженной социальной дизадаптацией в основном являлись крайне неблагополучными. В 64% случаев эти семьи были «неполными», 8% детей были полными сиротами. Более чем в 3/4 «полных» семей родитель или оба употребляют психоактивные вещества, они отличаются безразличием или крайне жестоким обращением с детьми, в 5% семьи отличаются крайней бедностью; в 20% случаев один из родителей страдал душевным заболеванием. В 90% случаев в школе, из которой был выведен подросток, отсутствовали психологи и социальные педагоги или о них ничего не было известно родителям учащихся.

Третье, благополучные семьи, обучающие ребенка в продвинутых учебных заведениях, не являются гарантией психического здоровья детей в связи с наличием пограничных психических патологий.

Таким образом, школьная дизадаптация ребенка/подростка развивается благодаря сочетанию многих факторов, ведущими из которых являются психический и семейный факторы.

Школьная и социальная дизадаптация

Также, по мнению психиатров, в отличие от 80-90-х годов, когда основной причиной школьной дизадаптации были психические расстройства, то в последующие годы ребенок чаще может ее получить как следствие школьного фактора, в котором немаловажную роль играет личность учителя, и потому создание в учебном заведении правового пространства является насущной проблемой школы.

Не остаются в стороне и родители детей. Нередко ребенок оказывается под двойным прессингом семьи и школы, а иногда и собственного гиперсоциального характера и тогда ребенок «уходит в болезнь».

Это означает необходимость обучения профилактике школьной дизадаптации как работников образовательного учреждения, так и родителей учащихся.

Другим аспектом школьной дизадаптации в настоящее время является ее «омоложение», так как стало больше детей с остаточными явлениями резидуально-органического характера центральной нервной системы, обусловленных объективными причинами (экология, стрессы, употребление психоактивных веществ родителями, различными заболеваниями молодых матерей и т. п.). Поэтому требуется коррекционная работа с дезадаптированными детьми и подростками с применением усилий различных специалистов: психологов, педагогов, психиатров, педиатров, наркологов, психотерапевтов, коррекционных и социальных педагогов, социальных работников, юристов.
Количество показов: 365
Выпуск:  Выпуск "Эхо столицы" № 76 (1785) от 29.09.2009 г.