Обманы в магазинах Якутска: случайность или закономерность?

19.01.2016 
Количество показов: 680
В наше время обман в магазинах является довольно распространенным явлением. Самое частое, с чем сталкиваются многие из нас, - это когда на сдачу дают меньше положенного. На втором месте стоит  обвешивание: вы заплатили за один килограмм сахара или яблок, а вам отвесили 750-800 граммов. Но способов надуть потребителя, на самом деле, намного больше. Корреспондент «ЭС» лично столкнулся с обманом, по-другому это и не назовешь, впрочем, судите сами.  

1 случай: в «Изюминке» пытались обсчитать на 630 рублей

Итак, первый в рейтинге способ обмана - пробивание в чеке «незаметных» товаров. Чем длиннее чек, тем бдительнее надо быть покупателю. 10 января я отправилась в большой магазин «Изюминка» по Дзержинского, 49, принадлежащий ИП Таджибаеву М. А. Сразу скажу, что этому магазину, точнее его кассирам, я всегда доверяла. Расположен он в соседнем доме, покупаю продукты здесь часто, с кассирами всегда вежливо здоровалась. И в этот раз купила необходимые продукты и получила чек на общую сумму 1606 рублей 33 копейки. Я слегка удивилась такой огромной сумме, но так как была загружена картошкой, яйцами и другими продуктами, мне было физически неудобно рассматривать длинный чек, тем более я доверяла этому кассиру. Но придя домой, я все-таки взглянула ради интереса на чек. И что же я обнаружила? Помимо тех продуктов, которые я купила, в чеке была пробита карамель «Абрикос», причем не грамм 300-500, а целых 3,5 килограмма на общую сумму 630 рублей 72 копейки!

Когда я, собрав все продукты, взяв чек, пошла разбираться в магазин и подошла к кассе, с кассиром уже спорила покупательница, которой тоже пробили какое-то дорогое печенье. А она это печенье не покупала. И как выяснилось, от кассы она только и успела отойти на пару шагов. Кассир оправдывалась, мол, «что-то» случилось с кассой или штрих-кодами на товарах. Деньги мои - 603 рубля - мне довольно спокойно вернули,  вот только доверие к родному магазину явно потеряно.          


Кстати, учтите!

Оказывается, есть хороший и часто практикуемый способ обсчета покупателей - неверный штрих-код товара. Кассир проводит продукт под кассовым сканером, и компьютер считывает цену. Иногда кассир вручную вбивает штрих-коды. Любой опытный работник хорошо ориентируется в товарных кодах и в зависимости от ситуации запросто забьет код дорогого или дешевого товара. И кассир прекрасно знает одну или две цифры, которые подменяет, забивая не тот товар.

Те же «фокусы» могут показать и продавцы торгового зала, когда в овощном или мясном отделе взвешивают товар и приклеивает ценники. Например, более дешевую колбасу продавец измеряет как более дорогую ветчину.


 

2 случай: в «Евросети» продали «новый» смартфон с поврежденной материнской платой

Об этом случае мы уже писали в нашей газете, поэтому буду предельна кратка. Новый смартфон «Lenovo», купленный почти за восемь тысяч рублей, через месяц стал «глючить»: сам выключался и отказывался работать. Я обратилась в салон «Евросеть», где купила смартфон, с просьбой разобраться. Вот здесь я совершила ошибку. Дело в том, что я имела право потребовать заменить мне смартфон на аналогичный, но работающий. А менеджеры салона сразу ввели меня в заблуждение, отправив в гарантийную мастерскую. Через месяц мне вернули смартфон из гарантийной мастерской и заключением, что изначально мне продали смартфон с поврежденной материнской платой и аккумулятором.

 Да и после получения смартфона из гарантийной мастерской он также иногда может выключиться, причем даже во время разговора. Конечно, можно было судиться и разбираться, а это - экспертизы, время и нервы. Но  и без суда я уверена, что меня просто обманули, продав новый смартфон с поврежденными основными составляющими.


Кстати, учтите!

Татьяна САЛЕЕВА, заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РС (Я):

- Сотовые телефоны и смартфоны относятся к технически сложным товаром. В соответствии со ст.18, 19 и 20 Законов РФ «О защите прав потребителей», в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы, либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. А по истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: при обнаружении существенного недостатка товара, при нарушении установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара и при невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация и так далее обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона, для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.


 

3 случай: а была ли акция в «Эльдорадо»?

Перед самым Новым годом я получила в банке «Хоум кредит» очень заманчивый «подарок» - купон на скидку в магазине «Эльдорадо» на сумму 1 000 рублей. «Отличный подарок», - подумала я и вместе с мужем отправились 5 января в «Эльдорадо». Выбрав электроинструмент и кофемолку на общую сумму почти пять тысяч, наивно подумала, что сейчас нам сделают скидку на 1000 рублей. Но в кассе, когда мы уже собрались расплачиваться, нам сообщили, что, во-первых, скидка не на 1000 рублей, а на 15% от суммы чека. «Посмотрите, на обороте купона  написано мелким шрифтом», - сообщила кассир. Да, такую запись я действительно обнаружила, хотя при ее чтении мне не помешала бы лупа.  «Хорошо, - ответила я, - тогда 15% вы нам вычтите?». Но кассир снова огорошила: «На ваши товары скидка вообще не действует». «А на какие товары тогда действует?» – разочарованно поинтересовалась я. «Не знаю, на выбранные вами товары точно нет». Странно, но об этом ни слова в подарочном купоне – ни мелким шрифтом, ни крупным, и потому напрашивается вопрос: «А была ли вообще акция?». От покупки товаров я вообще отказалась, потому что в голове крутилась одна только мысль: «Опять развели…»   


10 способов обмана

1. Разные цены

Хорошо продуманный способ обмана покупателей - разные цены на витрине и на кассе. Атмосфера в супермаркете всегда нацелена на то, чтобы спровоцировать на импульсную покупку. А разбираться с запутанными ценниками или самостоятельно сверять артикулы и коды товаров вряд ли кто из потребителей станет. Именно спонтанные покупки, ценник на которые вы не нашли или не стали искать, впоследствии удивляют своей истинной стоимостью.

 

2. Двойная этикетка

Обычно встречается при покупке бытовой химии. На упаковку продукта, у которого истек срок годности, наклеивают новую этикетку с более поздним сроком изготовления, и, как следствие, срок хранения продляется. Частенько новую этикетку наклеивают прямо поверх старой. Поэтому при покупке осмотрите товар со всех сторон и обратите внимание, в каком месте продукта и как указан срок годности. Если же вы все-таки купили такой товар, но у вас остался чек, отнесите купленный продукт обратно туда, где купили. Вам обязаны вернуть деньги либо поменять на товар надлежащего качества.

 

3. Лишние товары

Встречается в супермаркетах. При покупке нескольких единиц одного товара вам могут «нечаянно» пробить в чеке, например, не три шоколадки, а пять.

Или у вас в чеке может появиться наименование товара, который вы и в глаза не видели. Иногда кассиры кладут рядом с кассой листок с кодом какого-нибудь продукта, и, пока покупатель разбирает свою гору продуктов, кассир незаметно для покупателя проводит сканером по этому листочку. Особенно это «прокатывает», когда покупатель оставляет в магазине большую сумму (например, три тысячи рублей). А если вы не поленились, заглянули в чек и обнаружили там лишний товар, то на ваше возмущение кассир обычно говорит, что произошел сбой в компьютерной программе, поэтому информация о покупке товара предыдущего покупателя скопировалась в ваш чек.

В любом случае если вы обнаружили в чеке товары, которые не покупали, эта проблема разрешима только не отходя от кассы. Если вы раскрыли обман уже дома, маловероятно, что вам вернут деньги. Скорее всего, за это вас обвинят в мошенничестве. Так что будьте внимательны, не платите за то, чего нет в вашей продуктовой корзине! И проверяйте чек, не отходя от кассы!

4. Двойная оплата одного товара

Когда вы подходите к кассе оплачивать покупки, внимательно следите, как кассир пробивает ваш товар. Иногда один и тот же товар пробивают несколько раз. Довольно часто это случается, когда у вас много продуктов. Поэтому проверяйте чек, не отходя от кассы. Если вы заметите «лишнее» наименование, то у вас есть полное право потребовать вернуть деньги либо предоставить оплаченный вами товар.

5. Подмена товарных кодов

Этот вид обмана заключается в том, что обычно штрих-код товара считывает сканер, но иногда кассир вбивает его руками. Вот в этот момент и проявляется данное мошенничество: кассир может ввести код более дорогого товара. Например, вместо кода шоколадки за 20 рублей вам могут пробить код шоколадных конфет за 100 рублей. Поэтому будьте внимательны!

6. Автоматическое повышение цены на товар

Этот феномен проявляется, когда вы покупаете много продуктов. В программу, при помощи которой сканируется штрих-код товара, заранее закладывают задачу, чтобы при наборе большой суммы (например, от 500 рублей и выше) цена на следующий товар увеличивалась автоматически. Соответственно, чем крупнее покупка (или больше наименований товаров), тем больше лишних денег с вас возьмут! То есть чем больше вы берете, тем больше разница.

7. Покупка без чека

Иногда, если продавец видит, что покупатель торопится, он нарочито медленно складывает товары, а затем говорит, что из-за технических неполадок придется минут 10 подождать с получением чека. В этом случае покупатель машет рукой, просит назвать сумму, оплачивает и уходит. А продавец остается с «чаевыми». Или просто в наглую не дает чек, мол, забыл, или вообще он у них не выписывается.

8. Не пробитый товар

Иногда кассир (мол, не заметил) не пробивает выложенный на ленту товар, и на выходе из магазина на вас срабатывает сигнализация. Охранники начинают вас пугать милицией, если вы не оплатите этот товар в двойном (тройном) размере. А доказывать им, что у вас и в мыслях не было что-либо украсть, бесполезно, так как охранники заранее договариваются с кассиром о такой «уловке». Многие попадаются в эту западню и, чтобы уберечь себя от проблем с милицией, платят обманщикам.

Если такое случилось с вами, то знайте: охрана не имеет права обыскивать вас, она может только задержать вас до прихода сотрудника правоохранительных органов. Поэтому если ваша совесть чиста, вызывайте милицию. Именно сотрудник данного правоохранительного органа должен составлять протокол и собирать свидетельские показания.

9. Акции и скидки на товар

Напротив какого-нибудь продукта стоит ценник с надписью «Акция», мол, только сегодня вы можете приобрести пакет молока не за 70 рублей, а за 59 с копейками. На самом деле никакой акции нет, это просто очередной хитрый ход, чтобы народ покупал товар, цены обычно остаются прежними. На кассе могут похлопать ресницами и сообщить, что акция вообще-то уже закончилась. А иногда, прежде чем провести такую акцию, например, за неделю до нее, цены на какую-то группу товаров резко повышаются, а когда объявляется акция, то пишется прежняя цена. И получается, что скидки-то и нет вовсе.

10. Покупка + подарок

Сейчас частенько стали проводиться акции типа: «Купи телевизор – получи второй бесплатно!». На самом деле это тоже обман. Бесплатно может быть только сыр в мышеловке. А здесь вы оплатите ОБЕ вещи с той лишь разницей, что цена будет указана только на одну (но как за две). А вы будете считать, что действительно купили только одну вещь, а вторую вам подарили. То есть все эти призы, подарки, бонусы уже входят в стоимость покупки и покрывают затраты магазина на их проведение.

 

И это далеко не полный список всех уловок и обманов, которыми пользуются магазины. Не введитесь на «акции» и «скидки», относитесь к этому разумно. Проверяйте чеки, не отходя от кассы. Рассчитывайте на свою бдительность, внимательность, прозорливость и силу убеждения. Стоя на кассе, тщательно следите за кассиром и его работой. Только своей внимательностью и собранностью мы можем уберечь себя от обмана. Тем более, своей репутацией готовы рисковать не все магазины и супермаркеты. А, значит, обсчетом и обвесом «промышляет» далеко не каждый магазин. Но если вы столкнулись с явным обманом и не разрешили ситуацию на месте, то можете смело обращаться в Управление Роспотребнадзора по РС (Я) или в суд. Имеете право. 

Количество показов: 680
Выпуск:  №1 (2527) от 15 января 2016 г.
Комментарии