Радоница – Пасха усопших

18.04.2015 
Автор: Юрий Аксаментов
Количество показов: 2175
На девятый день после Пасхи приходится Радоница. После Своего воскресения Христос спустился в ад, чтобы вывести оттуда всех праведников в райские обители. Теперь, после искупительной жертвы Христовой, и у нас есть возможность по окончании нашей земной жизни оказаться рядом с Ним. Накануне Радоницы мы встретились с пресс-секретарем Якутской епархии инокиней Евгенией (Сеньчуковой), чтобы узнать, что происходит с душой после смерти, для чего и как нужно молиться за усопших.
- Что есть душа человека?
- Душа — это та часть человека, которая имеет возможность пребывать с Богом после смерти. Мы для того и живем на земле, чтобы подготовить лучшую жизнь для нашей души в вечности. 

- Расскажите про первые сорок дней состояния души после смерти.
- Душа живет по другому времени, поэтому число сорок важнее для живых. Первые три дня после смерти тело человека остается на земле, и душа находится рядом. Затем тело хоронят, и с третьего по девятый день душа созерцает райские обители, а с девятого по сороковой день — ад.
В других преданиях говорится, что душа сразу после смерти в сопровождении двух ангелов (один из них — Ангел-хранитель) проходит воздушные мытарства — двадцать ступеней, на которых ее ожидают испытания по всем греховным страстям. Только потом душа попадает на частный суд к Богу. Учение это древнее, еще первых веков, подробности мы знаем из книги «Мытарства блаженной Феодоры». Мытарства так страшны, что, по преданию, Сама Богородица, чистая и безгрешная, просила Христа, чтобы Он пронес Ее мимо них. 
На каждой ступени душу останавливают бесы и допрашивают о грехах, а ангелы пытаются ее оправдать. Если человек при жизни раскаялся на исповеди, искренне пытался измениться, то он проходит мытарство. А если у него остался грех утаенный, забытый, который он не пытался искоренить, то бесы забирают человека под свою власть.  
В первые дни после смерти нужно усиленно молиться за умершего, чтобы он прошел мытарства. 
На сороковой день душа попадает на частный суд к Богу, на котором Бог будет определять ее дальнейшее состояние - с Ним или в аду. Здесь уже Бог определяет не греховные стремления человека, а соблюдение Его заповедей, искренность, чистоту мыслей...
В конце человеческой истории Господь Иисус Христос опять придет на землю, мертвые воскреснут в обновленном теле, и над ними совершится Страшный Суд. Если на частном суде душа стоит перед Богом один на один, то Страшный Суд происходит перед лицом всего человечества, и его решение уже не изменить. 

- Как выглядят ангелы и бесы?
- Наше тело не чувственно к духовному миру, мы не видим ангелов или бесов в их настоящем облике. Они являются людям в понятном виде: ангел в виде человека, бес — если хочет напугать, то, например, как существо с рогами и копытами, если хочет соблазнить, то как-нибудь привлекательно. В Средние века бесы нередко являлись в виде негров: не из расизма, а потому что не все белые встречали тогда чернокожих, такой образ мог их напугать. 
Нашим предкам, вероятно, бесы являлись под видом домовых, леших, водяных, в дальнейшем ставших фольклорными персонажами. Таким образом диавол хотел препятствовать вере в Единого Бога, заставить людей молиться силам природы, а не ее Владыке и Творцу. 
В наше время бесы могут принять форму инопланетян, тех же домовых, призраков... Человеку является усопший и, например, предсказывает будущее. Чаще всего это ложь, но могут быть и совпадения. Таким видениям лучше не верить. Явления усопших от Бога очень редки, обычно их видят святые. Тем более бесовское нападение — призрак, пугающий или склоняющий на грех!
При появлении такого видения надо помолиться об усопшем и себе. 

- Что нам известно о рае и аде?
- О рае и аде мы знаем из Библии. Рай, Царствие Небесное — пребывание с Богом. Такое состояние доступно человеку еще на земле, когда он молится и исполняет заповеди. Ад - это оставленность Богом. Ад тоже начинается на земле. Если человек здесь не захотел быть с Богом, он не будет с Ним и в вечности. Поэтому Царствие Небесное закрыто для некрещеных и неверующих — у них не было при жизни связи с Богом. В аду мучаются и самоубийцы, потому что в своем грехе не покаялись. 
Мы описываем рад и ад в понятных образах: ад — раскаленная печь, рай — прекрасный сад с благоухающими цветами. У души органов чувств нет, она чувствует чем-то более глубоким. На самом деле ад гораздо страшнее, а рай - прекрасней. В полноте рассказать о блаженстве или мучении души невозможно. Когда люди пытаются пересказать то, что им было чудесным образом дано увидеть в раю или аду, они с трудом подбирают слова. Если перенести адские муки в нашу жизнь, то это страдания всех органов чувств и ума одновременно - омерзительные звуки, тошнотворные запахи, нам было бы постоянно больно, нас мучили бы жар и холод, а самое страшное — человеку в аду не к кому воззвать о помощи, он не может обратиться к Богу. 
В Спасском монастыре в Якутске есть икона Страшного Суда. Там адские муки изображены символично: их реальность неописуема! 
Рай же невыразимо прекрасен. Его мы тоже не можем описать даже приблизительно. 
Современная писательница Юлия Вознесенская в книге-притче «Мои посмертные приключения» так описывала райские обители: она оказывается в уютном, светлом доме, она попадает в храм, где поют ангелы. На девятый день она попадает в ад, где испытывает мучения не только физические, но и душевные, причем они еще тяжелее! Героиня не помнит, кто она и откуда. Души в аду каждый день выполняют нелепую работу — носят камни на дно моря, питаются отбросами, на них кидаются непонятные черные птицы и терзают их... Этот круговорот мучительного и бессмысленного существования уничтожает душу, пока она по молитве живых не вспоминает Бога. 

- Для чего молиться за умерших и как это делать?
- Молимся мы, чтобы облегчить состояние души, которая находится в худшем состоянии, и продолжить общение с душой, пребывающей с Богом. По сравнению с усопшими у нас положение выигрышное: мы можем за них молиться, а они за себя — нет. Души в раю непрестанно общаются с Богом, а ад — это место богооставленности, и мы просим Бога облегчить бытие находящихся там, перевести их, если возможно, в рай. На праздник Троицы, например, читается молитва, в которой поминаются те, кто держатся в аде — им Церковь просит освобождения! 
Если мы точно знаем, что человек святой, то мы молимся не за него, а обращаемся к нему. Часто люди обращаются за помощью к тем, кого Церковь еще официально не прославила, но кто в памяти остался как человек добрый, благочестивый, и есть уверенность, что он спасен. В Якутске многие приходят на могилу владыки Зосимы, несут цветы, зажигают свечи. У людей есть ощущение, что когда они молятся за него, он им отвечает.
Есть свидетельства, что когда совершается панихида на могиле праведника, он сам откликается и помогает. В Москве многие приезжают на могилу убитого пять лет назад священника-миссионера Даниила Сысоева и, молясь о его упокоении, просят и его помолиться о просвещении близких. 
Начинать молиться за усопшего можно сразу после его смерти. Самая простая и короткая молитва об усопшем: «Упокой душу, Господи, раба Твоего (называется имя в крещении), прости ему все согрешения вольные и невольные и даруй ему Царствие Небесное». 
На отпевании произносится молитва об отпущении грехов усопшего. Отпевание – напутствие в последний путь. Оно происходит в храме перед погребением, правильнее всего — над гробом с телом (лучше привезти его накануне вечером). 
По возможности по усопшим, особенно в первые сорок дней, читается Псалтирь. Эта молитва помогает человеку проходить мытарства. В Якутии Псалтирь читают даже о некрещеных!
Псалтирь можно читать самостоятельно, а можно заказывать — например, в Покровском женском монастыре. Считается, что монашеская молитва глубже, ведь монахи всю жизнь посвятили Богу.
Есть заупокойные службы - панихида (ее совершает священник на кладбище или в храме) или лития (ее может прочитать любой верующий, она напечатана во многих молитвословах). 
Самая важная молитва за усопших (да и за живых) — церковная, для нее мы пишем записки на Литургию. Священник совершает проскомидию: надрезает просфоры, вынимая из них небольшие частицы в воспоминание о Богородице, святых и затем — наших живых и усопших. Самая большая часть первой просфоры («Агнец») погружается в евхаристическую чашу и прелагается в Тело Христово. В конце богослужения в эту чашу погружаются частицы, вынутые за живых и усопших. Таким образом, те, за кого помолились на проскомидии, соединились с Христовым Телом. И мы, причащаясь, соединяемся с Богом и людьми, которых Он собрал вокруг Себя. 
Записки, Псалтирь, панихида — не механическое действие! Ты попросил других людей помолиться за твоих ближних, но и сам не должен оставлять молитвы.

Количество показов: 2175
Выпуск:  №41 (2415) от 17 апреля 2015 г.