Пасхальная радость Богородицы

13.05.2016 
Количество показов: 377
1 мая мы отметили великий христианский праздник – Пасху. На протяжении всей этой недели, именуемой Светлой седмицей, в храмах ежедневно совершаются богослужения с пасхальными песнопениями, люди разговляются после поста и приветствуют друг друга восклицаниями «Христос воскресе!» - «Воистину Воскресе!».

Два дня  Светлой седмицы посвящены  Божией Матери:  вторник, когда празднуют явление Иверской иконы, и пятница, в которую вспоминают икону «Живоносный источник».

Почему же в пасхальную неделю, когда отмечается Христово Воскресение, мы особо вспоминаем  и Пресвятую Богородицу?

Божия Матерь была Со Своим Сыном от самого начала до конца Его земной жизни - от Его рождения и до Его крестных страданий. По преданию, во время погребения Его тела Богородица стояла рядом. Богослов XIII – XIV веков святитель Григорий Палама говорит, что воскресший Христос первым явился Своей Матери. На сороковой день после  воскресения Христа, при Его вознесении к Отцу, Божия Матерь находилась с апостолами – Его учениками.

Материнские страдания Пречистой Девы Марии у Креста Ее Божественного Сына безмерны, и мы призваны им сопереживать. Не зря в храмах в Великую Пятницу читается разрывающий сердце канон «Плач Пресвятой Богородицы» -  это как бы напоминает нам о том, что даже во дни глубокой молитвы и напряженного диалога с Богом мы не имеем права отстраняться от живых людей с их скорбями. Ведь если мы посвятим свою жизнь только Богу, забывая о людях, то наша вера будет бесплодна.

Если на Страстной седмице мы сочувствуем горю Богородицы, то на Светлой – соединяемся с Ней в радости о Христе Воскресшем.

Об этом и многом другом мы поговорили с пресс-секретарем Якутской епархии, инокиней Евгенией (Сеньчуковой).

 

ЦЕЛЕБНЫЙ  ИСТОЧНИК

В городе Константинополе, столице Византии, находился древний храм, построенный в V  веке и разрушенный впоследствии турками. Возле этого храма был источник со святой целебной водой.

Есть несколько версий, откуда взялся этот храм. Согласно одним источникам, на постройку этого храма использовали оставшийся материал от храма Софии Константинопольской, строившегося в 530-е годы.

Согласно другой версии, этот храм основал будущий император Византии Лев I Маркелл (здесь стоит отметить, что в Византии часто менялись правящие династии). 4 апреля 450 года, будучи простым солдатом, Маркелл прогуливался по лесу и встретил слепого, ищущего воду. Желая помочь несчастному, будущий император отправился к источнику с целебной водой, находившемуся неподалеку. Вдруг он услышал чудесный голос (это говорила Дева Мария): «Лев, вода ближе, чем ты ищешь». Лев нашел источник, поросший тиной, расчистил его и дал воду слепому. Слепой утолил жажду, и к нему возвратилось зрение. Этот же  голос сообщил воину Льву, что он станет императором Византии.

Через семь лет, став императором, на месте явления ему голоса он построил храм в честь Божией Матери. У источника, из которого некогда Лев набрал воды для слепого, стали происходить чудеса – в том числе люди исцелялись от онкологических заболеваний.  Другой византийский император, Юстиниан Великий, живший несколько веков спустя, исцелился водой этого источника от тяжелой болезни.

 Сам термин «Живоносный источник» отнесли к Божией Матери, потому что из Нее истекает живая вода – Христос. Это видно и из изображения иконы «Живоносный источник»: Христос в Богородице – как вода в чаше.

На самой иконе Божия Матерь изображается в чаше с фонтанчиком, держащей Младенца, и ангелы служат с двух сторон. Такой тип иконы называется оранта, к нему также относятся иконы «Державная» и «Неупиваемая чаша».

 

ОБРАЗ «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» НА РУСИ

На Руси этот образ стали почитать, по крайней мере с XIV века, когда упоминание о нем появилось в богослужебных текстах. Одна из первых русских икон «Живоносный источник» находилась в Новодевичьем монастыре в Москве – ее написал известный иконописец Симон Ушаков (в настоящее время она хранится в Оружейной палате). В Саровской пустыни была почитаемая икона «Живоносный источник» XVII века – преподобный Серафим Саровский отправлял молиться перед ней своих духовных чад. Очень часто часовни в честь иконы «Живоносный источник»  устанавливали над источниками.

Другой особо почитаемый образ «Живоносный источник» находится в  деревне Валяево Пензенской области.  В XVIII веке на эту местность был  совершен набег кочевников. В это же время живший там монах обнаружил икону «Живоносный источник» и источник с исцелявшей водой, и набег был отражен. Икона стала почитаться как чудотворная, на месте ее явления была построена часовня. Позже, когда часовня пришла в негодность, на этом же месте был воздвигнут каменный храм в честь иконы «Живоносный источник», алтарная часть которого была построена на месте явления иконы в XVIII веке. Храм этот сохранился до наших дней.

В Якутске особо чтимый образ «Живоносный источник» находится в Преображенском соборе. Икона украшена приношениями от благодарных верующих, получивших просимое: цепочками, кольцами, крестиками.

 

ОСВЯЩЕНИЕ ВОДЫ

Как известно, в Церкви есть два вида водоосвящения: Великое водоосвящение (оно совершается в крещенский сочельник и праздник Крещение) и малое водоосвящение, которое может быть совершено в любой день. Обязательно малое водоосвящение совершается в пятницу Светлой седмицы, когда празднуется икона Божией Матери «Живоносный источник». Вода, освященная в этот день, особенно почитается народом. За всю историю Церкви сохранились многочисленные свидетельства об исцелениях болящих, употреблявших такую воду.

В Якутске есть часовня в честь иконы «Живоносный источник», на Водоканале. В пятницу Светлой седмицы там обязательно устанавливают цистерну с водой и совершают водосвятный молебен.

 

ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ - БОГОРОДИЦА С РАНОЙ НА ЩЕКЕ

Немного раньше, во вторник Светлой седмицы вспоминается Иверская икона Божией Матери.

В IX веке, когда в Византии бушевала ересь иконоборчества, произошла следующая история. Воин, подчинявшийся императору-иконоборцу, ударил образ Богородицы копьем, и из щеки, куда пришелся удар, потекла кровь. Испуганный воин отступил, видя явное чудо, но владелица иконы решила больше не давать повода к поруганию святыни, и, помолившись, отпустила ее в море.

Прошло два века. Во вторник Светлой седмицы монахи Иверского (грузинского) монастыря на Святой горе Афон увидели над морем огненный столп, а на нем – икону Богородицы. Один из монахов, преподобный Гавриил, подобрал образ и унес в храм. Но утром она была обнаружена на воротах обители.

Несколько раз икону приносили в храм, но снова и снова она оказывалась на воротах. Из этого монахи сделали вывод, что она хочет оставаться у ворот. Там ее и оставили. Отсюда появилось ее другое название «Вратарница».

Иверская икона Божией Матери особо почитается на Руси. В Москве на Красной площади была часовня в ее честь – там находился список с Иверской Вратарницы, принесенный с Афона. В 1929 году она была уничтожена, восстановлена в 1994. Где сейчас находится образ, пребывавший в знаменитой часовне, достоверно неизвестно.

Юрий АКСАМЕНТОВ

Количество показов: 377
Выпуск:  №17 (2543) от 6 мая 2016 г.
Комментарии