Тайны собеседования

07.07.2015 
Количество показов: 476
Итак, вы нашли работу по объявлению или через кадровое агентство. Вас пригласили на собеседование. Тот, кто думает, что это простая формальность, глубоко ошибается. Даже мыть полы или стоять за прилавком кого попало не возьмут. А уж о солидных организациях и серьезных предприятиях, где к приличной зарплате бонусом полагаются всяческие поощрения и продвижение по карьерной лестнице, и говорить нечего.  
Психолог Анна ВИНОКУРОВА дала несколько советов, которые помогут вам правильно пройти собеседование.

Предупрежден – значит вооружен
Это касается прежде всего информации, и прежде чем отправиться в офис, постарайтесь узнать:
с кем вы будете беседовать (с потенциальным начальником, руководителем отдела кадров);
формат интервью  (будете вы один или с группой соискателей);
дресс-код и документы, которые нужно иметь при себе; 
схема проезда, чтобы прийти вовремя.
Это поможет выяснить сайт компании или звонок в офис.

Подготовьте ответы на возможные вопросы
Интервью при устройстве на работу однотипны и одновременно не похожи друг на друга, поэтому готовым нужно быть ко всему. Подготовьте ответы заранее. К примеру:
несколько ваших главных достоинств;
направления саморазвития;
предложения по развитию работы компании;
ваша жизненная и рабочая позиция;
ваши цели на ближайшее будущее и на перспективу.

Интерпретируйте вопросы нанимателя
Хитрых вопросов множество. Нужно уметь видеть «двойное дно». Вопросы задаются с целью узнать, сможет ли кандидат выполнять данную работу и впишется ли он в коллектив компании.
 «Расскажите о себе»
Задают его по нескольким причинам:
1. Послушать, КАК говорит человек. Хорошо скомпонованный, логичный ответ говорит о четком мышлении, способности быстро обучаться и делать меньше «косяков» в первые месяцы работы.
Совет: последовательно расскажите об образовании, прошлых  местах работы, выполненных проектах.
2. Узнать, что для него важно. Человек начинает рассказ о себе с того, что волнует его в первую очередь. Например, если для вас на первом месте стоит семья, вы начнете с того, сколько у вас детей, если карьера – с того, какие проекты вы выполнили, и как это помогло на прошлом месте работы.
Совет: Не презентуйте себя слишком коротко – по мере рассказа вам будут задавать уточняющие вопросы, и, может быть, вы плавно перейдете от рассказа к обсуждению.
«Почему вы сменили место работы?»
Этот вопрос задают, чтобы понять, способны ли вы брать на себя ответственность и какими были ваши отношения с работодателем. Кроме того, если вы задержались на прошлой работе менее трех месяцев, может сложиться впечатление, что вы не прошли испытательный срок.
Совет: даже если у вас были проблемы с бывшим руководителем, лучше об этом не говорить. И уж тем более не ругать экс-начальство. Лучше всего сказать, что вы хотите расти в профессиональном плане, а на прошлой работе возможности для роста закончились.
«На какую зарплату вы рассчитываете?»
Наниматель не столько определяет сумму - скорее всего, она уже установлена, сколько проверяет вашу самооценку.
Совет: перед собеседованием оцените свою квалификацию и опыт, обзвоните подобные компании, узнайте уровень оплаты труда и сможете вывести адекватную сумму. Если компания достаточно успешная, а вы уверены в своих силах, можете завысить этот показатель на 5-10%.
О чем не стоит говорить
Есть вещи, которые абсолютно неинтересны работодателю и которые никак не характеризуют вас как профессионала. Есть темы, на которые сразу нужно наложить табу:
пересказ резюме;
личные жизненные цели (хочу купить дом, машину, дачу);
навыки и опыт, не имеющие отношения к будущей работе (пляшу, вяжу, пою);
ваши неудачи, демонстрирующие некомпетентность;
репутация вашей «бывшей» компании и ее сотрудников.
Но все же продумайте, как корректно ответить, если вас все-таки спросят об этом.

Оглянитесь и успокойтесь
Собеседование – дело нервное. Чтобы успокоиться, оглянитесь вокруг. Осмотрите офис, технику, сотрудников. Детали расскажут вам много о компании, куда вы собираетесь устроиться, а их анализ поможет привести в норму нервную систему. Критичный взгляд на фирму и будущих коллег может повысить чувство собственной важности. Помните: компания нуждается в хорошем работнике так же сильно, как вы в хорошей работе.

Берите инициативу в свои руки
В собеседовании, как правило, наступает момент, когда интервьюер и интервьюируемый меняются местами и у соискателя появляется возможность задать интересующие его вопросы. Не тратьте время на бесполезные: «Вы сами позвоните мне или мне перезвонить вам?», «Почему эта вакансия открыта?». Лучше сразу берите инициативу в свои руки и проявите себя как компетентный сотрудник. К примеру, вы можете спросить:
Есть ли у компании какая-то актуальная проблема? Как вы думаете, чем я могу вам помочь?
Не могли бы вы описать, каким вы представляете идеального кандидата на эту должность?
Какой совет вы могли бы дать тому, кто начинает работать в вашей компании?

Какие вопросы лучше не задавать?
Прежде чем задать какой-то вопрос, подумайте о его эмоциональной окраске и о том, не вызовет ли он негативных ощущений у интервьюера. Вот примеры таких вопросов.
Расскажите мне, пожалуйста, о графике работы, о выходных и праздничных днях.
Что ж, вопрос вполне правомерный. Но собеседник может подумать, что вас больше волнует, сколько вам придется работать, а не сама работа.
Могу ли я работать удаленно?
Нет ничего страшного в удаленной работе, это очень удобно. Просто важно правильно выбрать время для того, чтобы задать этот вопрос. Если вы зададите его слишком рано, то интервьюер может усмотреть в этом отсутствие энтузиазма к знакомству с коллективом и рабочей средой. Сначала продемонстрируйте свою большую заинтересованность в работе, готовность внести свой вклад в общее дело, потом уже можно задать вопрос о возможности удаленной работы.
Как скоро возможен карьерный рост?
Желание карьерного роста достойно уважения. Однако у нанимателя может появиться мысль о том, что место, на которую вы претендуете, вас совсем не интересует, и вы попытаетесь использовать ее только как толчок к более высокой должности. Ваша задача – показать, что вы действительно хотите принести пользу компании, что вы настроены на долгосрочную работу и главное для вас – это профессиональный рост.


Это важно знать
Опытные менеджеры обращают внимание на невербальные знаки: внешность, мимика, походка, жесты и прочее. Опытному профессионалу могут отказать только потому, что он неправильно себя вел. Если от волнения вы привычно дергаете ногой, то сядьте нога на ногу. Если стучите пальцами по столу, попробуйте занять руки чем-нибудь, например шариковой ручкой. Наниматели прекрасно понимают, что вы волнуетесь. Но естественность в невербальном общении повысит кредит доверия к вам.
Количество показов: 476
Выпуск:  №74 (2448) от 3 июля 2015 г.
Комментарии