День Святой Троицы: жизнь, дарованная Богом

31.05.2015 
Количество показов: 1459
В это воскресенье мы будем отмечать праздник Троицы. Троица приходится на пятидесятый день после Пасхи. В Пасху мы празднуем освобождение человечества от смерти, а в Троицу – жизнь, данную Богом всему сущему. О празднике Троицы рассказывает пресс-секретарь Якутской епархии инокиня Евгения (Сеньчукова).

- Пятидесятница, или Троица, – это двунадесятый праздник, который отмечается на пятидесятый день после Пасхи. Корни его  лежат в ветхозаветном празднике Пятидесятницы. В третий месяц после исхода Израиля из Египта на горе Синай Моисей получил от Бога скрижали с законом Божьим. Кроме того, в библейской книге Левит рассказывается, что на пятидесятый день (через семь недель) после Пасхи иудеи должны приносить в жертву плоды нового урожая. Этот праздник получил название Шавуот, что значит «седмицы». Иудеи отмечают его до сих пор, украшая синагоги зеленью. В воспоминание библейского «праздника жатвы» христианские храмы также украшаются на Троицу зеленью.

В Русской православной церкви традиция жертвовать первые плоды перешла на Преображение Господне, откуда появилось название Яблочный Спас.

Новозаветная Пятидесятница связана со следующим событием. Еще на Тайной вечере Христос дает обещание апостолам, что пошлет им вместо Себя Святого Духа Утешителя, а на сороковой день после Своего Воскресения перед Своим Вознесением на небо к Богу Отцу Он сказал апостолам оставаться в Иерусалиме в ожидании Святого Духа. В память об этом ожидании мы в период между Вознесением и Троицей не читаем ежедневную молитву Святому Духу «Царю Небесный». 

В праздник Пятидесятницы апостолы и Богородица находились в Сионской горнице, в которой проходила Тайная вечеря. Вечером они услышали шум, как от сильного ветра, над ними явились языки пламени (так видимым образом на них сходил Святой Дух), а затем они вышли на городскую площадь проповедовать Евангелие. Причем их понимали не только иудеи, которых тогда было много в городе по случаю праздника Пятидесятницы, но и люди, говорившие на разных языках.

До этого апостолы были напуганы и не готовы идти проповедовать — они уже знали, что Христос воскрес, но сомневались, что им поверят. Теперь же они бросили жребий, кому в какую сторону идти, и пошли проповедовать Христово учение по всему миру. Эта проповедь всем народам продолжается по сей день. Поэтому праздник Пятидесятницы называют еще днем рождения Церкви.

Так через апостолов дары Святого Духа были поданы всему человечеству и продолжают подаваться в Таинствах. Первые дары Святого Духа человек получает через Таинство Миропомазания, которое совершается сразу после Крещения. Дары Святого Духа получает священник в момент рукоположения от рук епископа.

Более известное название праздника Пятидесятницы — Троица — связано с тем, что в этот день на людей сошел Святой Дух — Третье Лицо Троицы. Таким образом богословие Троицы стало открыто всему человечеству в наглядной и доступной форме. До этого Ее тайна приоткрывалась — например, в момент Крещения Господня Христа назвал Своим Сыном Бог Отец, а Святой Дух сошел на Него в виде голубя. Но тогда Он не сходил на всех присутствовавших — теперь же благодать Святого Духа доступна каждому христианину.

Троицу особенно почитал преподобный Сергий Радонежский — он так любил Бога, что назвал в честь Троицы монастырь, который основал.

Один из самых больших храмов Якутии, в городе Мирном, тоже назван в честь Троицы. До революции кафедральным собором в Якутске был Троицкий храм, который сейчас восстанавливается.

Стоит упомянуть и о природе Троицы. Троица — неподдающиеся логическому анализу сущность Божества и отношения в Боге. В Нем существуют три личности: Отец, Творец мира, Он творит мир Своим Словом — вторым Лицом Троицы, а в конкретный исторический момент посылает Его, Своего Сына, спасти человечество после грехопадения Адама и Евы; Третье лицо Троицы — Тот, Кто поддерживает жизнь этого мира, Животворящий Святой Дух, исходящий от Отца и посланный Сыном.

- В чем особенности Троицкой родительской субботы?

- Это предпразднество дня Святой Троицы. Троицкая родительская суббота – вселенская, то есть когда поминаются все умершие православные христиане. Вселенских родительских суббот несколько – Дмитриевская (накануне дня памяти святого Димитрия Солунского, 8 ноября) и Мясопустная (за неделю до Великого поста); также всех усопших поминают на Радоницу.

Накануне родительской субботы совершается парастас — заупокойное богослужение.

Существует предание, что уже первое поколение христиан молилось за усопших накануне Пятидесятницы — чтобы даров Святого Духа не лишились те, кто не дожили до Его сошествия и до пришествия Христа.

Троицкая родительская суббота напоминает, что сошествие Святого Духа — это последний этап осуществления Божьего замысла нашего спасения, и в нем участвуют не только живые, но и усопшие. Молясь о них, мы напоминаем, что Церковь едина: смерть не может разделить тех, кто верит во Иисуса Христа.

Есть такое заблуждение, будто в Троицкую родительскую субботу Церковь молится за самоубийц. Это не так — церковной молитвы о самоубийцах не существует ни для какого дня, о них можно молиться только частным образом.

- Какие особенности богослужения в праздник Троицы?

- В этот праздник после Литургии совершается Великая вечерня. Она начинается с пения молитвы Святому Духу «Царю Небесный». В период от Троицы до Пасхи ее ежедневно поют на молебнах и читают в храмах. В ней мы просим Святого Духа прийти к нам, спасти нас от всего дурного и спасти наши души.

Служба Троицы отличается тремя длинными коленопреклонными молитвами, которые священник произносит, а все остальные слушают, стоя на коленях. В первой мы просим Бога, чтобы Он освободил наши души от плена греха. Во второй — о постоянном присутствии Святого Духа в нашей жизни. В третьей — молимся об усопших, в том числе и об очищении и освобождении тех, кто находится в аду. И во всех трех молитвах содержится благодарность Господу за Его великие благодеяния.

Часто на Троицу бывают крестные ходы, особенно если храм освящен в честь Троицы.

- Расскажите про иконографию праздника Троицы.

- Есть две праздничные иконы этого дня. Первая — сошествие Святого Духа на апостолов: двенадцать апостолов за столом, а на них сходят языки пламени.

Вторая, более популярная в России («Сошествие Святого Духа» обычно кладут в центр храма на следующий день) — изображение Самой Пресвятой Троицы. Наиболее известный тип такой иконы - «Гостеприимство Авраама»: три ангела за столом с угощением (чаша с вином или тельцом, виноград, иногда хлеб), за ними или под ними иногда изображаются ветхозаветные праведники Авраам и Сара, на заднем плане — дерево, скала и здание. Это описание первого явления Троицы человечеству — три путника, в которых ветхозаветный праотец Авраам узнал Бога.

Шедевр иконописи и богословской мысли — икона Троицы преподобного Андрея Рублева. Она лишена большинства деталей: просто три ангела сидят за столом перед чашей, в которой виднеется телец, на заднем фоне крайне схематично прописаны здание, дерево и гора. Каждый элемент можно истолковать двояко, в ветхозаветном и новозаветном смысле: здание — дом Авраама и Церковь; дерево — дуб Мамврийский, под которым произошла встреча, и древо Креста Господня, скала — гора, на которой Авраам проявил послушание Богу, собираясь принести в жертву своего сына Исаака, и Голгофа.

Это изображение смогло наиболее полно передать тайну Троицы Единосущной и Нераздельной: ангелов — трое, но они объединены «сущностью» и композицией.

По преданию, эту икону преподобный Андрей написал по просьбе преподобного Никона Радонежского, настоятеля Троицкого монастыря, будущей Троице-Сергиевой Лавры, во славу его учителя, преподобного Сергия. «Троица» Андрея Рублева стала образцом для всех последующих иконописцев: на своих иконах они стали изображать только трех ангелов. Такая икона есть в Никольском храме Якутска.

В Преображенском соборе есть святыня — икона «Троицы», созданная на спиле Мамврийского дуба — свидетеля явления Троицы, который находится на Святой земле в городе Хевроне. Когда Мамврийский дуб засох, на его спиле стали писали иконы.

- Для чего украшают храмы на Троицу?

- Зелень показывает пробуждение природы, а природа живет только благодаря Святому Духу, который поддерживает жизнь во всем мире. Христос вознесся к Отцу, и мы не находимся с Ним в одном физическом пространстве. Если бы не было Святого Духа, мы были бы одиноки в мире, оставшемся без Бога. Но Бог присутствует в мире — Святой Дух утешает нас, пребывая с нами. Поэтому мы называем Святого Духа Утешителем и Господом Животворящим, а зелень, которой украшают храмы, иконы и дома, выступает символом жизни от Святого Духа.  Многие приносят на службу свою зелень, цветы и ветки деревьев, чтобы как-то поучаствовать в украшении храма. В некоторых регионах (обычно южных) на Троицу даже пол храма покрывают свежескошенной травой.

- Можно ли как-то применять троицкую зелень?

- Хотя эта зелень соприкасалась с освященными предметами и это своего рода жертва Богу (как в случае с жертвой в ветхозаветной Пятидесятнице), это не святыня, не существует специального освящения троицкой зелени. Если мы хотим взять эту зелень просто на память, то в этом ничего дурного нет. Но если ее специально хранить и каким-то образом использовать, то возможен риск впасть в язычество. Самое разумное, что можно сделать с зеленью - поставить ее для украшения к своим иконам, где уже стоят вербы с Вербного воскресенья.

- Что за праздник Духов день?

- Это второй день после Троицы, продолжение празднования. Чтобы понять, что это за праздник, нужно вспомнить, что богослужебный день начинается с вечера. Святой Дух сошел на апостолов вечером, поэтому коленопреклонные молитвы Пятидесятницы читаются на вечерне после праздничной Литургии, которая относится к следующему дню.

Духов день, как правило, тихий и немноголюдный праздник, без особо торжественного богослужения. В некоторых храмах ко дню Святого Духа иконные киоты украшают деревянными или бумажными голубками: так Его обычно изображают в память о сошествии Святого Духа на Христа в момент Крещения в виде голубя.

Количество показов: 1459
Выпуск:  №58 (2432) от 29 мая 2015 г.
Комментарии