Пенсионеры изучают английский. Для чего им это нужно?

20.05.2016 
Количество показов: 716
Если человек вышел на пенсию, это не значит, что он уже не сможет научиться чему-то новому. Главное – желание! В этом убеждена преподаватель курса «Основы английского языка» Школы третьего возраста Мария ЛУКИНА.  

Мария Николаевна Лукина является Почетным ветераном системы образования РС (Я), «Учителем учителей», отличником просвещения РСФСР.

 

У нас нет ограничений!

- Мария Николаевна, когда вы начали преподавать в Школе третьего возраста?

- Я работаю преподавателем курса «Основы английского языка» в Школе третьего возраста с октября 2012 года. Этот курс рассчитан на два учебных года, с октября по май по 2 часа в неделю. Календарный план курса разработан мною на основе Программы среднего образования по иностранным языкам: английский язык (базовый уровень).

- Кто может посещать эти курсы – кто уже когда-то изучал английский?

- Не обязательно. Курс рассчитан на тех, кто начинает изучать английский язык впервые, например, раньше изучал немецкий и французский. А также для тех, кто  хочет изучать английский после очень долгого перерыва, и для желающих развить навыки устной речи.

- Какова цель этих курсов? Не поздновато ли пенсионерам изучать английский?

- Жизнь не заканчивается с выходом на пенсию, а может активно продолжаться.  Цель учебы в нашей школе определяется современным ритмом нашего общества: повышение познавательной активности всех слоев общества, развитие международного туризма, для достижения взаимопонимания в процессе устного общения с носителями английского языка. В этом  учебном году я веду две группы учащихся: начинающих и продолжающих. Изначально планировали курс «Основы английского языка» пройти за один учебный год. Но практика показала, что одногодичное обучение совершенно непродуктивно для усвоения лексического минимума, хорошего знания грамматики и развития навыков устной речи. Сами мои студенты пожелали ввести второй годичный курс для обеспечения прочности знаний, приобретенных на первом курсе и для дальнейшего увеличения объема речевой практики – монологической и диалогической речи.

- А как проходят занятия, как вы прививаете интерес ученикам?

- В основу базового курса положены ситуативно-коммуникативный и тематический принципы обучения. Занятия бывают продуктивными, когда уроки не однообразны, не монотонны и не скучны. Каждый урок чем-то должен удивить, заинтересовать учащихся, они должны быть эмоционально окрашенными. Также применяю такие приемы подачи материала, как рифмовки, шутки по ходу урока, интересные примеры из жизни народов англоязычных стран, экскурс в историю того или иного слова, пословицы и поговорки и так далее.

- Можете привести пример необычного занятия?

- Конечно. Например, первое занятие - изучение алфавита. Цель урока - хорошо запомнить наизусть алфавит за один урок, так как твердое знание алфавита помогает быстро найти незнакомое слово не только по первой букве, но и по всем остальным буквам. Студенты были убеждены, что за один урок они просто не смогут выучить его наизусть. Но через английскую песенку про алфавит, которую они выучили за один урок, настроение у учащихся сразу поднялось. И мотивация к дальнейшему изучению языка повысилась. На втором занятии я объяснила трудности, связанные с чтением и произношением. По этому поводу сами англичане шутят: «Мы пишем «Манчестер», а читаем «Ливерпуль». Схватив суть проблемы, мои ученики на основе сравнения якутских, русских и английских звуков, выучили транскрипцию и начали читать слова всего за два урока. Каждый урок содержит грамматический и лексический материал с закрепляющими упражнениями. Отработка грамматических структур идет только на знакомом лексическом материале в порядке постепенного нарастания трудностей. В конце каждого урока дается письменное домашнее задание на базе материала данного и предыдущих уроков, а в начале следующего занятия – обязательный разбор ошибок всем классом этих упражнений, что способствует лучшему усвоению материала. Программа II курса состоит из нескольких тематических разделов, и курс ориентирован на обучение студентов общению на английском языке по интересующим темам.

- Как вы считаете, почему пенсионеры изучают английский язык? Зачем им это?

- Сейчас в России непростые времена: санкции, кризис, пенсии обесцениваются. Но старшее поколение не поддается унынию, преодолевает трудности, как бы, не замечая их. В этом смысле старшее поколение являются примером для молодых. У учеников нашей школы присутствует активность, положительный эмоциональный настрой, оптимизм. Многие курсанты смогли воспользоваться приобретенными знаниями по разговорному английскому во время туристических поездок в дальнее зарубежье.  Например, моя ученица Е. Г. Соркомова провела четыре зимних месяца на курортном острове Гоа, а А. Ф. Ефимова жила пять месяцев в Ирландии. Пенсионерка, бывшая учительница начальных классов, теперь занимается репетиторством не только по русскому языку и математике, но и по английскому со своими подопечными. Большинство бабушек реально помогают внукам, учащимся 2 и 3 классов, освоить азы английского языка дома.

- Мария Николаевна, а вам лично что дают эти занятия?

- Я иду в свою школу на занятия, как на праздник. Мои студенты исключительно прилежны, доброжелательны, они никогда не пропускают занятия без уважительных причин. Я учусь наравне со своими учащимися позитивно воспринимать окружающий мир.

 

Мнения учеников

Мы с удовольствием изучаем английский!

Ученики группы I курса начинающих 2015-2016 г.:

- В нашей группе для начинающих изучать английский язык 10 человек. Мы занимаемся с сентября 2015 года. У каждой из решившихся в пенсионном возрасте на изучение английского языка есть своя личная мотивация: кто-то хочет исполнить свое давнее желание изучить английский, кто-то хочет пользоваться им в своих заграничных поездках, кто-то изучает для общения и переписки с друзьями-иностранцами, а кто-то для тренировки памяти, для работы ума. И нам во всем этом помогает наш преподаватель Мария Николаевна Лукина – истинный профессионал с большим опытом преподавания данного языка. Она очень доходчиво, понятно объясняет материал: большое внимание уделяет работе над произношением, транскрипцией, работе над усвоением грамматического материала, над усвоением новых слов. Наша группа искренне благодарна Марии Николаевне за её труд, в который она вкладывает много души и старания.

 

Ученица С. Н. Александрова:

- Я в школе изучала французский язык, а по-английски не знала ни слова. В 2015 году случайно узнала, что идет урок английского с другим преподавателем. Так я попала к Марии Николаевне. Мне сразу понравилось то, как она вела урок, чувствовалось, что преподаватель с большим опытом работы и знанием своего дела. Я осталась у Марии Николаевны. Изучение языка ведется непринужденно, по принципу – «от легкого к трудному». Все занимаются с удовольствием, предмет интересный, пишешь одно, произносишь по-другому. С возрастом сложно учиться, тем более, никогда не изучали этот язык.

Мы, курсанты, все довольны, что попали к такому преподавателю, который великолепно знает свой предмет и с большой любовью делится знанием английского языка с нами.

 

Ученица А. М. Им, I курс:

- В душе каждого живет тяга к знаниям и интерес к новому. Несколько лет назад Мария Николаевна начала вести курс английского языка в Школе третьего возраста. Этот курс имел большой успех, и к ней потянулись люди. Наша группа состоит из позитивных бабушек. У многих из нас дети живут и работают за границей. Наша цель - выучить английский язык на базовом уровне. Наша Мария Николаевна – профессионал. Каждое её слово ловим на лету, и этим достигается хороший результат учебы. За какие-то полгода мы в корне поменяли свое отношение к трудностям изучения английского языка.

 

Student of the first course  N. Р. Berezina:

- We all are pensioners. We go to school of the Third age and learn English twice a week. First we learned the alphabet by heart and the transcription. Then we started to learn new words and English grammar. We knew a lot about the history and traditions of English speaking countries. We learn our lessons, do our homeworks with pleasure. We are busy with our English and glad to learn it.

We like our school and our lessons of English. We congratulate our school upon its jubilee. We wish long age and happiness to all students of our school.

Thank you, our school of the Third age!

Количество показов: 716
Выпуск:  №18 (2544) от 13 мая 2016 г.