Иркутск – младший брат

11.12.2015 
Количество показов: 569
Намедни корреспондент нашей газеты побывал пару дней в Иркутске и делится своими путевыми заметками.
Выпирающее родство
В один из своих исторических периодов Якутск был небольшим уездным городком при Иркутской губернии. Но это не повод задирать иркутянам свой нос выше, чем якутянам.  Якутск по праву рождения старше Иркутска лет эдак на 30. И если приглядеться, нет городов роднее и ближе, чем эти две старейшие сибирские столицы. Не увидеть родство не возможно. Оно просто кричит о себе. Герб Якутии родом с шишкинских писаниц, которые находятся в Иркутской области, а наше всё  -  река Лена - берет свое начало в отрогах иркутской тайги. В Иркутском госархиве до сих пор хранится огромный пласт административных документов царского периода. В музеях собраны уникальные коллекции материальной культуры народа саха, часть из которого, как известно, корнями с озера Байкал, и археологи до сих пор находят там удивительные артефакты древней культуры саха.  Да и русскоязычное население, крестьянство, мастеровые по большей части пришли в Якутию из Иркутской области. И таких параллелей много. Взять последний глобальный проект Газпрома - «Силу Сибири», его мощь составляет два месторождения - Чаяндинское в Якутии и Ковыктинское в Иркутской области.

Странный гардероб
Как театр начинается с гардероба, так и города со своих аэропортов. Воздушные ворота этого сибирского города несколько необычны, я бы сказал, нехарактерны для большинства российских городов. И дело не во внешнем виде архитектуры или внутреннем убранстве. Здесь всё стандартно.  Аэропорт необычен своей локацией. Еще на рулежке самолета ты видишь бетонные заборы, огораживающие порт, а за ними вплотную прямо сразу гаражи, улицы, жилые дома. Такое ощущение, что аэропорт построили прямо посреди городской агломерации.  Оно же и не пропадает и при выезде с аэропорта… Перехода, что закончился аэропорт, а вот начался город, нет как такового. Вообще местные считают этот аэропорт проклятым и по крайне мере в июле стараются через него не летать. За всю историю аэропорта начиная с 1963 года здесь было пять июльских крушений самолетов. В целом крушений было еще больше. Три самые страшные катастрофы пришлись на 1994, 2001 и 2006 года, когда погибли 125, 144 и 124 человека соответственно.

Байки из аэропорта
Об одном из них, не июльском крушении, мне рассказали такую байку: 3 января 1994 года пассажирский самолет Ту-154М, выполнявший регулярный рейс по маршруту Иркутск - Москва, потерпел крушение через 12 минут после взлета. Лайнер, потеряв управление,  на скорости порядка 500 км/ч врезался в молочную ферму в пос. Мамоны в 11 км от ВПП аэропорта Иркутск. Погибли все 125 человек пассажиров и экипажа, и один человек на земле. Человек на земле - это доярка, пришедшая на утреннюю дойку. Сама ферма стояла чуть в стороне от деревни. Это было время черного нала. Якобы на этом самолёте летела некая делегация японских бизнесменов. Японцы везли в Москву чуть ли не контейнер долларов. Контейнер от удара лопнул. Все поле в округе было зеленым от «американских президентов». Доллары собирали солдаты, нанизывая их на лыжные палки с оторванными опорами. Но первыми на место катастрофы до милиции, пожарных и оцепления прибежали деревенские дети. Говорят, что после, еще несколько месяцев в лучших кабаках Иркутска можно было встретить кутящих с личной охраной и самыми козырными проститутками города 13-14 летних подростков...

Миллион иркутян
Но довольно о печальном. Ведь до Иркутска можно доехать и поездом и на машине… На кого как, но на жителя Якутска столица Восточной Сибири при первом взгляде не оказывает особого впечатления. Иркутск кажется не особо монументальным городом с преобладанием депрессивного серого цвета  советской постройки. Совершенно нет такой дикой концентрации на квадратный километр центра города новостроек, стекла, пластика и бетона. Напротив, тут и сям в историческом центре Иркутска попадаются какие-то деревяшки. Правда, если приглядеться, то видно, что это рубленые добротные купеческие дома, как минимум, позапрошлого века постройки. Ну хоть убей, нет впечатления, что Иркутск - здоровенный город. Поэтому, когда узнаешь, что здесь вместе с пригородами живет целый миллион иркутян, удивляешься. 

Идите полем –упретесь в Лену
Из достопримечательностей я бы отметил такую особенность, как две зоны городского отдыха. На прогулку по городу у нас было всего полдня. Народ из сибирских городов пошел смотреть центр города, иркутский Арбат, рынок и прочие достопримечательности. А товарищи из Приморья рванули на набережную. И остались ею очень довольны. По этому поводу скажу, эти странные люди с Дальнего Востока везде ищут набережные. Поэтому в Якутске им очень дискомфортно. Приехав к нам, они тоже сразу из гостиницы  бегут делать променад на нашу набережную. Там упираются в Зеленый луг, трут глаза и не верят, что город заканчивается прямо в центре, и не водной гладью, а, как они говорят, полем и лесом. 

Все без ума от Ангары
В Иркутске же набережная реки Ангары. Кстати, очень интересной реки. И дело не в том, что это единственная река, вытекающая из Байкала. А в том, что она не мерзнет под Иркутском всю зиму. Даже если на дворе 30 градусов мороза. От того зимой возле реки не только зябко и сыро, но немного в душе неуютно, все время кажется: ну что-то здесь не так, неправильно. Секрет морозостойкости реки в том, что выше по течению находятся водохранилище и гидроэлектростанция. Вода разбивается с высоты,  проходит город на скорости, а замерзает где то там ниже. 
Для них Ангара как для нас Лена. Иркутяне преклоняются перед рекой Ангарой. Всё у них «Ангара» - авиакомпания, парикмахерские, турагентства и даже пиво. А Лена для них просто одна из небольших речушек. Причем про нашу реку они знают не так много. Что течет она у них где-то на севере области.  И я чуть со стула не упал, когда услышал от одного местного жителя, что она впадает в Обь…

Заглянуть в глаза нерпе
Что можно увидеть у них такого, чего у нас ни за что не встретить? Нерпинарий! Нерпа - милое существо с нежным взором - обитает в Байкале и до сих пор смущает умы научного сообщества только своим фактом существования. Каким образом это морское животное оказалось в пресноводном озере, да и еще в глубине материкового континента? Так вот, в Иркутске завели единственный  своем роде нерпинарий, где эти небольшие тюлени дают представления. И каждые 45 минут очаровательные животные поют для зрителей караоке, танцуют и, подозреваю, между выступлениями успевают опрокинуть рюмку другую. Добавлю, нерпы еще и рисуют, их картины продают здесь же. За отдельную плату со зверьками можно сфотографироваться. Билет в нерпинарий стоит для взрослого 250 рублей, детский (2-12 лет) - 200 рублей.

Чемпион бууз
Из того, что поесть, можно предложить позы, или бууза. Говорят, что самые вкусные из них продают в небольших забегаловках по дороге к Байкалу. Возможно, правда. Потому как те, что я попробовал в позной на местном рынке, на меня особого впечатления не произвели. Кстати, неофициальный мировой рекорд поедания бууз принадлежит некоему яростному иркутянину, съевшему на фестивале бууза в Иркутске - 22 штуки за пять минут…

Омуль и унты 
Байкальский омуль - это такой же местный фетиш, как в Якутске кобяйские караси. Все хвалят их за неземной, восхитительный вкус. Мне это кажется странным. Наверное, я не гурман или, пожив на Крайнем Севере, отморозил вкусовые рецепторы, отвечающие за восприятие байкальского омуля. На вид их хваленый омуль как наша отборная ряпушка. В части жирности это все равно что сравнить домашнюю свинью и ребристого дикого оленя. Якутский омуль в процентном соотношении вообще самая жирная рыба на Севере. Экспериментально доказано: если предложить иркутянину выбрать между омулем из Якутии и рыбкой из Байкала, он выберет нашу. Еще бы, она в два раза больше! Один только минус: на сегодня наш омуль, не считая тугунков, одна из самых зараженных паразитами рыб. Байкальский омуль такая беда пока обходит стороной.
И последнее - унты. Оленьи унты заводского качества на рынке Иркутска стоят от 17 тысяч и не дороже 20 тысяч рублей. И покупают их по большей части жители Якутии.

Количество показов: 569
Выпуск:  №142 (2516) от 11 декабря 2015 г.
Комментарии